Ирина Назина
Конспект занятия по речевому развитию «Наши пернатые друзья»
▼ Скачать
Тема занятия по речевому развитию : «Наши пернатые друзья»
ЗАДАЧИ
1. Активизировать словарь детей глаголами, прилагательными. Совершенствовать умение составлять описательные рассказы о птицах. Упражнять детей в согласовании слов в предложении. Развивать умение внятно и четко произносить слова в скороговорке.
2. Закрепить накопленные представления детей о птицах, соединяя конкретные экологические знания в определенные связи и зависимости.
3. Воспитывать доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям; формировать желание заботиться о птицах, воспитывать любознательность, сочувствие.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Наши пернатые друзья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
ОБОРУДОВАНИЕ: картинки с изображениями перелетных (журавль, цапля, скворец, ласточка, грач, лебедь, трясогузка) и зимующих (воробей, ворона, сорока, синица, дятел, сова, снегирь) птиц; изображение солнца и снежинки; эмблемы птиц (по количеству детей, 3 обруча, аудио запись; карандаши, листы с изображениями птиц и их корма (по количеству детей); мяч.
Ход ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- В. Тему нашего занятия вы узнаете, еслиотгадаете загадку:
Мы бываем разные –
Зеленые и красные,
Желтые, любые, даже голубые.
Если крыльями взмахнем,
Будем в небе голубом.
Мы умеем щебетать, крякать,
Петь или кричать.
Нас зимою покормите,
Дети, кто мы, назовите! (Птицы)
- В. Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен. Сегодня, ребята, мы поговорим о птицах и выясним, как много вы о них знаете. А я вам буду еще много интересного рассказывать о них.
Для начала проведем разминку. Проверим, какие вы внимательные. Задание: я буду называть птиц, но если я ошибаюсь и называю не птицу, вы хлопаете в ладоши.
Д/И «Не ошибись»
Вот сидят все птицы в ряд, с нами поиграть хотят.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, стайкой макароны (хлопают).
Прилетели птицы: голуби, синицы, вертолёты (хлопают, галки.
Прилетели птицы: голуби, синицы, цапли, соловьи, окуни (хлопают) и воробьи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, утки, гуси, совы, ласточки, коровы.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, аисты, кукушки, лебеди, скворцы – все вы молодцы!
- В. Молодцы, все были внимательными. Сравним птиц с людьми.
Д/И «У кого что»
У человека дети, а у птицы – … птенцы. У человека нос, а у птицы – … клюв. У человека волосы, а у птиц – … перья. У человека руки, а у птиц - … крылья. У человека дом, а у птицы - … гнездо, дупло.
- В. Вспомним, на какие группы можно разделить птиц? (домашние и дикие, городские и лесные, водоплавающие, насекомоядные и хищные, зимующие и перелетные).
На столах лежат картинки с изображениями птиц. Я вас разделю на 2 команды. Первая должна будет отобрать перелетных птиц и выставить на доску рядом с обозначением солнца. Вторая - зимующих птиц и выставить к снежинке.
Задание «Перелетные - зимующие»
Дети выполняют задание подгруппами. Далее каждая подгруппа называет «своих» птиц и объясняет свой выбор. (Перелётные птицы улетают в тёплые края, потому что им не хватает корма. Они питаются разными насекомыми, а в холодное время насекомых нет. Вот они и стремятся туда, где тепло и много насекомых. Весной возвращаются.
Зимующие остаются с нами зимовать, так как питаются ягодами, семенами, но мы должны о них заботится, подкармливать)
- В. Молодцы, как много названий птиц вы знаете. Птицы все разные, не похожи друг на друга.
Встаньте в круг, мы с вами поиграем. Я буду бросать мяч, а вы должны придумать 2-3 слова про каждую птицу.
Д/И «Подбери определение»
Расскажи, синица какая? (Юркая, ловкая, голосистая, неугомонная, желтогрудая)
Воробей какой? (Шустрый, шумный, драчливый, быстрый)
Ворона какая? (Большая, серая, крикливая, горластая, хитрая, ловкая)
Снегирь какой? (Важный, толстый, красивый, красногрудый)
Дятел какой? (Умный, сильный, добрый, полезный, трудолюбивый)
Сорока какая? (Белобокая, длиннохвостая, любопытная, суетливая, болтливая, всеядная)
Журавль какой? (Длинноногий, длинношеий, красивый, танцующий)
Цапля какая? (Белая, большая, длиннокрылая, длинноногая, длинноклювая, хитрая, перелетная)
Сова какая? (Мудрая, большеголовая, большеглазая, хищная, короткохвостая, загадочная)
- В. Молодцы, как много слов придумали красивых. Садитесь на стулья. Ребята, кто хочет рассказать о любой птице. Как она выглядит, чем питается, какие у нее повадки. Остальные будут внимательно слушать и если вспомните какие-нибудь интересные сведения, то потом дополните рассказ.
Составление описательных рассказов о птицах (о 2-х перелетных и 2-х зимующих)
- В. Русский народ очень любит такую птицу, как сорока. Сороку-белобоку часто упоминают в народных сказках, потешках, песнях, поговорках, стихах. А мы с вами произнесем скороговорку: Ловить сороку одна морока, а сорок сорок – сорок морок. Проговариваем медленно, чуть быстрее. Кто хочет попробовать произнести еще быстрее?
- В. Кто из вас догадается, какое число спрятано в слове «сорока»? (40). Если к слову «сорок» добавить слово «ножка», какое получится новое слово? (Сороконожка).
Физкультминутка «Две сороконожки»
1) Две сороконожки бежали по дорожке.
2) Бежали, бежали и друг друга повстречали.
3) Так друг друга обнимали,
4) Так друг друга обнимали. ,
5) Что едва мы их разняли.
1. Показать 2 руки, согнутые в локтях (ладошки к себе) и скрестить их.
2. Правая кисть "бежит" по левой руке до плеча, одновременно левая кисть "бежит" по правой руке.
3,4."Добегают" до плеча, после этого руками нужно сделать «замок» на затылке.
5. Резко развести руки в стороны.
- В. Поиграем в подвижную игру? Возьмите каждый себе по 1-ой птичке. Внимательно посмотрите и определите перелетная она или зимующая. Когда будет звучать веселая музыка, значит тепло, «птички» все летают. Как только услышите звук сильного ветра, это значит наступают холода, перелетные птицы (что делают) собираются в стаи и улетают в теплые края (в дальний угол группы, а зимующие должны будут спрятаться в гнезда-обручи.
П/И «Птицы»
- В. Давайте вспомним, что птицы умеют делать. Встаньте в круг. Будете передавать мяч друг другу. Отвечает только тот, у кого мяч.
Д/И «Подбери действие»
Птицы умеют: ходить, прыгать, летать, взлетать, перелетать, вылетать, залетать, клевать, пить, ловить, наблюдать, драться, насиживать (яйца, петь, сидеть, кормить (птенцов, махать (крыльями, долбить, следить (за птенцами, охотиться, нырять, купаться, выклёвывать, срывать, строить (гнёзда, рыться, нахохливаться, кружить, парить (в воздухе, танцевать (журавлиные танцы, собираться (в стаи, воровать (срока, трещать, трясти хвостиком (трясогузка, каркать и т. д.
- В. Так много птицы дел переделали, что наверно проголодались. Их нужно покормить. Садитесь за столы. Вам нужно вспомнить, чем питаются птицы. (Детям раздаются индивидуальные карточки с изображением птиц и разных способов питания.) Рассмотрите внимательно, что изображено на картинке. Ваша задача, провести линию карандашом от птицы к корму, которым она питается. Дети самостоятельно выполняют задание.
Д/И «Кому что по вкусу?»
На карточках изображены птицы (цапля, воробей, чайка, дятел, снегирь, сова) и «корм» (мышь, жук, рыба, рябина, лягушка, колос).
-В. Все справились с заданием? Теперь поменяйтесь с соседом и проверьте, нет ли ошибок. Молодцы!Упражнение на использование вопросительной и повествовательной интонаций
Теперь все птицы сыты. Один ребенок, обращаясь к другому, произносит эту фразу с вопросительной интонацией, а тот отвечает ему теми же словами утвердительно. Предложить интонационно выделять каждое слово по очереди. Например, сначала ребенок задает вопрос выделяя слово «все», другой ребенок задает вопрос, выделяя интонационно слово «птицы» и т. д.
- В. Ребята, кто мне напомнит, кого мы сегодня кормили? (Работа по тем же карточкам)
Д/И «Склоняем слова»
Мы кормили кого? (Снегиря, цаплю, сову, дятла, воробья, чайку)
Мы дали корм кому? (Снегирю, воробью, цапле, сове, дятлу, чайке)
Мы заботились о ком? (О снегире, о воробье, о цапле, о сове, о чайке, о дятле)
Мы любуемся кем? (Снегирем, воробьем, дятлом, цаплей, совой, чайкой)
-В. Птицы очень обрадовались, что вы их накормили, а когда птицы радуются, что они делают? (Поют песни). Давайте и мы устроим «птичий» концерт. А наши гости должны будут отгадать, какие птицы участвовали в концерте. Каждой группе детей из 3-х (4-х) человек дается название птицы, напоминание, как они поют. Дети исполняют песню на мотив «В траве сидел кузнечик». Каждая птица по строчке.
«Птичий концерт»
Воробьи: чирик-чирик- чирик-чик; Синицы: синь- синь- синь- синь- синь- синь- синь; Вороны: кар- кар- кар- кар- кар- кар- кар; Кукушка: ку-ку-ку-ку-ку-ку; Сороки: чек- чек- чек- чек- чек- чек- чек- чек; Журавли: курлы-курлы- курлы.
-В. Славный получился концерт! Гости отгадывают названия птиц, участвовавших в нем.
Д/И «Кто как голос подает?»
Воробьи чирикают, синицы тенькают, вороны каркают, кукушки кукуют, сорокитрещат, журавли курлычут.
-В. Ребята, вы так много сегодня рассказали нам о пернатых наших друзьях. Скажите, почему мы птиц называем своими друзьями? (Птицы-наши помощники. Они приносят большую пользу. Охраняют наши леса, поля, сады и огороды от вредных насекомых и мелких грызунов. Если бы не птицы на земле не осталось бы деревьев и кустарников. Они нас радуют своим красивым пением. Птицы помогают людям предсказывать погоду.)
Как друзья должны поступать? (Помогать друг другу, заботиться). Какие добрые дела мы можем сделать для птиц? (Подкармливать зимой, развешивать кормушки, не разорять гнезда, не бросать камнями в птиц, не убивать насекомых, не стрелять из рогаток).
Совсем скоро наступит зима. Как вы думаете, для птиц страшнее голод или холод? (Голод) Да, под толстым слоем снега нелегко отыскать корм. Вот и рассчитывают птицы на доброту и сострадание человека.
Вам понравилось занятие? Что понравилось особенно?
Спасибо, ребята, вам за то, что вы сегодня старательно выполняли все задания, подбирали нужные слова и показали отличные знания о наших пернатых друзьях.