Ксения Телкова
Конспект занятия «Русская народная сказка «Хаврошечка» для подготовительной группы
Русская народная сказка «Хаврошечка»
Цель: Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Хаврошечка» (в обработке А. Толстого).
Задачи:
Образовательные:
-формировать умения представлять образ, персонаж;
- продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению;
- формировать умение понимать изобразительно-выразительные средства;
- познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл;
Публикация «Конспект занятия „Русская народная сказка „Хаврошечка“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «Хаврошечка»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
-формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки;
- формировать представления детей о трудолюбивом, добром и злом человеке;
- помочь запоминать начальную фразу и концовку произведения, способствовать усвоению образного языка сказки.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;
-формировать эмоциональное отношение литературным произведениям.
Развивающие:
- развивать монологическую и диалогическую речь;
-способствовать развитию положительных эмоций, влияющих на усвоение материала;
-развивать воссоздающее воображение, слуховую память; умение максимально концентрироваться на происходящем.
Методы и приемы: наглядный (показ, демонстрация)
словесный: чтение, обсуждение, игра-викторина
игровой: организационный момент, физкультминутка, сюрпризный момент, заключительная часть.
Предварительная работа: украшение платочков, вырезание и раскрашивание яблок детьми; работа над пословицами о труде, добре и зле; разучивание физминуток.
Оборудование: текст русской народной сказки «Хаврошечка», иллюстрации к ней; выставка книг с русскими народными сказками, портрет А. Н. Толстого и его книги; раскраски; ноутбук.
Обогащение словаря: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка, Крошечка-Хаврошечка, рябая корова, в добре поживать-лиха не знать, пуд, прясть, ткать, заморили, распеклась на солнышке, лихо, наливное.
Ход занятия:
Дети сидят полукругом.
Восп: Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Я знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски
Но нет ничего интереснее,
Чем наши волшебные сказки!
-Дети, вы уже обратили внимание на нашу выставку. Какие книги здесь вы увидели? Правильно, это сказки. А как вы догадались (по иллюстрациям)
Многие книги мы с вами смотрели, читали. Мы ведь любим книги?
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Этими словами обращается ко всем детский писатель С. Михалков.
Восп: А хорошо ли вы знаете сказки?
Дидактическая игра
«Вспомни сказку»
Дидактическая задача: закреплять умения угадывать сказки, героев и признаки сказок.
Игровая задача: суметь узнать сказку, героя или признак сказки по загадке.
Игровое действие: внимательно выслушать загадку, выбрать правильный вариант ответа и поднять руку, совместить правильный ответ с вопросом.
Правила: не выкрикивать, поднимать руку, к доске подходит только тот, кого спросил воспитатель.
Описание:
«Посмотрите ребята, на экране появился вопрос: Кто катился по дорожке? Как вы думаете какой ответ правильный (Колобок или медведь)»
Дети отвечают на вопрос и соотносят картинку с вопросом, если ответ правильный картинка исчезнет.
Список вопросов:
- Что били, били - не разбили? (Яйцо - окно.)
- Кто разрушил теремок? (Медведь - заяц.)
- Кого Маша пирогами обхитрила? (Медведя - лиса.)
- У кого в пруду хвост примёрз? (У волка – у лисы.)
- Каким зёрнышком подавился петушок? (Бобовым - гороховым.)
- Какой овощ дед не мог вытянуть? (Репку -свеклу.)
- Какая избушка была у зайчика? (Лубяная - ледяная.)
- Где дом Бабы Яги? (Избушка на курьих ножках – сказочный дом.)
- Какими словами начинаются русские народные сказки?
- Какими словами заканчиваются? А почему они русские народные?
Восп: А теперь, ребята, давайте пройдем на стульчики. Сегодня я вам принесла русскую народную сказку «Хаврошечка». Эту сказку сочинил русский народ давным давно. А услышал ее от народа (людей) великий русский писатель А. Н. Толстой и записал ее. А теперь ее печатают и выполняют красочные рисунки к ней. Вот портрет писателя и его некоторые книги. Мы их обязательно посмотрим и прочитаем. Алексей Николаевич написал сказку «Золотой ключик или приключения Буратино» и обработал и записал много русских народных сказок.
Восп: Ребята, в этой сказке вам встретятся незнакомые, старинные слова. Некоторые из них мы уже не используем в речи своей.
Хаврошечка- стариное женское имя Хавронья.
пуд- старинная русская мера веса, равна 16,35 кг
прясть- скручивание (волокна делать нить)
ткать – изготавливать (ткань из материала) из нити
рябая корова – пестрая с пятнами другого цвета
заморили- замучили
распеклась на солнышке – пригрелась
лихо- зло
наливное (яблоко) – сочное, созревшее. Остальные непонятные слова я вам буду объяснять при чтении.
«Сказка в двери к нам стучится
Скажем сказке заходи,
Это присказка ребята,
Сказка будет впереди»
Чтение сказки
Физкультурная минутка "Сказка"
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, "поднять яичко")
Посмотрите-ка, разбила (показать "яичко" на вытянутых руках)
Восп: А теперь отгадайте загадку.
Восп: Ребята, вам понравилась сказка?
- Как она называется?
- Какими словами она начинается?
- К каким людям попала Крошечка- Хаврошечка"?
- Сколько было дочерей и как их звали?
- А какими они были?
- А что делала Хаврошечка?
- Кто помогал Хаврошечке?
- Что она помогала ей делать?
- Что она при этом говорила?
- Как хозяйка узнала, кто помогает Хаврошечке?
- И какая же из дочерей всё рассказала мачехе?
- Что же произошло дальше?
- А что сделала Хаврошечка?
- Что выросло на том месте, где Хаврошечка посадила косточки?
- Кто проезжал мимо сада, и что произошло дальше?
- А почему мачехины дочки не могли угостить барина?
- А кто угостил барина?
- Чем закончилась сказка?
-А какими словами закончилась?
Восп: Молодцы, дети. Вы можете рассказать ее своим родителям.
Молодцы, ребята! Я тоже хочу, чтобы вы выросли добрыми, умными, воспитанными ребятами, чтобы вас все любили и уважали. Хаврошечка с коровушкой вам дарят раскраски за вашу работу.