Кристина Окорокова
Конспект тематического занятия, посвященного Дню освобождения Ленинграда от фашистской блокады
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- Расширять знания детей об истории родной страны, о подвиге своего народа.
- Познакомить и закрепить в активном словаре детей новые слова по данной теме (блокада, Ладога, колюшка, Ленинградец, пилотка)
- Воспитывать глубокое уважение и благодарность перед подвигом нашего народа
Ход занятия:
- Давным-давно русский царь Петр І приказал построить на берегу реки Невы прекрасный город и назвал его Санкт-Петер-Бурх. Правда, за всю историю своего существования, этот город не раз менял свое название: Петербург, Петроград, Ленинград, а потом снова Петербург.
Публикация «Конспект тематического занятия, посвященного Дню освобождения Ленинграда от фашистской блокады» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Дни воинской славы, Дни освобождения городов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Несмотря на всю свою красоту и величественность, на долю его пришлось немало испытаний: пожары, наводнения. Но, пожалуй, самым страшным испытанием стала война с фашистскими захватчиками. Ребята, кто скажет, как называлась эта война? (Великая Отечественная).
Сегодняшняя наша встреча неслучайна, ведь 27 января в нашей стране отмечается особый праздник – день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Сегодня я расскажу вам об этом. И вместе мы попробуем разгадать кроссворд. Поочередно отгадывая слова и вписывая их по горизонтали, в конце занятия мы узнаем самое важное слово. Слово, которое так ждали наши солдаты и хотел услышать каждый житель нашей страны.
- Вы знаете, что такое блокада? Психолог выставляет на центр ковра несколько блоков.
- Давайте представим, что эти блоки –это город. Здесь много улиц, домов и жителей. А теперь возьмемся за руки вокруг этого города. Видите, что получилось? Город в кольце. Это и есть блокада. Когда вражеская армия окружает город, отрезая его от внешнего мира, блокируя въезд и выезд.
-Посмотрите, пожалуйста, на карту. Вот здесь город Ленинград. Коричневым цветом обозначены места, где находились фашистские войска. Они окружили его со всех сторон, отрезав от внешнего мира. И единственным спасением для горожан стало Ладожское озеро, или Ладога, как ласково его называли жители. Лишь по этому пути на машинах можно было доставить продукты, боеприпасы и вывезти из города людей. Этот путь прозвали дорогой жизни.
- А теперь предлагаю вам открыть конверт и прочитать первое задание нашего кроссворда: «Как ласково называли ладожское озеро?» ответ: Ладога.
-Молодцы, ребята. Продолжаем дальше. Посмотрите, на столе разложен пазл. Попробуем собрать? (дети собирают картинку с изображением танка).
-Ребята, конечно, догадались, что это за техника. Да, это танк. Кто может назвать самую знаменитую модель танка, оборонявшую нашу страну в страшные годы войны? (Т-34).
До войны Ленинград был одним из крупнейших промышленных центров СССР. В блокаду многие фабрики остановились. Но оборонные предприятия продолжали работать. Большая часть вооружения, необходимого для защиты города на Неве, производилось именно в Ленинграде. Несмотря на обстрелы и бомбежки, голод и нехватку электроэнергии.
КВ-1 («Климент Ворошилов») носящий имя "Ленинградец". Эту боевую машину можно назвать "Ленинградцем" в самом прямом смысле этого слова: танк КВ был разработан и выпускался именно в Ленинграде, на Кировском заводе. И вот пришло время отгадать второе слово нашего кроссворда: «Какое прозвище было у танка, выпускавшегося в Ленинграде на Кировском заводе?» (Ленинградец).
-Хорошо, ребята. Предлагаю вам сразу открыть и прочитать вопрос к третьему слову: «Ка называется летний головной убор солдата?». Не знаете? Я вам помогу, проходите к столу. (Дети вместе с психологом складывают из бумаги пилотку).
- А теперь догадались, ребята? Конечно, это пилотка. (Записываем в кроссворд слово).
-Блокада длилась 872 дня. Это почти 2, 5 года. За это время запасы города закончились, город спасала дорога жизни. Но этого было недостаточно для жителей всего города. Дошло до того, что людям не выдавали ничего, кроме хлеба. 125грамм- норма на одного человека. Я хочу вам показать, чтобы было понятно, насколько это мало. (психолог показывает кусочек хлеба). По правде говоря, хлебом это было сложно назвать, ведь зерна в блокадном городе не хватало или же не было вовсе. В хлеб добавляли, жмых, обметки с оборудования, хвою, шелуху, и многое другое.
Откроем конверт № 4: «Какой единственный продукт выдавали жителям города для питания?» (Хлеб).
- Люди старались приспосабливаться к тяжелой жизни: разбивали на цветниках огороды, ловили рыбу. Но время шло, блокада держалась, а сил оставалось всё меньше. За это время люди выловили всю рыбу, но уцелела одна - колюшка. Это крохотная костлявая и шипастая рыбка размером с мизинчик в мирное время была непригодна для пищи. Колюшка была настолько мала, что сетями ее ловить было невозможно и блокадные жители вылавливали ее сачками, сумками, рубашками, майками. Но эта маленькая рыбка спасла от гибели многих людей и за это ей установили памятник.
А теперь откроем 5 конверт: «Как называлась рыбка, спасшая блокадных жителей города?» (Колюшка).
- Хорошо, ребята. У нас остался один конверт.
- В городе находились не только мужчины и женщины, там были и дети. Как вы думаете, им было страшно? (Ответы детей). А вы представляете, дети в блокадном Ленинграде вели себя как настоящие герои, они не плакали и не прятались, они наравне с взрослыми принимали участие в жизни города: тушили пожары, шли на заводы к станкам. Некоторые были настолько малы, что не доставали до этих станков и поэтому им делали специальные подставочки из дерева, чтобы они могли, как взрослые, работать над изготовлением деталей для пулеметов, артиллерийских снарядов и автоматов. А ещё чтобы не пасть духом, они давали концерты. Представляете, они были сами худые голодные, но они своими концертами поднимали боевой дух взрослым, давали надежду на победу. После снятия блокады 15 тысяч детей получили медаль «За оборону Ленинграда».
А вот и последний вопрос в шестом конверте: «Какую награду получали дети, помогавшие городу?» (медаль).
- А теперь давайте посмотрим, какое слово у нас получилось по вертикали? Победа! Вот какое слово ждала вся страна. Слово, которое означало прекращение страданий и возвращение солдат домой. А в конце нашего занятия я бы хотела прочитать стихотворение Андрея Мельникова:
Сколько лет уж прошло с той поры,
Как горела земля под ногами,
Многих нет ветеранов войны
Но мы помним о них, они с нами.
И листая альбомы в семье,
Вдруг заметит нечаянно кто - то,
Притаилась война в уголке
В пожелтевшем от времени фото.
С фотографий с улыбкой глядят,
Те, кто жизни своей не щадил,
В тех далёких, жестоких боях
От фашистов страну защитил.
Не померкнет их слава в сердцах,
Укрепляется память с годами,
У народа жить будет в веках Тот, кто бился жестоко с врагами.