Зарема Фетиева
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Для чего нужна кора? Какая бывает кора?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о коре деревьев, ее функциях и строении.
Предварительная работа:
-Рассматривание деревьев на прогулке. Сравнение их внешнего вида (высота, строение кроны, толщина ствола, внешний вид коры, ее цвет).
-Сбор облетевших кусочков коры, ощупывание и рассматривание их, составление коллекции.
Оборудование: лупа, чурочки березы, вяза и осины, кусочки коры, миска, губка.
Словарь: морщинистая, пористая, утолщенная; лопается, трескается, расходится; мхи, лишайники, древесные грибы;
Структура и методические приемы
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Для чего нужна кора? Какая бывает кора?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кора деревьев. Изучаем кору
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
1. Чтение стихотворения С. А. Васильева
Дерево могуче, дерево сильно
Ведь в земле корнями оно закреплено
Рассмотри подробнее его, не поленись:
Ствол дереву опора, убегает ввысь
Ты потрогай твердую древесную кору-
Надежно защищает она дерево в бору.
Создают прохладу под деревом листочки
Они весною ранней выросли из почки
К листикам на ветках тихонько прикоснись
Но елочной иголочкой смотри не уколись.
Беседа с детьми и исследовательская деятельность :
-Какие части дерева перечислены в стихотворении? (ответы детей). Вы обратили внимание на то, что говорится о коре? «Надежно защищает она дерево…» Кора покрывает ствол дерева, ветки. Она помогает дереву защититься от стужи и зноя. Попробуйте, какие легкие кусочки коры. Посмотрите на срез коры сквозь лупу, на что это похоже? В коре есть поры, маленькие отверстия. Давайте поместим кору в миску с водой. Тонет ли кора? Потихоньку из нее начинают выделяться пузырьки: что же это? Правильно - это воздух, который был в маленьких отверстиях. Теперь вода вытесняет его. А какой материал самый пористый вы знаете? Губка, верно. Кора для дерева то же, что пуховые курточки для вас зимой. Они тоже легкие, пористые внутри и теплые. А теперь посмотрите на эти чурочки. Вы знаете, что значит слова «чурка», «чурбанчик»? Так называют вот такие небольшие обрубки дерева. Посмотрите внимательно на самый краешек, где расположена кора. Она состоит из двух слоев: верхний – пробковый – защищает кору, но он не может растягиваться, когда дерево растет и поэтому лопается, трескается и расходится. Кора в этих местах становится морщинистой, обычно это бывает со старыми деревьями, а на молодых деревьях кора гладкая и тонкая. В трещинах коры деревьев можно увидеть новый слой, который образовался под старым. В нижнем слое коры движутся соки и это помогает также питать все дерево. А если кто-нибудь будет резать кору, что по вашему случится? Да, сок начнет вытекать, он будет сочиться, капать. Это очень вредно для дерева, оно может погибнуть. К тому же через разрезы могут проникнуть насекомые и болезни, споры грибов. Значит, что мы с вами скажем?
- Нельзя резать кору ножом или другим острым предметом. Дерево живое и кора ее защитный слой.
Физкультминутка:
А теперь давайте изобразим кустик :
Кустик гнется на ветру,
И роняет он листву.
Ветерок его качает,
Ветки до земли сгибает.
Лишь затихнет ветерок-
Кустик ветками взмахнет.
Наш кустик облетает на ветру, давайте покружимся листвой:
Лист сорвался и летит,
Тихо в воздухе кружит.
Он все ниже, ниже, ниже,
Все к земле он ближе, ближе.
Только дунет ветерок-
Лист поднимется с дорог.
Будет дуть осенний ветер,
Будет лист кружить на свете.
Игровая деятельность :
Мы можем поиграть с вами в игру «Раз, два, три – к дереву беги». Детям раздаются карточки с изображением листьев, коры, плодами деревьев. При назывании дерева, дети с подходящими карточками подбегают к воспитателю.
Продолжение наблюдений на прогулке:
Во время прогулке дать детям найти стволы деревьев, на которых есть мох. Показать какие бывают лишайники, древесные грибы. Дать детям возможность рассмотреть их через лупу. Пояснить, что эти организмы селятся, как правило, на ослабленных растениях. Попросить посчитать, сколько таких деревьев растет на участке.