Виктория Василиженко
Конспект виртуальной экскурсии «Природы дар прекрасный «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект виртуальной экскурсии
«Природы дар прекрасный» «Зима»
Здравствуйте, ребята!
Я рада Вас приветствовать на виртуальной экскурсии «Природы дар прекрасный» в картинной галерее.
Скажите пожалуйста, какое сейчас время года? ЗИМА
Давайте назовем три зимних месяца. ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ
В группе вывешены картины русских художников, с изображением зимних пейзажей.
Публикация «Конспект виртуальной экскурсии „Природы дар прекрасный „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
Воспитатель: Наша земля прекрасна во все времена года. Но особое очарование, сказочность и таинственность приносит нам белоснежная зима. По-разному зима поет свои песни : то звонкую, то радостную, то морозную, то тоскливо-унылую, печальную. Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму, её настроение и рассказывают нам о зиме. Поэты – в словах, композиторы – в звуках, художники – в красках.
Послушайте, как красиво о зиме рассказал поэт Сергей Александрович Есенин:
«Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает со звоном сосняка,
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака»
А вот как ласково, нежно, радостно обращается к зиме поэт Петр Андреевич Вяземский:
«Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица – душа,
Белоснежная лебедка;
Здравствуй матушка – зима!»
Ребята! Зима может быть совершенно разной. Я Вам прочитала, как о зиме писали поэты, а сейчас посмотрим, как русские художники в своих картинах изображали зиму. Хочется отметить. Что русские художники очень любили писать зимние пейзажи. А кто – нибудь из вас знает что такое пейзаж? Послушайте стихотворение и вам сразу станет всё понятно:
Если видишь на картине
Нарисована река
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина
Или поле и шалаш
То подобная картина
Называется пейзаж.
Так что такое пейзаж? ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРИРОДЫ В КАРТИНАХ
Пейзажи природы в картинах русских художников отражают тот мир, в котором не человек главенствует над природой, а природа над ним.
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам побывать в «Картинной галерее». Как вы думаете, что это за место?
Давайте отправимся туда и увидим все своими глазами. Пошлите за мной.
Воспитатель: Что вы видите? КАРТИНЫ
Воспитатель: Кто их нарисовал? ХУДОЖНИКИ
Воспитатель: Что изобразили художники? ПЕЙЗАЖ ПРИРОДУ
Воспитатель: Сегодня я вас познакомлю с картинами русских художников, которые изображали зиму. Все эти художники изобразили одно и то же время года в своих картинах, но их картины очень отличаются друг от друга.
Воспитатель: Предлагаю детям подойти к одной из картин и рассмотреть ее.
Воспитатель: Первый художник – это Иван Иванович Шишкин. Много художников жило в России, а мало кто был так знаменит, как И. И Шишкин. Больше всего на свете он любил изображать леса, реки, деревья. И почти всегда на его картинах светило яркое солнце, сияло голубое небо. Любил он, чтобы всё было красивое, сильное, здоровое. Обратите внимание на его картину. Она называется «Зима»
Воспитатель: Какое настроение возникает у вас, когда смотрите на эту картину?
Художник грустит. Кажется, что зима надолго, когда вокруг такой темный лес. Какими красками передана грусть, тоска в картине? СЕРОЙ КРАСКОЙ, ГОЛУБОВАТОЙ. КАЖЕТСЯ ЧТО ЛЕС СПИТ
«Околдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалась сосна»
Воспитатель: Да, сквозь такую непроходимую чащу не скоро пробьется солнце.
Воспитатель: Выпал глубокий снег. Лес стоит темной стеной, серый, синеватый снег, бурелом — мы видим поваленные деревья.
«Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно».
Воспитатель: Как вы думаете, почему художник выбрал холодный колорит? ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬ ХОЛОД, ДРЕМУЧИЙ ЛЕС
Воспитатель: Художник хотел показать, что зимой природа засыпает, как бы замирает, находится в состоянии покоя. И в то же время он вселяет надежду, что это ненадолго, не навсегда. Можно ли это увидеть на картине? Да. Мы видим узкую полоску голубого, чистого неба. Кое-где пробиваются светлые лучи солнца.
Воспитатель: Мы немного взгрустнули. А сейчас взгляните на эту зиму. Ее написал художник Игорь Эммануилович Грабарь. Игорь Эммануилович тоже русский художник, который воспевал природу в своих картинах. Называется она «Февральская лазурь». Здесь вы видите прекрасную березовую рощу. На переднем плане мы видим отдельно стоящие березы. Здесь художник находился очень близко, поэтому мы не видим верхушки березы, она изображена крупным планом, а вдали березовая роща, пронизанная ярким светом. Какое время здесь изобразил художник? ЗДЕСЬ ТОЖЕ ЗИМА
Воспитатель: Да, это тоже зима, по это конец зимы, февраль. Светит яркое солнце. Посмотрите, какое ясное голубое небо, нежно-голубой цвет неба и яркие синие тени от деревьев показывают, что день стоит солнечный, придают ощущение света. Снег на солнце искрится и приобретает множество оттенков: от бледно-голубого, от сиреневого до синего. Даже на стволах и ветках берез кора имеет множество оттенков. Вся роща озарена светом яркого солнца. Представьте себя в этой роще, рядом с этими чудесными березами. Что можно услышать? ПОТРЕСКИВАНИЕ СНЕГА. ВЕСЕЛЫЙ ЩЕБЕТ ПТИЦ. КАЖЕТСЯ, ЧТО СЕЙЧАС ЗАЗВЕНИТ КАПЕЛЬ
Воспитатель: Когда смотришь на эту картину, кажется, что скоро наступит весна, отступает зима с метелями и морозами.
Воспитатель: Что вы видите на переднем плане картины?
СНЕГ, БЕРЕЗЫ
Воспитатель: Какие березы?
ВДАЛИ, МОЛОДЫЕ, ТОНКИЕ, СТРОЙНЫЕ, БЕЛЫЕ ВЫСОКИЕ
Воспитатель: Ребята, а что вы можете сказать об этой березе?
НА ПЕРЕДНЕМ ПЛАНЕ СТАРАЯ БЕРЕЗА
Воспитатель: Какой ствол у этой березы?
СТВОЛ ТОЛСТЫЙ, КРИВОЙ, ИЗОГНУТЫЙ, КРЯЖИСТЫЙ
Воспитатель: Какая кора у старой березы?
ГРУБАЯ, ТОЛСТАЯ, СТАРАЯ С ГЛУБОКИМИ ТРЕЩИНАМИ У ОСНОВАНИЯ
Воспитатель: Почему на картине так хорошо видны тени на снегу? ПОТОМУ ЧТО ДЕНЬ СОЛНЕЧНЫЙ, СВЕТИТ СОЛНЦЕ, ДЕНЬ ЯСНЫЙ
Воспитатель: Что еще говорит о том, что день солнечный? СНЕГ ИСКРИТСЯ, БЛЕСТИТ, СВЕРКАЕТ, ГОРИТ
Воспитатель: Какие краски использовал художник, чтобы получить голубой цвет?
БЕЛЫЙ С СИНИМ
Воспитатель: Как передал художник небо? Какими красками?
ОТ СВЕТЛО-ГОЛУБОГО ДО ТЕМНО-СИНЕГО
Воспитатель: Какие линии использовал художник, изображая деревья? ШИРОКИЕ, ТОНКИЕ, КОРОТКИЕ, ДЛИННЫЕ, КРИВЫЕ, ПРЯМЫЕ
Воспитатель: Какое настроение вызывает эта картина?
ГРУСТИ, РАДОСТИ, РАЗДУМЬЯ
Воспитатель: Подходим к другой картине Константин Фёдорович Юон «Русская зима»
Читаю стихотворение А. С. Пушкина
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…
-Снег, снег, -царство снега, вся деревенская улица в сказочно-белых сугробах. Зима-волшебница торжествует, властвует.
Воспитатель: В полдень, когда яркое солнце, отражающееся в снегу, слепит взгляд, на улице много людей. В левой части картины мы видим группу детей, которые гуляют на окраине деревни вместе с собакой. Детям нипочём ни мороз, ни глубокие сугробы снега. Прогулки по снегу и сугробам для них только в радость. Среди берёз стоит красивая ель. Снег был такой обильный, что ветки ели пригнулись к земле.
В правой части картины мы можем увидеть саму деревню и ещё одну группу деревенских жителей. Художник изобразил здесь деревню, обозначив несколько классических деревенских домов, крыши которых также белеют от обилия снега. Основной акцент на этой картине приходится на природу, однако наличие деревни, людей и животных заметно оживляют пейзаж, делают его ещё более весёлым и радостным.
Взрослые и дети катаются на санках с горки. Деревенские жители вышли к берегу речки, которая сейчас полностью покрыта льдом и покрыта снегом. Также можно увидеть всадника на лошади, далее — запряжённую в повозку лошадь.
Картина выполнена в светлых и голубоватых тонах, которые дарят атмосферу яркого, солнечного, морозного дня. Своей работой Юон показал, насколько прекрасна русская зима, какие волшебные ощущения она дарит. Мороз, солнце, снег, чистый воздух — обычный денёк, который пропитан необычайной красотой.
Воспитатель: Как изменилась природа зимой по сравнению с осенью?
Воспитатель: Кто из вас любит зиму? Почему?
Воспитатель: В какие игры можно играть зимой?
Воспитатель: Посмотрите на картину и скажите, что делают ребята?
Воспитатель: Кто из вас умеет лепить снежную бабу?
Воспитатель: Кто еще кроме детей изображен на картине?
Воспитатель: Рассмотрев эти картины, вы заметили, как много значат цвет, оттенки, которые подбираются художником для изображения природы. Глядя на эти картины, возникает естественное желание увидеть всю эту красоту в действительности, как увидели ее художники. На этом, ребята, наше путешествие в картинную галерею заканчивается. Давайте ещё раз вспомним имена русских художников, с творчеством которых мы сегодня познакомились? Иван Иванович Шишкин Зимний лес, Игорь Эммануилович Грабарь «Февральская лазурь», Константин Фёдорович Юон «Русская зима»). Какие картины писали эти художники? (зимние пейзажи). Мы с вами ещё не раз увидим картинны и познакомимся с творчеством других известных художников.
А сейчас я предлагаю вам послушать музыку известного великого русского композитора Петр Ильич Чайковский из цикла «Времена года»
«Декабрь Святки» (Дети слушают музыку)
Воспитатель: К какой картине подходит музыка? Какое настроение возникло у вас, когда вы слушали музыку?
Ребята спасибо за внимание, буду рада вас видеть на следующей экскурсии!