Людмила Крайнюкова
Конспект сюжетно-ролевой игры «В гости в казачий курень»
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно-ролевая игра «В гости в казачий курень».
Цель: Создание условий для ознакомления дошкольников с бытом донских казаков посредством познавательной деятельности.
Задачи:
Формировать у детей стремление к познанию родного края. Обобщать и систематизировать знания и представления о культуре и быте казаков. Познакомить с музейными экспонатами. Закреплять заповедь казаков : «Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа». Прививать бережное отношение к традициям родного края. Продолжать воспитывать желание познавать культуру, обычаи и традиции своего народа. Воспитывать любовь к своей малой Родине, чувство гордости за свой народ.
Публикация «Конспект сюжетно-ролевой игры „В гости в казачий курень“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Казачьи подвижные игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Оборудование: мини-музей «Казачья горница» - печь, утюг, чугунок, прялка, кровать, сундук, рушник, скатерть, салфетки, икона, казачья фуражка, музыкальные записи казачьих песен.
Ход :
Воспитатель: Среди просторов нашей страны есть край, где мы живём, где родная земля, родной дом и самые близкие тебе люди! А как можно назвать близких вам людей, одним словом?
Дети: Родственники, родичи, родня, предки.
Воспитатель: Правильно. Близкие предки - это ваши папы, мамы, бабушки и дедушки. А дальние предки - это те ваши родственники, которые жили до них. И вот сегодня у нас с вами есть возможность увидеть, как же жили наши дальние предки. У меня есть волшебная казачья фуражка, которая нам поможет отправиться в прошлое. Наденем на голову фуражку, повернемся вокруг себя три раза и скажем: "Время, время остановись! К нашим предкам повернись! ". Дети надевают фуражку, кружатся и повторяют слова, (волшебная музыка)
Звучит казачья песня.
Появляются девочки-казачки.
Воспитатель: Ребята, вы очутились внутри казачьего куреня. А что означает слово «курень»?
Дети: Само слово «курень» означает «круглый». В таком жилище комнаты располагались по кругу, а в центре стояла печь, которая служила для приготовления пищи и обогревания всего дома.
Девочки-казачки : Курень, куренёк, он не низок, он высок. Заходите в наш курень, да побудьте там часок.
-Здорово дневали.
Дети: Слава Богу.
Девочки-казачки : Мы казачки. Я – Ирина, а я Настасья, а вы кто?
Дети: Мы ребята из детского сада «Солнышко» пришли посмотреть, как жили наши предки – казаки.
Казачка Ирина : Ой, вы, гости дорогие, казачьи шали возьмите, да по куреню пройдите. Хочу в казачек вас превратить, да в курень казачий пригласить. Проходите гости дорогие.
Казачка Настасья : Семья у меня большая, у казаков не принято лениться, каждый имеет свои обязанности по хозяйству и у каждого по дому своя работа. Всё что в моём курене сделано с любовью, своими руками. Приглашаю вас посмотреть, кто, чем занят.
Дети делятся на подгруппы и проходят на кухню за Ириной, а вторая половина – за Настасьей в спальню.
Казачка Ирина : А это моя кухня, у казачек она называется стряпка. А как вы думаете, почему эта часть дома так называется?
Ответ детей.
Казачка Ирина : Мы, казачки, хорошие хозяйки, любим чистоту и порядок, а ещё мы любим очень вкусно готовить. А вы знаете любимые блюда казаков?
Дети: Лапша, борщ, уха, студень, каймак, узвар - компот из сухофруктов. А у нас в саду тоже варят компот из сухофруктов.
Казачка Ирина : Еда готовилась в чугунках, так как посуда была из глины. Это крынка, в ней хранили масло и сметану. Это горшок для хранения молока. А в кувшины наливали квас. Вся семья ела из одной посудины, по старшинству. Ложки были деревянные. Посуду любили расписывать разными цветами (показ предмета в музее). Это ухват с его помощью доставали из печи горшки с едой. Воду казачки носили с утра, каждый раз по два ведра.
На плече повисло, что …. ( ответ детей: коромысло).
Казачка : Кто хочет попробовать принести воды на коромысле?
Дети пробуют по очереди.
Казачка Ирина : Мы казаки очень любим принимать гостей и угощать их пирогами и чаем из трав. Вот и сегодня, к нам должны гости прийти, помогите мне, ребята, приготовиться к их приходу.
Ты, Кира, в избе прибери, да пол подмети. Ты, Нелли, бери коромысло, да за водой сходи. Ну а мы сейчас будем пироги печь, да чай заваривать.
Дети начинают лепить пироги из солёного теста. Отправляют их в печь, заваривают чай.
Казачка : А пока давайте вспомним пословицы о хлебе:
«Хлеб всему голова».
«Хлеб – батюшка, вода-матушка».
«Худ обед, когда хлеба нет».
Казачка : Что за запах в нашей горнице?
Дети. Это пироги поспели!
Казачка : Давайте их вытащим ухватом и положим на рушник. А теперь можно и гостей приглашать к чаю.
Дети: Милости просим, гости, дорогие.
Казачка Настасья : А я вам покажу женскую половину. Это наша спальня - домушка (прялка, кровать, сундук). Мы воспитываем девочек-казачек хорошими хозяйками, недаром казаки говорят : «Бери жену с Дона - не будет урона». Это прялка, на ней пряли пряжу, из которой изготавливали тё плую одежду: носки, кофты, шали. На кровати: вязаные покрывала, пуховые одеяла – их шила сама казачка. Верх она отделывала из цветных лоскутков (лоскутное одеяло, а на кроватях возвышалась гора подушек под вязаными накидками. Одежда у казаков и казачек была самотканая, само сшитая, расшитая разными узорами (показ предметов в музее). Одежду хранили в сундуках, гладили при помощи валика и рубила (рубеля). Вот и мы с вами будем мастерицами сегодня. Вы, девочки: Соня, Нина, Кристина, Полина, будете наряжать казака и казачку.
Д /игра «Одень казака и казачку в костюм»
Казачка Настасья : А вы, хозяюшки, помогите мне погладить бельё, да возьмите рубель, а то для утюга места на печке нет.
Девочки пробуют гладить бельё.
А ещё давайте сделаем выкройки костюмов для казака и казачки.
Д /и «Мастерская одежды казаков»
Дети объединяются и разыгрывают чаепитие с пирогами.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в любимую казачью игру «Вокруг куреня хожу».
Дети стоят в кругу, водящий идет за кругом со словами:
«Вокруг куреня хожу
И в окошечки смотрю,
К одному я подойду
И в окошко постучу»
Тук-тук. Ребенок, стоящий в кругу, спрашивает: «Кто там?» Водящий отвечает: «Это я, казачка Настя». Ребенок: - Зачем пришла? Водящий: - Побежим наперегонки. Дети разбегаются в разные стороны за кругом и встречаются на месте стоящего ребенка. Выигрывает тот, кто прибежит первым. Игра повторяется 2-3 раза, со сменой водящего.
Воспитатель: Ребята я очень рада, тому, что сейчас возрождаются станицы, хутора с казачьими традициями, обычаями и бытом. И вижу, вы знаете историю своих предков – казаков и чтите их традиции. Так будьте их достойны.
Напутствие.
И хорошо, чтоб в наши дни
Традиции с тобой мы сберегли,
В чудесном крае, где живем мы у реки,
Где жили здесь когда-то наши предки казаки!