Надежда Игнатенкова
Конспект сценария праздника «День Балалайки»
▼ Скачать + Заказать документы
[Сценарий летнего праздника : «Что за чудо балалайка!»
для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Цель: Знакомство с историей балалайки – русского народного музыкального инструмента.
Задачи:
1. Сохранение эмоционально-психологического здоровья детей
2. Способствовать развитию познавательности, любознательности к народному творчеству, народным инструментам.
Публикация «Конспект сценария праздника „День Балалайки“» размещена в разделах
- Балалайка
- День балалайки, 23 июня
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» март 2020
3. Приобщать детей к русской народной культуре, формировать нравственное и патриотическое воспитание
Участники праздника : Воспитатель, соседушка-Марья, зрители (дети средней группы, родители, персонажи: болтунья пусто-звонка, скоморох, гитара, добрый молодец, мастер- умелец)
Материал: Исторические рассказы, стихи, частушки, танцы, р. н. мелодии,
музыкальные инструменты, декорации, костюмы.
Ход мероприятия
Звучит русская народная мелодия: «Попурри -русская балалайка»
Дети заходят в музыкальный зал в народных костюмах (дети рассаживаются на стульчики, присутствуют декорации избы русской)
Воспитатель: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйста! Веселья Вам, да
радости!
У меня для каждого найдется и местечко, и словечко! (дети рассаживаются на стульчики)
Слышен стук. Входит Соседушка: Марья- длинная коса,
здоровается с хозяйкой и детьми.
Воспитатель: Здравствуй,соседушка!
Соседушка: Здравствуйте,ребята! Зашла вот к вам, о том о сём поболтать, веселье ваше услышала!
(Воспитатель прячет за спиной балалайку)
Воспитатель: С чем пожаловала, соседушка Марья?
Соседушка: С рассказами да частушками, стихи припасла!
Услышала музыку звонкую, народную! Да скорее к Вам бежать!
Воспитатель: Мы рады тебе соседушка! Праздник у нас сегодня, а какой- тебе скажут дети!
Дети хором: «День балалайки!»
Соседушка:Что хозяюшка за спиной ты прячешь? Может всем нам покажешь!
Воспитатель: А загадку, отгадаете?
Струн дано мне очень мало,
Но пока что мне хватало!
Струны ты мои задень,
И услышишь: длень, длень, длень!
Ну-ка! Кто я отгадай-ка!
Озорная … Дети: БАЛАЛАЙКА!
(Воспитатель всем демонстрирует народный инструмент -БАЛАЛАЙКУ)
Соседушка: Ребятки дорогие мои! В 15-17 веках на Руси потешные люди-скоморохи веселили население деревень и городов. Они были постоянными участниками народных праздников и гуляний, их выступления организовывались под аккомпанемент балалайки. 23 июня в России празднуется День балалайки, установленный в 2008 году, через 320 лет со дня первого документального упоминания об этом инструменте.
Соседушка: (читает стихотворение)
Игра на балалайке творит чудеса,
Как будто настежь открывается душа,
К горлу комок подступает,
Когда трёхструнная красавица играет,
Мы сегодня пляшем под звуки балалайки,
Веселится вся Российская земля,
Инструмент народный в руках музыкантов,
Дарит наслажденья всем сполна.
Звучит музыка (игра на балалайке)
Соседушка Марья: (исполняет частушки)
И друзей я позабыла.
Целый день по струнам бью,
Больше всех её люблю!
2. Три струны всего, трям-трям.
Инструмент известен нам.
Балалайку я возьму,
Плясовую заведу. Ух!
Воспитатель: А хотите «байку» вам расскажу? Дети: Да!
(Байка — поучительный или юмористический рассказ)
(Во время рассказа участие детей, персонажи байки: болтунья пусто-звонка, скоморох, гитара, добрый молодец, мастер- умелец)
Жила красна девица на виду у честного народа. Болтунья, пусто-звонка - говорили одни. Людям от нее радость да потеха - говорили другие. Давно ли то было, недавно ли, а еще при царе Петре Великом о ней слух ходил. Стала красна девица жить-поживать припеваючи да пританцовывать. Дружбу водила с людьми веселыми - в хороводах, на гуляньях. И все бы так шло, да появилась у нее соперница счастливая, заморская - гитара семиструнная. Забывать стали люди потихоньку хохотунью нашу. Все больше по душе им приходилась нежная, задумчивая гитара…
. Была бы сказка грустная, кабы конец хороший не вышел. Давно ли, недавно ли, а сто с лишним лет минуло, объявился добрый молодец - Андреев Василий Васильевич. Приметил нашу девицу и полюбил любовью великой. Пришел к мастеру - умельцу столичному. Сшей, говорит, платье новое, нарядное, но по старому образцу - треугольному. И голос укрепи. И стала наша девица с тех пор на весь мир знаменитой. Звенит ее голос по белу свету, русскую песню славит. В 18-19 веках балалайка становится самым признанным народным музыкальным инструментом. Большую лепту в преобразование инструмента внес русский дворянин Василий Васильевич Андреев(1861-1918). Он вывел его на концертную сцену.
Соседушка:
Что за чудо балалайка!
Где же ее можно увидеть и услышать?
(Соседушка Марья рассматривает балалайку)
Воспитатель:Служит балалайка с тех пор, в оркестре русских народных инструментов и не только в оркестре, на ней играют и индивидуально.
А у меня ребятки сюрприз для вас:
Гости к нам придут сейчас.
Это, дети, музыканты!
И, как вы - одни таланты!
Вас они хотят потешить,
Посмешить, по забавлять,
На народных инструментах (ложки, балалайка, трещотка, ксилофон, дудка)
Будут музыку играть.
Веселы они всегда!
Встретить их хотите?
Дети: Да!
Открывается занавес. На сцене оркестр
(дети на стульчиках с музыкальными инструментами)
Воспитатель: А вот, друзья, у меня ещё загадка! Очень важная такая!
Он руками машет плавно
Слышит каждый инструмент
Он в оркестре самый главный.
Он в оркестре – президент! Кто это ребята?
Дети: Дирижер!
Выходит дирижер
Соседушка Марья:
Балалайка, трень да трень,
Сердце звуками задень!
Звучит Русская народная мелодия: «Светит месяц»
(дети играют на инструментах -балалайке, ложках, ксилофоне, трещотке, дудке)
Соседушка Марья:
Эх, оркестр народный,
Раздольно – хороводный!
Если грянет плясовую –
Я со всеми затанцую,
Если песню грустную –
Грусть в душе почувствую!
То он плачет,
То хохочет –
С нами делает,
Что хочет.
Оркестр замечательный! Давайте поаплодируем все вместе! Какие молодцы!
(звучат аплодисменты, оркестр уходит)
Воспитатель: Балалайка умеет плакать и смеяться, петь жалобные песни и хлестать сатирой. Нежная, ласковая, задорная, лукавая, игривая, милая, добрая, насмешливая, душевная… Поддержим нашу балалайку!
Танец детей под песню: «Чудо балалайка»
Автор музыки и слов: Зинаида Роот
1- (сначала выходят мальчики -танцуют с балалайкой)
2- (девочки присоединяются позже – их зазывают мальчики)
Соседушка Марья:
Вы плясать мастера! Вам с частушками дружить пора!
• Дети: (5 человек -выходят исполняют частушки, девочки держат платочек, притопывают, по окончании кланяются и уходят)
• Нет, в деревне хохотушки
Озорнее балалайки –
Целый день бренчит частушки
Или вторит байки.
• Балалайка, балалайка,
Я в тебя влюбленная,
Потому что ты родная,
Русская, народная!
• И не надо мне рояля,
Саксафон мне не к чему!
С балалаечкой в обнимку,
Я по улице пройду!
• Я сыграю - Ты спляши!
Всю Страну растормаши!
Хватит жить в дипрессии!
Что Вы нос повесили!
• Как все начали плясать
И платочками махать -
И баран с козой,
И мышонок удалой!
Каждый пел и веселился,
То - то праздник получился!
Воспитатель: Дети, на Руси пословица русская гласит:
«Делу- время, а потехе – час!»
Закончить наш праздник мы хотели бы песней :
Балалайка
автор: Александр Данилов
(Дети-участники праздника выходят в центр зала и с ними Соседушка и Воспитатель)
Балалаечку настрою
Пальцами струну щипну
И мелодию родную
Звоном по окраинам пущу.
Припев
Балалайка,балалайка
Души русской инструмент
И на свадьбе и гулянье
Для тебя замены нет!
Соберутся девки кругом
В пляс пойдёт и стар и млад
И частушки и припевки
С балалайкой зазвучат.
Припев
На деревне уважают
Этот звонкий инструмент
И звучит уже давно он
Может быть уж тысчу лет.
Припев
Воспитатель: Закончился наш праздник, а вам, ребята, он понравился?
- А каким стало ваше настроение?
- С каким народным инструментом вы сегодня познакомились?
- А какие еще русские народные инструменты вы знаете?
Видите, какие ребята молодцы - они могут выступать как взрослые артисты; сами играют, и сами поют, пляшут, всему этому они учатся с большим интересом и желанием. Можно научиться играть не только на балалайке, но и на других инструментах. Познать сказочный мир музыки.
В наше время в России почти в каждом городе есть свой ансамбль или оркестр русских народных инструментов, где главную роль играет балалайка. Это такие ансамбли как «Колокола России», «Скоморохи», «Сибирь». А также оркестры: «Великорусский им. В. Андреева», «Национальный им. Н. Осипова», «Серебряные струны», «Метелица».
Вот и настал момент прощанья.
Будет краткой наша речь,
Говорим вам:
Воспитатель: «До свиданья!
Соседушка: До счастливых, новых встреч!»
(Дети, держась за руки парами, под мелодию р. н. «Коробейники» выходят из зала, девочки машут платочками)