Наталья Миронова
Конспект экскурсии по мини-музею «Предметы старины глубокой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект экскурсии «Предметы старины глубокой»
Разработала воспитатель ГПД МБОУ «СОШ №60» г. Чебоксары
Миронова Наталья Николаевна
Цель: знакомство детей с историей чувашского народа; бытом, обычаями, утварью чувашской семьи, одеждой.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
1. Знакомить с устным народным творчеством (пословицы, поговорки, считалки, песни)
2. Закрепить слова и выражения: ухват, кевенте, кенчеле
3. Формировать интерес к предметам чувашского быта
Развивающие задачи:
Публикация «Конспект экскурсии по мини-музею „Предметы старины глубокой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
1. Развивать мышление, умение размышлять, составлять свое мнение о предмете на основе описания его внешнего вида и функций.
2. Развивать у детей интерес к художественным произведениям устного народного и авторского творчества, декоративно-прикладного искусства
Воспитательные задачи:
1. Воспитать патриотические чувства, любовь и гордость за свою Родину.
2. Воспитать интерес и уважение к народным традициям, истокам чувашской культуры.
3. Формирование любви и бережного отношения к предметам старины.
4. Помочь детям осознать взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, ощутить себя в потоке времени, найти там свое место
Словарная работа: Обогащать словарь названиями предметов быта (корыто, веретено, прялка, ухват и т. д.)
Предварительная работа: 1.- Разучивание стихотворения «Атте», считалок, песни «Сар ача»;
2.- Составление описательных рассказов о предметах быта чувашей;
3. – Разгадывание ребусов.
Материал: чувашские костюмы, 2 ведра, коромысло, валенок, 2 пазла для д/и «Сложи рисунок», утюг, прялка, ширма, клубок, шерстяные носочки, кукла (дедушка, домотканое одеяло, проектор.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята! Ыра кун пултар!
Мы пришли с вами в музей. Что же собрано в нашем музее? Почему эти предметы здесь? Как же они называются? Как нужно себя вести в музее? (ответы детей). Сегодня экскурсоводом буду я, и, конечно же, вы, ребята. А кто же такой экскурсовод? (ответы). Мы с вами поговорим о некоторых экспонатах нашего музея, узнаем, для чего они нужны были и как ими пользовались в старину.
А с какими предметами мы будем знакомиться – вы узнаете из заданий.
Итак, 1-ое задание: Отгадайте загадку:
Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло
Держит ведра. (коромысло)
Молодцы, правильно отгадали! Маттурсем! Вика, расскажи, пожалуйста, друзьям, как пользовались в старину коромыслом. (1 ребёнок показывает коромысло и рассказывает, как им пользовались). Спасибо, Вика, тавтапус. Что ещё вы можете рассказать о коромысле? (ответы детей). Коромысло делали из липы. Липа мягкая и легко сгибается в дугу. Коромысло по-чувашски – кевенте. Повторяем все вместе: ке-вен-те (индивидуальное и групповое повторение детей).
Ребята, как вы думаете, в старину были магазины? А где же брали дети игрушки? (ответы). Правильно, приходилось для детей мастерить игрушки дома. А иногда малыши использовали в своих играх даже предметы быта, то же самое коромысло. Одевали на него валенок – и «лошадка» готова! Лошадка по-чувашски лаша (повторение детьми). Давайте поиграем с «лошадкой». (1 из детей продемонстрирует игру с «лошадкой»)
Ребята, а 2-ое задание кроется в пазлах. Если вы правильно соберёте пазлы – угадаете предметы, о которых пойдёт речь дальше. (По 5 человек на ковре (домотканном одеяле) собирают пазл с рисунком «Утюг» и «Прялка»). Маттурсем, молодцы. Правильно собрали пазлы. Утюг по-чувашски будет также – утюг. А как работал старинный утюг, вы знаете? Матвей, расскажи, пожалуйста, ребятам (показывает утюг и рассказывает о нём). А что такое прялка и как ею пользовались? (Ответы. Показываю прялку). Прялка по-чувашски – кенчеле (индивидуальное и групповое повторение детьми).
В старину не было ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время проводили, чем занимались? Как вы думаете? (ответы).
Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала веселая игра.
Я предлагаю вам немного поиграть. А поиграем мы в игру «Сар ача» (красивый ребёнок). Сар ача мы находим с помощью считалки «Ике кишер, пер сухан, эп юлатап – эс тухан» («Две моркови, один лук, я остаюсь, ты выходишь», один из детей считает).
Вот и определили мы Сар ача – Артём. Артём встает за ширму. Он сидит дома, грустит. Все остальные ребята вышли на улицу играть и решили с помощью песни позвать своего товарища. Поют:
- Сар ача, сар ача, тух-ха урама (красивый ребёнок, выходи на улицу).
- Мен тума? Мен тума (что делать)
- Вайа выляма. (Играть. Сар ача выходит).
Мы поиграем в чувашскую игру «Пысак-печек» («Большой-маленький»). С помощью считалки выбираем водящего, который говорит слова «пысак-печек (Яна). А все остальные участники выполняют движения: под «пысак» встают на носочки, тянутся вверх, под «печек» садятся на корточки. Кто неправильно выполнит – выбывает из игры.
Поиграем ещё раз в нашу игру «Сар ача». Лёва считает «1,2,3,4,5 – тух!»
- Сар ача, сар ача, тух-ха урама (красивый ребёнок, выходи на улицу).
- Мен тума? Мен тума? (что делать)
-Сава калама (Стихи читать. Сар ача выходит).
Ребята, вы знаете, какой праздник приближается? (День Защитника Отечества) Кого поздравляют в этот день? (ответы детей). Тогда давайте послушаем стих про папу на чувашском языке. (Асамат читает стих «Атте»)
И последнее задание: оно спрятано на экране. Ребята, вам нужно разгадать ребус (корыто).
Молодцы, ребята. Маттурсем! Справились с заданием. Вот оно - корыто. По-чувашски «валашка» (индивидуальное и групповое повторение детьми).
Ребята, у нас сегодня гость – Асатте. Он хочет вам рассказать чувашскую народную сказку «Кот и воробей». (Чтение сказки с использованием корыта).
Ребята, я хочу пожелать, чтобы вы всё делали вовремя, не отвлекаясь. И не забывали свои истоки. Мальчикам расти настоящими сильными защитниками своей Родины, а девочкам – учиться хранить домашний очаг, расти добрыми хозяйками.
До свидания, ребята! Сыва пулар!