Чермянина Галина
«Семья в современном обществе». Конспект урока по обществознанию в 10 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока: «Семья в современном обществе»
(курс обществознания, 10 класс)
Цели урока:
• Обучающая. Формирование представлений у учащихся обществоведческих понятий: «семья как малая группа», «семья как социальный институт», «институт брака», «функции семьи»
• Развивающая. Организация и упорядочение полученных знаний, приведение их в систему. Принятие самостоятельных решений и выдвижение собственных идей. Умение отстаивать свою точку зрения, её аргументация при организации дискуссии. Развитие коммуникативных навыков, умение представлять информацию.
• Воспитательная. Способствовать нравственному воспитанию учащихся; принятию ответственных решений.
Основные понятия: социальный институт, малая группа, институт брака,
гражданский брак.
Литература: учебник «обществознание» 10 класс под ред. Л. Н. Боголюбова; учебник «Введение в обществознание» под ред. Л. Н. Боголюбова; семейный кодекс РФ.
Раздаточный материал: кейс с вопросами; пакет с документами.
Основные этапы урока:
1. Оргмомент. Вступительное слово учителя
2. Работа в группах и проверка домашнего задания, выполненного каждой группой
3. Работа с кейсом, пакетом документов. Организация дискуссии. Заполнение таблицы.
4. Рефлексия. Работа в группах. Составление синквейна.
Ход урока.
1. Оргмомент. Рассаживание детей по группам за столы.
2. Основные этапы урока
а) Стадия вызова направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активацию их деятельности. Учитель обращает внимание на эпиграф урока – слова французского писателя В. Гюго «Семья – это кристалл общества». Сравнивает общество с домом (изображен рисунок на доске, а семью с кирпичиком, из которого состоит этот дом. Приводит данные статистики, приведенной в учебнике на стр. 207 и ставит вопрос о том, какие выводы можно сделать из этой статистики.
б) Стадия осмысления содержания направлена на сохранения интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знаний «старого» к «новому».
Организация работы в группах, проверка опережающих заданий:
1 группа – функции семьи (составление кластера на доске)
2 группа – бытовые отношения (разыгрывание сценок)
3 группа – семья в современном обществе (презентация).
Учитель обращает внимание на то, что в современном обществе происходит разделение институтов брака и семьи. В настоящее время единство семьи все меньше зависит от давления общества (законов, нравов, обычаев, общественного мнения, традиций, разработанных ритуалов) и все больше от межличностных отношений, взаимной привязанности, взаимопонимания. Уменьшается число лиц, вступающих в законный брак. Растет количество фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рожденных в них детей.
Предлагается работа с кейсом и пакетом документов к кейсу организуется дискуссия по проблеме так называемых «гражданских браков». В ходе дискуссии, учащиеся заполняют таблицу.
«У каждой любви своя история и свой путь… Они познакомились в больнице, пока ждали огромную очередь, чтобы попасть на прием к врачу. Оба закончили в этом году институт и готовились к своим первым трудовым будням. Так часто в жизни бывает, что мы начинаем разговор с совершенно незнакомыми людьми, чтобы скоротать скучное время ожидания. И они стали не исключением… Не случайно, что у Оли и Сергея нашлась масса общих тем для разговора. Кто бы мог сказать тогда, что именно этот разговор станет началом чего-то светлого, чистого прекрасного в жизни. В этот день они обменялись номерами телефонов. Потом стали встречаться, гулять вместе. Каждый из них понимал, что нуждается в другом, и что причина этого не дружба, а самая настоящая любовь. Оля с Сергеем часто гуляли по парку и болтали обо всем на свете, вечерами пропадали в кино, на выходные ездили вместе за город. Каждый новый день казался праздником, им так мало нужно было для счастья – просто быть вместе. Они мечтали, смеялись, плакали…Мир вертелся возле них. Жизнь обрела новый, до этого неизвестный смысл. В соответствии с официальной версией счастливой жизни, влюбленный обычно предлагает руку и сердце своей избраннице, трепетно надеясь на то, что она ответит ему тем же. Однако возможны варианты. А именно: рука и сердце могут быть оставлены при себе, при том, что основной части всего остального это обстоятельство не отменяет и торжественно величается гражданским браком. Вопросы к кейсу: 1) Как вы относитесь к гражданскому браку? 2) 2) Какие «+» и «- «вы видите в гражданском браке? Затем начинается перекрестная дискуссия, где каждый обучающийся высказывает свою точку зрения, приводит аргументы «за» или «против». (в ходе дискуссии заполняется таблица, в ней выделены три колонки:1) аргументы «за»; 2) вопрос дискуссии; 3) аргументы «против»).
Форма таблицы для перекрестной дискуссии
Аргументы «за» Вопрос дискуссии
Как вы относитесь к «гражданскому» браку? Аргументы «против»
1. Возможность узнать поближе друг друга 1. Юридическая уязвимость
2. Возможность сохранить свободу (самодостаточные люди) 2. Болевая точка – дети, т. к. расплачиваются своей неуравновешенной психикой
3. Нет больших затрат на свадебный обряд 3. Отсутствие состояния покоя и незыблемости счастья
4. Давление общественного мнения
в) Рефлексия. Группы получают задание – составить синквейн по теме «Семья».
Заключительное слово учителя.