Марина Король
Игрушка: характеристика, история, виды, педагогические требования
▼ Скачать + Заказать документы
План.
1. Характеристика игрушки.
2. История возникновения игрушек.
3. Развитие педагогической мысли о значении игрушек.
4. Педагогические требования к игрушке.
5. Виды игрушек.
1. Характеристика игрушки
Игрушки – специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главнойособенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном видепредставлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которыхребенок, играя, воспроизводит те или иные действия.
Публикация «Игрушка: характеристика, история, виды, педагогические требования» размещена в разделах
В игрушке присутствует условность изображения предмета. Динамикав игрушке обеспечивается конструкцией, материалами, подвижностьючастей, звучанием.
Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко, – «материальнаяоснова» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С еепомощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления обокружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль. Игрушка имеет общеобразовательное значение, служит цели разностороннего развития ребенка.
Многие детские игрушки развивают движения, удовлетворяют потребность детей в двигательной активности, общении. Игрушки ссюрпризом, звучащие, заводные вызывают удивление, неожиданную радость,смешат и забавляют, делают жизнь ребенка счастливее. Игрушки длямаленького ребенка – своеобразное окно в мир, они расширяют его кругозор,пробуждают любознательность. Есть игрушки, с помощью которых ребенок решает проблемные задачи, учится самостоятельно мыслить, экспериментировать.
К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, чтоигрушка – это своеобразная школа воспитания чувств ребенка. Любимыеигрушки учат ребенка доброте, сопереживанию.
Игрушка наряду с детской книгой – первое произведение искусства,которое входит в жизнь малыша. Хорошо оформленная игрушка будит в немэстетические переживания, прививает художественный вкус.
Игрушки стали частью общечеловеческой культуры.
2. История возникновения игрушек
Игрушка как специальный предмет игры, как одно из проявленийкультуры появилась в ходе исторического развития общества. История возникновения игрушки раскрыта В. Плехановым в егопроизведении «письма без адреса».
На протяжении веков игрушка радикально меняется. Они, преждевсего, касаются производства игрушек : от кустарного к промышленному. Сразвитием последней создается специальное производство игрушек, котороеделает их более дешевыми и ценными в художественном отношении, а такжедоступными для всех.
Развитие науки и техники влияет на технологию создания игрушек,появляются более совершенные орудия труда, краски и материалы, изкоторых изготавливаются игрушки.
Под влиянием социальной политики общества и научно-техническогопрогресса меняется ассортимент игрушек, их качество. Об этосвидетельствует появление в наше время компьютерных игрушек и игрушекна космическую тему, куклы Барби. Ассортимент игрушек становится болееразнообразным, усложняется. На него оказывает влияние экономическоесостояние общества.
3. Развитие педагогической мысли о значении игрушек
Под влиянием развития педагогической мысли меняется отношение к использованию игрушек как средства воспитания и обучения.
О значении игрушек для развития ребенка писали известные педагоги, просветители прошлого:
Я. А. Коменский.
Дж. Локк.
Ж. Ж. Руссо.
Ф. Фребель.
Анализ педагогической литературы свидетельствует о том, что новые подходы к игрушкам формировались под влиянием ученых, педагогов иписателей этого периода (А. Гайдара, М. Горького, Л. Кассиля; Е. А. Аркина,Л. С. Выгоцкого, Е. А. Флериной, А. П. Усовой; Н. К. Крупской,А. С, Макаренко и др.).
Социально-экономическая политика и общественное воспитание детей дошкольного возраста потребовали развития производства дешевых игрушек новой тематики.
Огромное педагогическое наследие по вопросам игрушки оставилаЕ. А. Флерина.
А. П. Усова рассматривала игрушки как один из главных источниковвозникновения игры.
Под руководством Р. И. Жуковской ряд исследователей разрабатывали проблему влияния кукол и игрушек-животных на нравственное становлениедетей, развитие их интересов и положительного отношения к людям разныхнациональностей (А. А. Анцыферова, М. М. Богомолова и др.).
Уточняются требования к игрушкам и оборудованию ими педагогического процесса (В. М. Григорьева, обобщается практический опытиспользования игрушек на занятиях и в повседневной деятельности (В. М. Изгаршева); детально разрабатывается методика использованиясюжетно-образных игрушек в работе с детьми раннего возраста (Е. В. Зворыгина, Г. Г. Локуциевская, Н. Я. Михайленко, Н. С. Пантина).
Огромный интерес проявляют исследователи к изучению истории возникновения игрушек и развития их производства (В. П. Пряхин,Д. Б. Эльконин, влиянию их на эмоциональное состояние и поведение детей (В. С. Мухина, А. С. Спиваковская); значительное внимание уделяетсяизучению возможностей использования конструктивно-строительныхматериалов для умственного развития дошкольников (В. Г. Нечаева, Е. И. Корзакова, З. В. Лиштван, Л. А. Парамонова, созданию развивающейпредметно-игровой среды (Н. Т. Грынявичене).
Актуальными являются вопросы использования технических,электронных игрушек и компьютерной техники в обучении дошкольников.
Проблема исследуется группой ученых под руководством С. Л. Новоселовой.
В последнее время много внимания уделяется разработке методики обучения детей созданию игрушек из бросового и природного материала,ткани, бумаги, дерева, соломы (З. В. Богатеева, Э. К. Гульянц, Л. В. Куцакова).
Таким образом, значение игрушек в решении проблем воспитания иобучения детей дошкольного возраста всестороннее и разнообразное.
4. Педагогические требования к игрушке
Основное требование к игрушкам определила Н. К. Крупская в статье «Об игрушках для дошколят».
Особое требование предъявляется к тематике, содержанию игрушки,поскольку от этого во многом зависят характер игры, действия, которыеребенок выполняет, его чувства, переживания. Об этом писала Е. А. Флерина. Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка кразнообразным действиям в игре. Это важное требование, учитывающеетакие психофизиологические особенности дошкольника, как потребность в активных действиях, деятельности. Если игрушка такова, что ребенок только созерцает ее, то она не окажет влияния на его развитие.
Предъявляются определенные требования к оформлению игрушки.
Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобывызывать у ребенка эмоциональное отношение, воспитыватьхудожественный вкус.
Оформление игрушки должно быть безопасным для жизни и здоровьяребенка и отвечать ряду гигиенических требований.
В дошкольном учреждении игрушки должны быть соответствующимобразом размещены, что требует использования определенного игровогооборудования: шкафов, стеллажей, ящиков, сеток для хранения мячей и т. д.
Для развертывания самостоятельных игр желательно иметь модули,трансформирующуюся мебель-игрушку, сценическое оборудование, подиумы.
5. Виды игрушек
Игрушки распределяются по видам игр, в которых онипреимущественно используются. Это деление весьма условно: каждаяигрушка многофункциональна и поэтому ее можно применять в разныхиграх.
Выделяются следующие виды игрушек :
Сюжетныеигрушкиили образныеигрушки. Это куклы и фигурки, изображающие людей и животных; транспортные средства (автомашины, поезда, самолеты, посуда, мебель и др.
Дидактическиеигрушкипредназначены для умственного исенсорного развития и обучения детей.
Игрушки-забавы, «веселые игрушки», по определениюЕ. А. Флериной, используются для развлечения детей.
Спортивные игрушки предназначены для реализации задач физического воспитания.
Музыкальныеигрушкипредназначены для развития музыкальногослуха.
Театрализованныеигрушки – это куклы – театральные персонажи,куклы бибабо, куклы-марионетки; наборы сюжетных фигурок дляразыгрывания сценок по сказкам, инсценировок.
Техническиеигрушкивводят детей в мир техники; знакомят свнешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортныесредства, с характерными для них действиями.
Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детскоеконструирование, техническое изобретательство.
Игрушки-самоделкиизготовляются самими детьми, их родителями,воспитателями.