Шатилова Ирина Николаевна
Конспект занятия «В мире стекла»
▼ Скачать
Цель:
— развивать любознательность, наблюдательность, внимательность; -воспитывать бережное отношение к вещам.
Материалы и оборудование: небольшие стеклянные предметы, шарик, карандаши, стеклянная ваза.
Ход занятия.
В: Здравствуйте, ребята! Сегодня утром к нам пришло письмо.
Это письмо прислала Царевна Стеклышко. Давайте почитаем! (дети стоят полукругом на коврике)
Текст письма:
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Публикация «Конспект занятия „В мире стекла“» размещена в разделах
Пишет вам Царевна Стеклышко. Жители моей страны все сделаны из стекла. И я хочу познакомить вас с ними. Если вы будете внимательными и активными, то узнаете много интересного и нового. А для того, чтобы начать наше знакомство, вы должны выполнить несколько заданий.
Воспитатель: Дети, вы хотите познакомиться с жителями стеклянной страны? Ну, тогда давайте выполним задание царевны.
1. Организационный момент:
дидактическая игра «Что из чего сделано?».
Воспитатель: Ребята, сейчас мы выполним с вами задание от Царевны «Что из чего сделано?».
3. Обучающий этап.
Воспитатель: Вы отлично справились с заданием, что Царевна наверняка разрешит нам попасть в её страну. (Воспитатель подходит к столу, на котором лежат предметы из стекла, накрытые салфеткой). Давайте скажем Раз, два, три, четыре, пять. Мы сейчас хотим играть и откроем салфетку (дети говорят вместе с воспитателем)
(Воспитатель убирает салфетку, и дети видят различные предметы из стекла.) Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Были времена, когда человек не знал, что есть такой материал — стекло. Как вы думаете, стекло – это природный материал или рукотворный? (Это дело рук человека.)
Воспитатель: Все эти предметы сделаны из стекла. Сегодня поговорим о стекле, о его свойствах, то есть какое оно. Предметы, сделанные из стекла, называются стеклянными. Повторите это слово – стеклянные. А хотите узнать, как из чего появилось стекло?
Воспитатель: Однажды в давние временам моряки причалили к чужому берегу. Они вышли на сушу, развели на песке костер и завели разговор. Чтобы костер не погас, они обложили его комками соды. Ночь и усталость взяли свое, моряки заснули крепким сном. Каково же было их удивление, когда утром вокруг костра они нашли блестящие камушки – камни, которые образовались из сплава песка и соды. Как вы думаете, из чего образовалось стекло? (ответы детей). Ребята посмотрите на предметы которые лежат на столе? Давайте их назовем. (Воспитатель предлагает рассмотреть все эти вещи, просит их назвать). Обращает внимание на то, что вещи похожи друг на друга, так как все они – все сделаны из стекла.)
В: Очень много изделий делают из стекла.
Ребята посмотрите на стаканчик? А как вы узнали, что в стакане цветной шарик? Посмотрите через окно, что вы там видите?
Почему мы видим, что лежит в стакане, что у нас на улице? (Потому, что стекло прозрачное). Стекло прозрачное, поэтому из него делают оконные стёкла. Где ещё используют это свойство? (Стёкла в машинах, градусниках, аквариумах и т. д.)
В: Стекло бывает светлое, но бывает и цветное стекло. Назовите изделия из цветного стекла, которые стоят на столе, и определите цвет (зелёный стакан, синяя ваза и т. д.)
В: Ребята давайте возьмем эти предметы в руки. Какое стекло на ощупь?
(Берут стеклянные изделия в руки, определяют, какое стекло на ощупь : гладкое, холодное, скользкое и т. д.) .
В: Предметы из стекла ребята делают из толстого и тонкого стекла. Из толстого стекла делают витрины, а из тонкого бокалы, лампочки, посуду. (Воспитатель помогает выделить ещё одно свойство. Есть изделия из тонкого стекла, а есть – из очень толстого).
Отгадывание загадок.
Воспитатель: Ребята, а теперь отгадайте загадки:
Звучащее, прозрачное,
Воды не боюсь,
А ударь – разобьюсь. (Стекло)
Холод терпит, а палку нет. (Стекло)
Я, молча, смотрю на всех,
И смотрят все на меня.
Весёлые видят смех
С печальными плачу я.
Глубокое, как река
Я дома на вашей стене.
Увидит старик старика
Ребёнок — ребёнка во мне. (Зеркало)
Он – ваш портрет,
Во всем на вас похожий.
Смеетесь вы –
Он засмеется тоже.
Вы скачете –
Он вам навстречу скачет.
Заплачете –
Он вместе с вами плачет. (зеркало)
3. Обучающий этап.
Воспитатель: Мы сегодня знакомимся со свойствами стекла, а загадку я загадала про зеркало. Как вы думаете почему? (ответы детей)
Воспитатель: Зеркало это тоже стекло, но не прозрачное, а умеющие отражать изображения.
Физкультминутка:
А сейчас у нас физкультминутка,
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать о свойствах стекла, тогда мы с вами станем исследователями и будем экспериментировать с различными предметами и узнаем много нового. Готовы? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята хочу с вами поиграть в игру. Я буду прятать шарик в различные предметы, которые находятся на столе, а вы должны догадаться, куда же я спрятала шарик. (Дети закрывают глаза, шарик кладем в непрозрачную коробку)
Воспитатель: 1, 2, 3 – шарик скорее найди! (Дети ищут шарик)
Воспитатель: Попробую ещё раз спрятать шарик, что бы вы его точно не нашли. (Шарик кладем в стеклянную банку)
Воспитатель: Молодцы ребята! А когда вам было сложнее искать шарик? Почему? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, потому что стекло прозрачное. (Беру стеклянный предмет и чуть не роняю его)
Воспитатель: Ой, ребята, а что было бы, если уронить стакан на пол? (ответы детей)
Воспитатель: Предлагаю вам игру «Разбитая ваза» (набор для дидактического упражнения «Разбитая ваза»)
Воспитатель: Кто же быстрее соберёт? Мы сейчас и посмотрим.
Воспитатель: Значит, стекло обладает еще одним свойством. Что это за свойство? (стекло хрупкое)
Воспитатель: Вывод, значит, стекло прозрачное и хрупкое.
Воспитатель: Назовите изделия из стекла, в которые мы можем налить воду. (Воспитатель предлагает детям налить воду в стакан.) Пропускает ли стакан воду? Значит стекло – водонепроницаемое, то есть в любую стеклянную посуду мы можем налить воду.
Воспитатель: А сейчас покажу вам, какие произведения искусства из стекла делают талантливые люди.
Воспитатель: Проведём эксперимент. Опустите предмет из стекла в воду. Что с ним произойдёт? (Правильно он утонул)
Воспитатель: А если положить деревянный предмет? (кладем в воду карандаш)
Воспитатель: Будет плавать. Значит, стекло какое? (тяжелое) А дерево какое? (легкое) ответы детей.
Воспитатель: Возьмите в руки стекло. Какое оно на ощупь?
(гладкое, холодное, скользкое) ответы детей.
Воспитатель: А по запаху можно различить? (ответы детей)
Воспитатель: А по звуку? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, у стекла есть и ещё одно свойство — оно может издавать звук. (Ударяется по хрустальному стакану карандашом).
Воспитатель: Дети, скажите, что нового вы узнали про жителей Стеклянной Страны? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы!