Ирина Щербакова
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию «О жизни и быте донских казаков»
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
«О жизни и быте Донских казаков».
Цель: Дать знания детям о истории и культуре Донского края.
Задачи: Способствовать приобщению детей к истории и культуре Донского казачества.
Развивать познавательный интерес к истории своего народа; к его культуре и традициям.
Развивать речемыслительную память.
Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию „О жизни и быте донских казаков“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Способствовать обогащению словарного запаса детей региональным материалом.
Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ.
Воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям казаков.
Предварительная работа: Посещение библиотеки, музея, разучивание правил игры «Забытые слова». Чтение книг «Славен Дон» М. П. Астапенко, М. А. Шолохова «Нахаленок», заучивание казачьих слов и выражений, стихов, былин, рассказов, знакомство с заповедями казаков, рассматривание иллюстраций с изображением жизни казаков, дидактические игры, презентации, видео и фото материалы, игровая деятельность, ( взаимодействие с родителями: собирание экспонатов для мини-музея., знакомство с музыкальным творчеством донских казаков, казачьих танцев и песен, рассматривание народных костюмов казаков.
Материал: Музыкальная шкатулка, грамота, с исчезнувшими словами пословиц для игры «Дополни слова», карточки с предметами для игры «Забытые слова», холщовые мешочки с буквами.
Ход занятия:
Воспитатель : Ребята, посмотрите, какая старинная у меня вещь, как вы думаете, что это?
Ответы детей : Шкатулка.
Воспитатель : Да, это шкатулка, но она не простая, а волшебная в ней много всего. Давайте ее откроем! (Достает письмо и читает стихотворение)
На свете есть у каждого, наверно, любимый уголок земли!
Где жили наши деды, где совершали подвиги они.
Здесь дышится намного легче и свободней,
Любимый наш ты - край Донской!
Казачий край, ты край раздольный!
Гордимся мы твоей судьбой!
Воспитатель : О чем говорится в этом стихотворении?
Ответы детей…
Воспитатель : Да, в этом стихотворении говорится о родном крае, о малой Родине. Для нас малой Родиной считается Донской край. Так называют наш край по имени реки Дон.
Край Донской - жемчужина России. Неоглядные равнины, бескрайние степи чаруют своей первозданной красотой. Донской край - казачий край!
- Много сказочных мест у России
Городов у России не счесть.
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь.
- В родной степи шумят поля и реки
Цветут сады, колышется трава
Очаровала ты меня на веки
Моя Донщина – Родина моя.
Воспитатель : Ребята, давайте посидим рядком, да поговорим ладком о родной стороне.
(Звучит казачья песня «Ой, то не вечер» исп. Кубанский хор).
Воспитатель : Казачьи песни слушать – мед ложкой кушать.
Рассказ воспитателя :
Давным-давно, вдоль берега реки Дон стали селиться беглые крепостные люди, которые работали на помещиков от зари до зари, но не могли прокормить свои семьи. Бежали они в степи, где было много дичи, селились на островах, около реки Дон, в которой было много рыбы. Так в старинных грамотах употреблялось название Земля донских казаков, а потом она стала называться - Земля Войска Донского, а вольные люди-казаками. Ребята, что вы знаете о культуре донских казаков?
Воспитатель : А кто такие казаки?
Дети: Казаки – это вольные, смелые люди. Одни были воинами - защищали Родину от захватчиков, другие занимались домашним хозяйством.
Воспитатель : Верно. Они жили на окраине южных границ России.
Главная задача казаков – оберегает границы государства. А что означает слово «казак»?
Дети: Казак означает «защитник», «воин».
Воспитатель : Казак – опора всей России
Он воевал всегда красиво.
Гордится им святая Русь,
Гордятся все, и я горжусь.
Воспитатель : Духом они были смелы, храбры и отважны, характером живы и веселы. А как одевались казаки?
Дети: Одевались они нарядно и красиво.
Воспитатель : А как одевались мужчины казаки?
Дети: Мужчины носили штаны – шаровары, рубахи и кафтаны. На голове носили шапку, на ногах сапоги. Кинжал и сабля вешались на пояс. Носили особенную прическу: головы брили, а наверху оставляли длинный чуб.
Воспитатель : А как одевались казачки?
Дети: Костюм казачки состоял из юбки и кофты. Юбки украшали оборками и кружевом, а кофты тесьмой. Молодые девушки носили косу, а женщины заплетали волосы вокруг головы.
Воспитатель : Совершенно верно. Скажите, ребята, а как назывались дома, в которых жили казаки?
Дети: Курени.
Воспитатель : Что значит – курень?
Дети: Курень – значит «круглый».
Воспитатель : А каким же домашним хозяйством занимались казаки?
Дети: Они ловили рыбу, выращивали сады, виноград, скот, сеяли хлеб, строили дома.
Воспитатель : Но казаки умели не только работать, но и очень любили петь. Песни у казаков, как мы уже слышали – раздольные, как степи.
Вспомните пословицы, которые казаки придумали о песне?
Дети: 1. Казак без песни, что виноградная лоза без гроздьев.
2. На Дону казаку и камень подпевает.
3. На Дону исстари ведется – без запевалы песня не поется.
(Открывает шкатулку и достает книгу)
Воспитатель : Раньше не было книг, все передавалось из уст в уста, от одного поколения к другому, сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни всегда отображали мечты и чаяния вольных казаков о радостном и плодотворном труде, о победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее. Веками люди оттачивали созданные произведения, переделывая, дополняя, создавая новые варианты. Мудрость, смекалка, удалое веселье, задиристость, напевность сконцентрировались в казачьем, устном народном творчестве.
Воспитатель : Хорошо. А пословицы о казаках вы знаете? (Да)
Воспитатель : Давайте вспомним их.
Дети: 1. Где казак там и слава.
2. Казак без коня – сирота.
3. По казаку Дон плачет.
Воспитатель : Молодцы! Строго в казачьей среде соблюдались традиции, обычаи:
А вы знаете какие по характеру были казаки?
Дети: 1. Это смелые, ловкие, сильные, решительные люди.
2. Они любят свою Родину и готовые ее защищать.
Игра «Дополни слова». Мы с вами повторили пословицы, сейчас проверим, как вы их запомнили. Логопед достаёт из шкатулки грамоту, в которой исчезли за давностью лет слова, есть начало пословицы, но нет конца. Дети называют исчезнувшие слова.
Казак без коня – как соловей …без чего? (песни).
Казак с конем (когда) - …. и ночью, и днем.
Казачьи песни слушать – что… (мед) ложкой кушать.
Казак без атамана…кто? (сирота).
Ветру – поле, а казаку – …что? (воля).
Не ленись казак с плужком, весной будешь… с чем? (пирожком).
Воспитатель : Главным украшением казака считалось оружие : шашка, копьё, нагайка.
В старину обычно говорили : «Нагайкой владеешь - силу имеешь». У казаков есть такое современное слово «фланкировка»- это когда отрабатывают сложные движения, вращая нагайку. И сейчас я вам покажу несколько элементов фланкировки. (Показ презентации Фланкировка)
В казачьей семье очень строго соблюдались традиции и обычаи. Казакам с детства прививалось уважение к старшим. А какие законы знаете вы?
Дети: 1. Надо быть скромным и честным. Без согласия родителей не решался ни один вопрос.
Дети: 2. К отцу и матери обращались только на «Вы».
Дети: 3. А ещё казачки - хорошие хозяйки. Любили чистоту и порядок, а самое главное, очень вкусно готовили. Казачья еда очень полезная.
Воспитатель : А вы знаете какие - нибудь казачьи блюда?
Дети: 1: В реке водилось много рыбы. Казаки ловили и из неё варили уху, жарили, запекали.
2: Из теста пекли пироги, готовили лапшу, борщ,
3: Варили компот из сухофруктов - узвар называется.
4: Вареники с творогом, картошкой.
Воспитатель : Раз вы такие смелые, ловкие да и поёте хорошо, угощу я вас настоящей казачьей едой, которая и вкусная и полезная, сил прибавляет, настроение повышает. (Преподносит в горшке кислую лапшу. Дети проходят за стол). Только есть, вы будете по-казачьи. Знаете как? Из одного чугунка черпать деревянными ложками по очереди, а кто без очереди, тому ложкой по лбу щелкнем.
Казаки считали, что тот кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но и прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих древних предков.
Воспитатель : Скажите, пожалуйста, ребята, что брали с собой казаки, уезжая из родного дома на службу? (Землю)
Воспитатель : Правильно. Они хранили ее в небольшом расшитом мешочке и хранили на груди у самого сердца, считая, что она придает им сил в бою. Это не простая земля – это наша родная земля. Это наша – Родина. А кто знает, как называется земля, на которой мы живем? (Донская земля)
Воспитатель : Я родом из Донского края.
На свете нет прекрасней рая.
Простор песков
И хлебных желтых колосков.
А почему возникло такое название? Донская земля?
Дети: Потому что, главная река Ростовской области – Дон.
Воспитатель : Назовите главный город – столицу нашей области?
Дети: Столица Ростовской области – город Ростов – на – Дону.
Воспитатель : Верно. Послушайте, пожалуйста, замечательное стихотворение И. Глаголева и подумайте, о чем он пишет с такой любовью и восхищением.
Ой, да ты широкий и глубокий
Величавый Тихий Дон,
Край казачий, край раздольный,
Низкий мой тебе поклон.
Ты не только тихий, плавный
И широк среди всех рек.
Дон привольный, необъятный, он наш батюшка на век.
О чем говорится в этом стихотворении? (О реке Тихий Дон)
Воспитатель : Давайте, ее найдем на карте. (Показ на слайде).
Что вы знаете об этой реке, какая она?
Дети: Она широкая, большая, полноводная с красивыми берегами, тянется далеко по всей нашей области.
Тихий Дон – колыбель казачества. Донская земля! Почти 500 километров протянулась она с севера на юг и с запада на восток.
В – ль: Течение Дона медленно и величаво. Дон прекрасен в любое время года, его красотой восхищаются жители Донского края. Народ очень любил свою реку – кормилицу, уважал ее называл по – разному, но всегда ласково.
Воспитатель : Какие названия реки Дон вы слышали?
Дети: Дон – Иванович, Дон – батюшка, Тихий Дон, Дон кормилец.
Воспитатель : А почему люди так почтительно к ней относились?
Дети: Река давала им пищу, заработок, воду, жизнь.
В – ль: Совершенно верно. На Дону очень любили играть, поиграем в игру «Золотые ворота». (Играют)
Ход игры:
Дети, дети все сюда,
Здесь весёлая игра
Раз, два, три, четыре, пять
Собираемся играть.
Правила игры очень просты. Выбирают двух игроков по считалочке:
Катилася торба
С высокого горба.
В этой торбе
Хлеб, соль, пшеница.
С кем будешь делиться?
На кого падает слово «делиться», тот указывает на кого-нибудь из игроков и говорит: «С ним! (или с ней)».
Они отходят немного в сторону и договариваются, кто из них кем будет (солнце – луна, день – ночь, красное – белое, апельсин – яблоко и т. д.). Выбравшие себе роли становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные берутся за руки и хоровод начинает двигаться, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Все хором произносят такие слова (сначала, пока ребята не разучили присказку, взрослый может говорить ее один) :
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них. Задержанного спрашивают, на чью сторону он хотел бы стать, и тот встает за спину одного из участников «ворот». Чтобы не быть пойманными, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой. Игра продолжается до тех пор, пока не останется двое не пойманных играющих, они и станут следующими «воротами». Когда все игроки распределены, группы устраивают перетягивание, взявшись за руки или с помощью веревки, каната, палки и т. д.
Вот и закончилось наше путешествие. Теперь я знаю, что наши предки гордились бы вами!
О чем мы сегодня говорили?
Что больше всего вам понравилось?