Светлана Огородникова
Конспект занятия для детей старшего возраста «Гжельская роспись. Оформление блюдца»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширять знания детей об истории гжельского промысла. Учить составлять из элементов гжельской росписи композицию и украшать ею изделие, формировать практические умения и навыки рисования с образца; воспитывать эстетический вкус, любовь к народному искусству, усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками; развивать детскую фантазию и умение расписывать гжельской росписью.
Публикация «Конспект занятия для детей старшего возраста „Гжельская роспись, Оформление блюдца“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Рисование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Ход занятия.
В российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоял город Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умные, красивые и умелые мастера. Собирались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в родной стороне глину чудесную, белую-белую. И решили лепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал.
Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, стали расписывать посуду синей краской. Рисовали разные узоры из сеточек, колосков, цветов.
Вот так и повелось, что каждый из них своим мастерством людей радует, своих детей и внуков разным премудростям учит. На весь мир прославили они свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду. Очень затейливая, нарядная получилась посуда. Полюбилась она людям, и стали называть ее «нежно-голубое чудо».
Роспись наносится на поверхность обожженного изделия свободной кистью. Узор всегда связывается с формой, подчеркивает ее особенность и цельность. Основные мотивы росписи – травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы. Кистью мастер работает легко, разный нажим на кисть дает возможность оттенить синий цвет. Чтобы получить темный оттенок, нужно нажимать на кисть сильнее, чтобы получить светлый – слабее. Узор всегда расположен в центре изделия.
Самостоятельная работа.
- А теперь – внимание! Сейчас у нас с вами очень важный этап работы: вы будете расписывать свои блюдца. Представьте, что вы находитесь в цехе гжельской росписи, что вы мастера, которые должны проявить фантазию, воображение и придумать свой узор. Только сначала вспомним правила работы с кисточкой.
1. Кисточку держать под прямым углом к расписываемому предмету, зажав ее тремя пальцами.
2. Не оставляй кисточку в баночке с водой.
3. Не забывай прополаскивать кисточку.
- Приступайте к работе. Работаем быстро, качественно, аккуратно.
Итог урока.
- Молодцы! Закончили работу. Давайте вспомним еще раз:
1. Почему данный вид росписи называется «Гжельская роспись?» (по названию местности, где изготавливают изделия – г. Гжель)
2. Из чего мастера делают гжельские изделия? (белая глина)
3. Какие цвета используют в гжельской росписи? (синий и белый)
4. Какие изделия создают мастера? (посуду причудливой формы, украшают изделия скульптурой, которая размещается на крышке сосуда, ручки посуды делают в виде птиц или животных, лепят скульптурки)
5. Где расположен узор? (в середине)
6. С каких элементов начинают писать узор? (с мазков, постепенно переходя от темного цвета к более светлому)
7. Что любят рисовать гжельские мастера? (цветы, птиц, листья, травку)
8. Назовите элементы, которые использованы в узоре? (цветы, листья, веточки, лепестки цветов)
9. Угадай, что это за элемент: название его связано с внешним видом, который напоминает дождевую капельку и что можно изобразить «капелькой»? (капелька, цветы, листья, веточки, лепестки цветов)
10. Какой орнамент преобладает в росписи изделий? (растительный)