Приложение МААМ

«Ах, птичка-невеличка». Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

Ольга Ярославцева
«Ах, птичка-невеличка». Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект «Ах, птичка – невеличка»

Цель: значение образа птицы в жизни человека.

Задачи: Образовательные: закрепить названия птиц, дать представление о их образе в фольклоре и жизни наших предков. Познакомить с незнакомыми мифическими птицами.

Развивающие: активизировать речь, запоминать образы птиц и виды в живописи, знакомить с новыми играми, учить рассуждать и делать выводы, запоминать названия, проговаривать потешки и заклички. Развивать мышление, фантазию.

Публикация «„Ах, птичка-невеличка“, Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Воспитывающие: Прививать любовь к русским традициям, учить видеть прекрасное в обычном (в птицах, воспитывать уважению к быту и труду людей проявленных в работах (тарелках, сундуках, резьбе)

ХОД НОД:

Стук в дверь. Появляется кукла Матрена с ковшом утицей.

- Здравствуйте, ребятки. Я к вам в гости, да не с пустыми руками, а вот с такой вот птичкой. Как вы думаете, что это? (Предположение детей)

- Это ковш для водицы, чтоб зачерпнуть и напиться. А как вы думаете, почему ковшик выглядит как птица? (Предположения)

Люди часто представлял себя вольной птицей и мечтали улететь за синее море. Самолетов раньше не было, а летать всегда умели - птицы. Это УТОЧКА - чистая птица, так как плавает по воде, а все, что на воде, считается чистым. Видимо, ковши, ендовы, скобкари и другую посуду украшали водоплавающими птицами (утками, гусями). Ребята, птицы, как и люди, строят свой «дом», оберегают его, заботятся о потомстве. Народная мудрость точно подмечает черты человека и поведение птиц, например, «болтливый» как сорока, или «беззаботный» как кукушка, ведь кукушка гнезда себе не делает, а подбрасывает свои яички другим птичкам в гнезда.

Ребята, в каждом доме есть посуда с изображением птиц. Принести всю посуду я не могла, но вот фотографии тарелок с птицами я для вас сделала…

Воспитатель развешивает различные тарелки с изображением птиц, дети их рассматривают, обсуждают на какую птицу похожа, та или эта птица.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА: Изобрази птичку (как захотят дети, недерективная помощь воспитателя если у детей будут затруднения): утку, курочку, орла, можно и пингвина и т. д.

Воспитатель: Ребята, а вы обратили внимание, что некоторые птицы как настоящие, а некоторые необычные, например: с человеческим лицом? А знаете почему? Люди долго наблюдали за птицами, и дали многим птицам характер и предполагали, что они как талисманы несут в себе силу.

Давайте поделим эти тарелочки с разными птичками на две группы: в первой будут обычные, а во второй необычные (дети делят птиц или воспитатель с подсказками детей).

Рассказ воспитателя:

ГРИФОН (ГРАФ-ПТИЦА). Наполовину птица (голова, наполовину животное (имеет туловище льва). Перья у крыльев жестки как стрелы, когти и клюв железные. Олицетворение силы земной (льва) и небесной (орла). Художники рисовали это чудо на крышках сундуков как хранителей богатства.

АЛКОНОСТ и СИРИН. Птица с человеческим ликом. В декоративно-прикладном творчестве ее можно отличить по улыбающемуся лицу. Сирин строгая. Обе птицы очень хорошо поют.

ЖАР – ПТИЦА - это не просто волшебное сказочное существо, но олицетворение огненно-световой стихии. Изредка прилетает она из-за далёка и, как правило, быстро возвращается назад, в чудесную страну. Ярче солнца сверкают ее крылья.

Особое место принадлежит ОРЛУ – он как царь. Орел считается старшим и главным среди птиц. Орел связан с небесными стихиями и управляет ими. Есть поверье, что орел отводит град от полей и спасает урожай.

Есть легенды, что именно птица-СОКОЛ принесла на землю огонь - искру от солнца, и от зажжения дерева на земле появился небесный огонь. Сокол помогает человеку, особенно воину. Каждого русского молодца называли "соколом ясным"; за его глаза - зоркие очи, смелость, огненный темперамент.

ВОРОН - считался самой мудрой и вещей птицей. В волшебных сказках он добывает мертвую и живую воду, представляет ветер. По многим сказкам эта птица стала символом зла. Ворон живет триста лет и владеет тайнами добрыми и злыми, но характер у него не приятный вот люди и не добро смотрят на него, а еще за его черный окрас. По народным представлениям воронье карканье не сулило ничего хорошего, есть даже выражение – «не каркай».

ЛЕБЕДЬ известен своей верностью, Царевна Лебедь в сказках своей мудростью, светом и красотою помогает героям достичь цели, найти счастье. Белая лебедь воплощает любовь и красоту. "Лебеди на крыльях за море снег понесли", - говорится при первом снеге. Про нашу страну Россию говорят – это и есть Царевна Лебедь, ставшая почти олицетворением Руси.

ГОЛУБЬ - священная птица, воплощение Духа Святого, олицетворение доброты и красоты. "К недоброму человеку и голубь не летит". "Голубь, голубка, голубушка", - говорят у нас в народе на влюбленных. С голубем соединилось представление о счастье и любви. В колыбельных песнях часто упоминается о голубе, который воркует и успокаивает ребенка.

Воспитатель предлагает спеть (дети изображают укачивание куклы)

Колыбельная песня:

Сон да дрёма

По качульку брела,

К дочке в люльку забрела.

Лелюшки-люли,

Прилетели голуби.

Стали гули ворковать,

У меня дочка – засыпать.

АИСТ - желанный гость в любом русском дворе. Хозяева нарочно ставят на крышах шесты, чтобы аисту удобно было гнездо вить. По старинному поверью, аисты охраняют дом от пожара, а если и пожар случится, то он тут же в клюве воды наносит. Разорить гнездо, либо обидеть аиста - значит накликать на себя беду большую.

Существует легенда о том, как бог дал человеку мешок со змеями, лягушками, пауками и велел выбросить в море или в огонь. Человек из любопытства развязал мешок, и вся нечисть расползлась по земле. В наказание бог превратил человека в аиста, чтобы он очищал землю. Распространено и поверье о том, как аист приносит в дом детей, вытаскивая их из болота, из моря, приносит в корзине, корыте или лохани.

ЛАСТОЧКА - чистая, святая птица, наделяемая женскими качествами. Считается, что ранний прилет ласточек предвещает урожай. Ласточка - покровительница семьи, не зря ее называют "хозяйкой", "домовиткой", "домахой". Гнездо ласточки обеспечивало дому счастье. Ласточка - вестница весны. В песнях ее называют ключницей, так как она приносит из-за моря золотые ключи, которыми отпирает лето и замыкает зиму.

ЖАВОРОНОК - воплощение жары и ясного неба. Он, как и ласточка, приносит весну. Один из весенних дней посвящен птицам. Женщины пекут в этот день "жаворонков" - печенье, с которым дети бегали по улице и кричали заклички, встречая птиц: "Жаворонки, жавороночки! Приносите нам Весну-красну, солнышко, тепло гнездышко".

ПЕТУХ - птица, приветствующая восход солнца, своим пением он как бы призывает солнышка вставать, не зря ему еще дают имя "Буди мир". Петух считается защитником хозяина. Русские считали, что без петуха весь дом развалится. Петух - символ солнца, огня, плодородия.

ВОРОБЕЙ - птица, ловкости и проворства. Согласно легенде, воробей своим чириканьем выдал Христа преследователям, приносил гвозди для распятия и чирикал: "Терпи! терпи!". В наказание воробей стал маленьким, серым и имеет на лапках невидимые оковы. Есть поверье, что в одну из летних ночей все воробьи исчезают, даже днем их не видно, и что они слетаются в одно место, где старший над воробьями считает их. Народ приметил, что такая ночь выпадает на 1 сентября, ее так и называют "воробьиная".

Существует забава "Гонять воробьев". Поиграем:

За столом все сидящие закрывают глаза, или все встают из круга лицом, а кто-нибудь кого выберет старший, должен дотронуться до плеча любого, и тот должен угадать, кто его тронул.

Матрена: Ребята, но это еще не все. Посмотрите-ка, на вот эти картинки:

Резьба в виде птиц на доме, петушки на полотенцах и рубашках, рисунки на сундуках и прялках. Птицы в доме человека есть везде. Все это для защиты; это символы доброй и счастливой жизни.

А посмотрите на рукава на моей рубашки - широкие рукава-крылья, головной убор-хохолок.

Воспитатель: А еще люди придумывали стихи и песни с птицами.

Прибаутки и небылицы:

Синичка, синичка,

Воробью сестричка.

Воробей-воришка

Залез в амбаришко,-

Клевать просо

Своим носом.

***

Скок-поскок!

Молодой дроздок

По водичку пошёл,

Молодичку нашёл.

Молодиченька,

Невеличенька:

Сама с вершок,

Голова с горшок.

Шу-вы! Полетели,

На головушки и сели.

Докучные сказки:

Летел гусь, сел на дорогу – упал в воду. Мок-мок, кис-кис – вымок, выкис, вылез – сел на дорогу и опять пал в воду. Мок-мок, кис-кис – вымок, выкис, вылез и т. д.

(Проговорить с детьми докучливую сказку)

Матрена: Ребята, а я знаю загадки про птиц. Разгадайте их:

Загадки:

На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец)

Не король, а в короне, не гусар, а при шпорах. (Петух)

Ходит к речке смело весь в наряде белом,

У него на ножках, красные сапожки (Гусь)

Чик-чирик! К зернышкам – прыг!

Клюй не робей! Кто это? (Воробей)

Молодцы, все отгадали! А у людей есть еще и приметы (это когда люди подмечают, что делают птицы и что произойдет в природе):

"Если пташки купаются в пыли - жди дождя".

"Птицы вьют гнезда на солнечной стороне - к холодному лету".

"Птица хохлится - к непогоде".

Воспитатель: А кто сможет объяснить, что значит такая пословица:

«Красна птица пеньем, а человек - ученьем».

(Рассуждение детей, помощь воспитателя)

Матрена: Ну, ребята, кажется я сегодня вам много рассказала про птичек и как много для человека значат птицы. А мне пора домой….

Но сначала я у вас спрошу, кто каких птичек запомнил? А в колыбельных песенках про птичек поют? А где кроме тарелок можно в доме встретить птичек? А вы меня еще в гости будете ждать?

Воспитатель: Спасибо, Матрена. Конечно, приходи к нам еще.

Публикации по теме:

Фотоотчет о проекте «Здравствуй, птичка-невеличка!»Фотоотчет о проекте «Здравствуй, птичка-невеличка!» Здравствуйте маамовцы! Я хочу поздравить Вас с праздником «1 апреля - Днем птиц!» и поделиться итогами нашей работы с моими малышами по.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Синичка — птичка-невеличка» в старшей разновозрастной группеКонспект интегрированного занятия по развитию речи «Синичка — птичка-невеличка» в старшей разновозрастной группе Цель: Формирование связной речи, познавательного интереса и закрепление навыков работы по лепке в технике "пластилинография" Задачи:.

Конспект занятия по аппликации «Весна пришла — птичка гнездышко свила» в группе среднего дошкольного возрастаКонспект занятия по аппликации «Весна пришла — птичка гнездышко свила» в группе среднего дошкольного возраста Программные задачи: формировать представления о способах создания сюжетной аппликации из цветной бумаги и ниток, развивать творческое.

Конспект занятия по лепке «Птичка» для младшего дошкольного возрастаКонспект занятия по лепке «Птичка» для младшего дошкольного возраста Цель: выполнение поделки из пластилина «Птичка». Задачи: -формировать умение передавать в лепке образ птички, лепить птичку из двух деталей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Ах, птичка-невеличка». Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 ноября 2024 в 21:51
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Ах, птичка-невеличка». Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ярославцева (УИ 316228) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД