Наталья Аганина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «С природой одною он жизнью дышал»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятие по ознакомлении с окружающим миром :
«С природой одною он жизнью дышал»
Программное содержание: Заинтересовать детей пейзажной живописью; познакомить с творчеством русского художника – пейзажиста И. И. Шишкина; Развивать воображение, фантазию.
Словарная работа: живопись, пейзаж, купец, Елабуга, Кама, долина, корабельная роща.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „С природой одною он жизнью дышал“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
Материал: репродукции картин И. И. Шишкина: «Среди долины ровные…», «Цветы на опушке леса», «Утро в сосновом бору», «Лесная глушь», «Лесные дали», «Перед грозой», «Рожь», «Корабельная роща», «Сосновый бор»; И. Н. Крамской «Портрет И. И. Шишкина» (репродукция).
Предварительная работа: чтение русских народных и авторских сказок: «Царевна – лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Летучий корабль», Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца Длинные Уши – Косые глаза – Короткий хвост».
Ход занятия:
Воспит. : Сегодня я хочу вас познакомить с произведениями замечательного русского художника – пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина. Его папа хотел, чтобы сын стал учёным, а мама видела маленького Ваню купцом, торговым человеком. Но Ваня больше всего любил рисовать.
Жила семья Шишкиных в небольшом городе Елабуге, который стоит на берегу реки Кама, в окружении хвойных густых лесов. Отец и братья любили охотиться и Ивана научили стрелять без промаха, но мальчик не любил охоту. Всегда словно слышит Ванюша, как кричит падающая птица, как стонет раненый зверь. Да и дереву больно, если ломают его ветки.
Деревья для мальчика были такими же живыми, как люди и звери. Однажды брат Николай с товарищем оправились смотреть посевы пшеницы. Возле поля на пригорке стоял дуб – громадина. Все деревья готовились одеться молодой листвой. А он пустой и корявый, мёртво возвышался над полем.
- Погиб, видно, дуб – то, - сказал брат. Полить надо.
Ваня бегом пересёк поле, вскарабкался на низкие пологие ветки, скользнул вверх легко, как обезьянка, сорвал крохотный сучок где – то в середине дерева и стал рассматривать бледное, зелёно – жёлтое тело дуба под корою.
- Он живой, он не погиб! - закричал Ваня – У него и почки есть, только ещё маленькие…
Он называл полюбившиеся сосны человеческими именами и очень скучал по ним в Москве, куда был отправлен учиться. Оказавшись за границей, Иван тосковал по России, по русским лесам. Ему казалось, что даже деревья говорят здесь на чужом языке.
Всю жизнь он восхищался природой и в своих произведениях стремился передать её красоту. Особенно он любил хвойные и дубовые деревья. Друзья называли его повелителем леса.
Вот посмотрите, художник Крамской написал портрет Ивана Ивановича Шишкина. (Воспитатель показывает «Портрет И. И. Шишкина работы И. Н. Крамского).
- Скажите, ребята, почему Иван Шишкин так любил деревья?
Дети: Потому что он жил в небольшом городе Елабуге, который был окружён густым хвойным лесом. Потому что его с детства окружал лес, он очень любил животных и растения. Потому что русский лес очень красивый, и он очень тосковал по нему, когда уехал за границу.
Воспит: А как вы думаете деревья умеют разговаривать?
Дети: Конечно, умеют. Они шелестят листьями и как – будто разговаривают с нами и друг с другом.
Воспит: О чём могут рассказывать деревья, как вы думаете?
Дети: Как живут в лесу звери. А ещё могут рассказывать сказки.
Воспит: Посмотрите вот на этот пейзаж. Называется он «Среди долины ровные…» Послушайте строки из баллады А. Мерзлякова: «Среди долины ровные на гладкой высоте цветёт растёт высокий дуб в могучей красоте…»
Воспит: Давайте подойдём к картине. Что мы там сможем увидеть?
Дети: Могучий дуб, который раскинул во все стороны свои кудрявые могучие ветки. Вдалеке бежит речка. Мимо дуба протоптана тропинка. Могучий дуб стоит один среди долины как богатырь.
Воспит: А вот послушайте как описывает дуб А. С. Пушкин в поэме «Руслан и Людмила» : «У лукоморья дуб зелёный…» А может быть это дуб из сказки «Царевна – лягушка» и на его ветках висит сундук, в котором смерть Кощеева?
Воспит: А теперь посмотрим на репродукцию картины «Цветы на опушке леса». Как вы думаете кого мы можем встретить на лесной поляне?
Дети: Лесных животных.
Воспит: Вы помните сказку Д. Мамина – Сибиряка про храброго зайца, Длинные уши – Косые глаза – Короткий хвост? Наверное, на такой поляне среди душистых белых цветов и ароматных трав расположилось заячье семейство. А из – за деревьев вот – вот покажется голодный волк. А теперь давайте рассмотрим репродукцию картины «Утро в сосновом бору» Кто изображён на этой картине?
Дети: На этой картине изображено семейство медведей, они вышли на прогулку.
Воспит: Давайте вместе вспомним сказки, где персонажами являются медведи.
Дети: «Три медведя», «Маша и медведь», «Два жадных медвежонка».
Воспит: Вышли мы из леса. Вдруг потемнело небо, подул сильный ветер. Начинается гроза. (Показ репродукции картины «Перед грозой»). Что больше всего вас пугает на картине? Почему?
Дети: На переднем плане ещё светит солнце, а на заднем уже видно, что приближается гроза. Небо тёмное, хмурое и кажется, что вот – вот начнётся дождь.
Воспит: Отшумела летняя гроза. И вот опять светит солнце. Жарко. (Показывает репродукцию картины «Рожь») Лёгкий ветерок чуть колышет золотые колосья ржи. Кто – то скрылся за поворотом… Вы не успели разглядеть?
Дети: Может быть, проехала телега или прошли люди.
Воспит: Вы не видите на тропинке следы? Наверное, это сестрица Алёнушка и братец Иванушка, превратившийся в козлёночка, идут, бредут неведомо куда. Печально смотрят на них сосны – великаны, жалко им детей, но помочь они им не в силах. Сосен становится всё больше, и вот мы уже в сосновой роще. Вы чувствуете запах хвои? (Показ репродукции картины «Корабельная роща») Почему роща называется «корабельной»?
Дети: Потому что сосны похожи на мачты кораблей, а может из этих сосен и делают корабли и мачты.
Воспит: Может быть, сюда пришёл добрый молодец, решивший построить летучий корабль? (Вместе с детьми вспоминают сказку «Летучий корабль»)
Воспит: Ребята, скажите, какой пейзаж И. И. Шишкина вам больше всего понравился и почему? (Дети называют пейзаж и объясняют свой выбор).