Нелли Кончакова
Конспект внеклассного мероприятия «Хакасские орнаменты» для младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство с хакасским орнаментом, его видами, элементами, назначением, применением.
Задачи: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, бережное отношение к объектам народного творчества, чувство толерантности к другому народу; прививать интерес к хакасскому народному творчеству, развивать творческую активность, эстетический вкус.
Методы и приемы: словесные — беседа, художественное слово, наглядные — хакасское платье, нагрудное украшение-пого, изображения образцов орнамента; практические-рисование, музыкальное сопровождение; игровые — подвижная игра.
Публикация «Конспект внеклассного мероприятия „Хакасские орнаменты“ для младших школьников» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Орнамент и узоры
- Республика Хакасия
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Оборудование и ТСО: мультимедиа, альбом с образцами орнаментов, бумага, цветные карандаши, аудиозаписи с мелодиями на хакасском языке А. Киштеева, хакасское национальное платье, хакасское нагрудное украшение «пого».
Педагогические технологии: технология сотрудничества, технология развития творческих способностей.
Ход:
— Родина! Это небольшое слово с огромным значением. С раннего детства это слово входит в сознание человека. В душе каждого есть уголок, где хранятся милые сердцу образы, звуки – все то, что является его малой родиной.
— Ребята, что является для вас родиной? (Республика Хакасия)
— Каждый край неповторим, каждый народ талантлив. Человек всегда стремится украсить свой быт. Сегодня на занятии мы познакомимся с хакасским национальным орнаментом. Узнаем, в чём его особенности. Поучимся этому искусству сами.
— Ребята, посмотрите, перед вами представлено женское национальное платье. (демонстрация платья).
Оно несёт в себе древние традиции, отражает художественные представления мастеров, его создающих.
— Какое оно? (Платье широкое, а сзади подол платья удлинен.)
— Подол платья удлинен, а впереди укорочен для того, чтобы женщинам было удобно ходить по траве, а если нужно сесть, подол у платья подбирали и подстилали. Было очень удобно и тепло.
— Чем еще необычно хакасское платье? (Тем, что оно украшено).
— Как оно украшено? (Орнаментом).
Понятие: орнамент – что это такое? (Украшение). Это узор, состоящий из ритмически расположенных, чередующихся различных изобразительных элементов.
— Где вы видите на женском платье орнамент? (На рукавах, воротнике, на плечах).
Давайте рассмотрим эти узоры.
— Что напоминают узоры на одежде? (Они напоминают природу.)
— Это хакасское женское нагрудное украшение, о называется пого. Его носили только замужние женщины. Украшение представляет собой полусферическое, иногда подково- или копытообразное по форме изделие, выполненное в технике вышивки бисером или бусами.
— Какие особенности подметили в хакасских орнаментах? (основные элементы – цветы, бутоны, листья на стеблях).
— Как вы думаете, как называется такой орнамент? (Растительный)
Растительный орнамент (лиственный)- украшение в виде деревьев, веток, листьев, цветов, плодов и т. д.
Существует множество видов различных орнаментов : свободные растительные мотивы; изображение птиц, зверей, человека; чередование геометрических фигур; всевозможные переплетения (показ образцов на слайдах).
Современный хакасский орнамент подразделяется на узоры: геометрические, растительные, образные.
К геометрическим мотивам орнамента относятся : зигзаги, треугольники, квадраты, ромбы, арки, волны, кресты и др. Геометрический орнамент располагают в определенных местах хакасской одежды : бордюр воротника, кайма на подоле, манжетах, нижний бордюр наплечья, по пройме и для резьбы в кухонной утвари. (примеры)
Растительный орнамент в хакасской вышивке представляют мотивы: спирали, волнообразный побег, цветочные узоры (примеры, мотивы лотоса, розеты, трехлепестковый узор и др. Примеры растительных узоров Вы видите на костюмах. Рассмотреть образцы (примеры).
Вот перед Вами альбом с изображением элементов хакасской вышивки, благодаря которому можно самостоятельно придумать собственный неповторимый узор. Существенным в орнаменте является цвет. У вас на столах таблицы с орнаментами, ими Вы можете пользоваться, чтобы красиво подобрать цветовое сочетание.
— Народные мастерицы через цвет передают конкретные настроения и переживания. В хакасской вышивке традиционно применяют три главных цвета:
— Красный. С красным цветом связываются представление о веселье, счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле.
— Голубой – цвет воды, неба.
— Зеленый – цвет растений.
— Вы, наверное, заметили, что для вышивки наплечников и обшлагов обычно берется ткань черного цвета. Черный – цвет земли.
— Цветы могут состоять из 3-х, 4-х и 5-ти лепестков и разных по форме: капелькой или листочком, красиво изогнуты). – показ на доске.
— Что ещё подметили – стебли какие? (Тонкие и сплетаются в овал, круг или сердечком.
— Полюбуйтесь красками орнамента.
— Что вы можете о них сказать? (Яркие, многоцветные)
— Где эти краски могла увидеть мастерица? (В тайге, в лесу на поляне или в степи, когда она цветёт в первой половине лета)
— Какую особенность вы заметили в подборе красок в орнаменте? в одном цветке 2-3 краски – это “цветик – семицветик” стебли могут быть как зелёные, так и красные, оранжевые или малиновые краски яркие, насыщенные, звучные, чистые стилизация в цвете – упрощение (мы не видим оттенков, света и тени).
— Сейчас поиграем в хакасскую народную игру “Спрячь рукавицу”. (Дети сидят на полу в круг вытянутыми ногами. Водящий не сидит /на коленях/, по знаку воспитателя, дети передают под сомкнутыми коленями рукавицу из рук в руки. А он должен угадать, у кого из них находится рукавица, сказав в нужный момент: “У тебя!”).
— Продолжим работу. Подберите, пожалуйста, цвета для своего орнамента так, чтобы он ожил, расцвёл той красотой, которой так богата наша природа и так красив национальный костюм. (Раздаточный материал для детей на листах А4) — Порядок работы и правила следующие:
Выберите себе лист с изображением вещей, украшенных хакасским орнаментом (платье, сапог, рукавица, посуда).
— Возьмите карандаши и подберите цвета для своего орнамента. Работайте аккуратно, пишите тонкой плавной линией по контуру лепестков и листьев. Обратите внимание на сочетание, на ритм в цвете, на соразмерность по количеству того или иного цвета– всё это гармония цвета, их звучания. Помните, что каждый народ бережно сохраняет традиции своей культуры, любит свой край, живёт на одной земле в содружестве с другими народами. В процессе работы прислушайтесь к мелодии хакасской песни в исполнении А.
Киштеева (звучит песня – 1-2 куплета).
Подведение итогов. Выставка детских работ.
— Чем интересен хакасский орнамент?
— В чём его особенности?
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бутанаев В. Я. [Текст] : «Традиционная культура и быт Хакасов» пособие для учителя, Абакан, Хакас. кн. изд-во 1996 г.
2. Бутанаев В. Я. [Текст] : «Этническая культура хакасов» Абакан, 1998 г.
3. Бутанаев В. Я. [Текст] : «Хоорай ас-тамахтары», национальные блюда хакасов, Абакан (УПП «Хакасия», 1994 г.
4. Бутанаев В. Я., Абдыколыков А. [Текст] : «Материалы по истории Хакасии XVII- начала XVIIIв» Абакан, Хакас. КН. Из-во 1995 г.
5. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире [Текст] : // Дошкольное воспитание. - 2001.- № 9. С. 98-104.
6. Маркова, В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике [Текст] : // Дошкольное воспитание. 2006. - №12. - С. 104-110.
7. Маханева М. Д. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 96 с.