Кулагина Оксана
Конспект «Учимся играя». Мастер-класс для родителей (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 г. Городище
Конспект
«Учимся играя»
Мастер- класс для родителей
Кулагина Оксана Михайловна
воспитатель
Цель: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.
Публикация «Конспект „Учимся играя“, Мастер-класс для родителей (старшая группа)» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
Задачи: познакомить родителей с методикой работы со скороговорками; предложить варианты речевых игр в семейном кругу.
Предварительная работа :оформить папку-раскладушку «Развитие речи детей в семейном кругу».
Оборудование: выставка литературы по теме, карточки со скороговорками, ручки, детские книги, мяч, 4 подноса с манкой, мукой или песком, разноцветные кружочки в корзинке.
Ход мероприятия
Вводная часть
Здравствуйте, уважаемые родители!
-Крикните громко и хором, друзья,
Помочь откажитесь мне? (нет или да)
Деток вы любите? Да или нет?
Пришли вы на мастер-класс,
Сил совсем нет
Вам лекции хочется слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю …
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажитесь мне? (нет)
Последние спрошу у вас я :
Активными все будете (нет или да)
Я рада всех вас сегодня видеть, и приглашаю на мастер-класс, посвящённый теме развития речи наших детей «Учимся играя».
Основная часть
Безусловно, желание каждого из вас - воспитать успешного, легко адаптируемого в социуме человека. И все мы знаем, какую роль играет яркая, эмоциональная, красивая речь. Значение выразительной, правильной речи в жизни человека неоспоримо. А эмоционально окрашенное слово – важный инструмент общения.
Почему сегодня я решила привлечь вас к проблеме речевого развития? Когда ребенок приходит в школу, педагог в первую очередь обращает внимание на речь ребенка, на то, как он рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, насколько легко вступает в диалог. Таким образом, мы должны рассматривать речь ребёнка - как инструмент для осуществления полноценного общения со сверстниками и взрослыми. Поэтому, развитие словаря детей, воспитание звуковой культуры речи, формирование ее грамматического строя, развитие связной речи являются не самоцелями, а средствами для развития у детей коммуникативных навыков.
Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, перестаёт быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.
Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек. Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как вы переживали за его речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится его словарный запас? И сейчас, часто ли вы задумываетесь о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли вас это сейчас? - Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу? (Ответы родителей)
-Речь должна быть
-Грамотной
-Понятной
-Выразительной
-Осмысленной
-Богатой
-Эмоциональной
Это идеал. А что же получается на самом деле?
В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.
Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим, с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой:
-односложная
-состоящая из одних простых предложений речь
-бедная речь
-недостаточный словарный запас
-слова – «паразиты»
-замусоривание речи
Употребление нелитературных слов и выражений. А это результат просмотра телевизионных передач. Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо) не могут логически объяснять речь не выразительна. Не умеют использовать интонации (выразительность, где-то произнести с выразительной интонацией, где-то с грустью или восторгом, где то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова.
плохая дикция. Не выговаривают звуки. Это потом скажется на письме.
Посмотрите, у нас появилось противоречие: мы стремимся и хотим, чтобы речь ребенка была (зачитываю слова из 1-го столбца, а она у нас. (зачитываю слова из 2-го столбца). Сегодня мы вам расскажем и покажем лишь малую часть того,как можно играть с детьми дома и при этом развивать их речь.
"Цепочка слов"
Цель: обогатить словарь детей прилагательными.
Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.
Например, исходное слово «кошка». Вы задаё те вопрос:
Воспитатель: Кошка, бывает какая?
Родитель : Пушистая, ласковая, разноцветная.
Воспитатель: Что еще бывает разноцветным?
Родитель : Радуга, платье, телевизор.
Воспитатель: Каким еще может быть платье?
Родитель : Шелковым, новым, прямым.
Воспитатель: Что еще может быть прямым?
Родитель : Линия, дорога, взгляд. и т. д.
Игра «Корректурная правка»
Перед вами текст. Он скучный, неинтересный. Возьмите в руки ручки. По команде за 3 минуты необходимо зачеркнуть все буквы С.
Игра «Сочиняем сказку»
На лесной опушке жил зверёк, в названии которого был звук (а). Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц).У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук (а). Как вы думаете, что это за овощи? (Капуста, репка, картофель, кабачки). Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принес зайцу игрушку для его детей-зайчат, в названии которых был звук (а). Как вы думаете, что это были за игрушки? (Машина, кукла, пирамидка и т. д.) .Зайчатки были рады!
Игра называется «Шаги» ("Только зелёные слова".)
Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: "Клоун" и передает мяч следующему игроку. Второй: "Радость". Третий: "Смех" и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут. Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д., только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).
Уважаемые родители. Сегодня с вами своим опытом поделится Ерофеева Светлана Александровна. Светлана Александровна, расскажите нам, пожалуйста, в какую интересную игру вы играете дома с Пашей.
«Рисуем стихи»
Каждая пара получает поднос (30х40см) с манкой или песком. Надо нарисовать реку, мяч по стихотворению А. Л. Барто «Наша Таня громко плачет». Сначала стихи читает взрослый, а ребенок рисует, затем ребенок читает текст, а взрослый дорисовывает детали к изображению.
Спасибо Вам за интересную игру. А вот в семье Сальниковых в игру «Скажи наоборот» играет вся семья. Светлана Федоровна нам о ней и расскажет.
"Скажи наоборот"
Цель: расширить словарь антонимов.
Для этой игры нам понадобится мяч. Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебе мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.
ДРУГ … ВРАГ
ДЕНЬ … НОЧЬ
РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)
ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО
ПРАВДА … ЛОЖЬ
ХОРОШО … ПЛОХО
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
ВЫСОКО … НИЗКО
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
ТРУДНО … ЛЕГКО
БЫСТРО … МЕДЛЕННО
Большое вам спасибо за интересную игру. Я думаю, что у каждого в семье есть свои игры, с ними вы и поделитесь на следующем нашем мастер-классе. А сейчас я вам расскажу, как еще можно развивать речь ребенка дома. Это разучивание скороговорок. Чем полезны скороговорки?
Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.
Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.
Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.
Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации. Дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказывания.
Так же это отличная идея для семейного времяпрепровождения или для детского праздника.
Как проговаривать скороговорки с ребенком? Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.
(Воспитатель раздает карточки со скороговорками. (Приложение №2).
Итак, проделывайте все пошагово:
• Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.
• После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
• Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а, не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.
• Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.
• Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами.
И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком.
Кроме скороговорок мы с вами должны заучивать стихи. Это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом («Конкурс чтецов») дети в школе уже не будут комплексовать на уроках. Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки - это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?»,«почему?»
Заключительная часть
Рефлексия
Уважаемые родители, наша встреча подходит к завершению. Вы познакомились с играми, приобрели навыки организации игр в домашних условиях. У вас сформировалось своё мнение по поводу нашего занятия, поэтому я предлагаю вам выбрать разноцветные кружочки и высказать своё отношение к занятию.
Красный кружок – что было положительного в проведённом занятии.
Чёрный кружок – какие отрицательные моменты и недостатки вы увидели на занятии.
Зелёный кружок – ваши предложения и идеи по отношению к проведённому занятию.
Белый кружок – какие вопросы возникли в ходе занятия.
Синий кружок – подведение итогов: чего достигли на занятии, что хотели бы получить на следующих мастер-классах.
В заключении хочу дать вам несколько простых, но очень важных рекомендаций: в первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью. Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру)
Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное. И напоследок хочу вам сказать: любите своих детей, помогайте им. Это самое дорогое, что у вас есть!
Пусть наши дети говорят красиво! Пусть они вырастут успешными! Пусть совместные занятия принесут вам не только пользу, но и удовольствие!
В конце мастер – класса воспитатель вручает всем присутствующим родителям памятки (Приложение №1,3).
Литература.
1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
2. Здериглазова Т. Театр скороговорок // «Дошкольное воспитание» №8, 2009г. с 46-48
3. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи. – М. : АСТ, 2012.
4. Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии. – Екатеринбург. : Изд-во «ЛИТУР», 2001. – 208с.
5. Ронина О. Л., Миронова Е. А. Логопедические досуги в системе коррекционной деятельности ДОУ // «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №7, 2011г. с 20-29
6. Рудик О. С. Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности – М. : ТЦ Сфера, 2009.
7. Сидоренко Л. Мои пальчики расскажут // «Дошкольное воспитание» №7, 2008г. с 67-70
8. Справникова И. Н. Слово на ладошке // «Ребенок в детском саду» №4, 2011г. с 82-85
9. Широких Т. Д. Учим стихи – развиваем память// «Ребенок в детском саду» №2, 2004г. с 59-62
10. Сайт https://tmndetsady.ru
Приложение №1
Памятка «Заучиваем стихи с детьми»
Ребенку интересно не только услышать стихотворение, но и показать в нем каждое слово жестом, как бы оживить текст с помощью рук.
Для успешного заучивания с детьми стихов и потешек предлагаем воспользоваться нашими советами.
• Занимайтесь с ребенком только тогда, когда он здоров и спокоен.
• Сначала прочитайте два-три стихотворения.
• Предложите выбрать одно, которое больше понравилось, и прочитайте его три-четыре раза.
• Покажите, как можно связать стихотворные строки с движениями рук и пальцев.
• Повторите все движения вместе с ребенком.
• Хвалите ребенка, даже если у него получается лишь одно – два движения. Главное, чтобы ему было интересно рассказывать стишок, руками и пальцами рисовать к нему картинки. Тогда и текст легче запоминается.
Координация движений со словами совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, способствует развитию связной речи.
Приложение №2
Скороговорки.
• Ткёт ткач ткани на платки Тане.
• Осип охрип, Архип осип.
• На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
• Рыла свинья, тупорыла, белорыла,
Полдвора рылом изрыла,
Вырыла, подрыла, до норы не дорыла.
На то хавронье т рыло, чтoбы она рыла.
• Кукушка кукушоноку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон.
• Белый снег, Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.
• Юлька-Юленька-юла,
Юлька юркая была,
Усидеть на месте Юлька
Ни минуты не могла.
Приложение №3
Памятка «Работа со скороговорками»
• Использовать на первых порах название «чистоговорка», поскольку по причине ограниченных произносительных возможностей дошкольники, особенно имеющие нарушения речи, часто затрудняются произносить скороговорки в быстром темпе, как того требует само название «скороговорка».
• В скороговорке не должно быть звуков, которые ребенок произносит дефектно. Это обязательное условие!
• Работу следует начинать с легких скороговорок, постепенно добавляя более трудные.
• Обязательно объяснять ребенку значение непонятных слов.
• Чтобы облегчить запоминание и выразительное произнесение скороговорки, следует определить ее смысл, придумать простые и конкретные жизненные обстоятельства, которые оправдывают многократное повторение текста.