Венера Амирова
Конспект родительского собрания во второй младшей группе «Роль речевого развития детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект родительского собрания во 2 младшей группе
«Роль речевого развития детей младшего дошкольного возраста»
Цель: формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
Публикация «Конспект родительского собрания во второй младшей группе „Роль речевого развития детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
Задачи:
Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста;
Познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома.
Вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
Ожидаемый результат: Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей
Оборудование:
Проектор, экран, ноутбук. Презентация по теме собрания. Памятка «Как научить ребенка говорить». Буклет «Артикуляционная гимнастика»
Форма проведения: родительское собрание-путешествие с использованием ИКТ.
Участники: воспитатели группы, родители.
План собрания :
1. Предварительный этап.
- Приглашение родителей на собрание.
- Консультация (папка-передвижка) по теме собрания.
2. Организационный этап.
- Оформление выставки методической литературы по теме собрания.
- Подготовить памятки-буклеты.
3. Вводная часть (3мин)
• Родители рассаживаются (звучит спокойная музыка)
• Представление воспитателем темы и участников собрания.
4. Основная часть(40-45 мин.).
• Выступление воспитателя группы по теме «роль речевого развития детей младшего дошкольного возраста», сопровождаемое презентацией.
• Практические задания для родителей по развитию речи.
• Представление выставки дидактических игр по развитию мелкой моторики.
5. Разное (7-10 мин.).
6. Подведение итогов (3-5 мин.).
• Подведение итогов.
• Выдача родителям буклетов по теме собрания.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Добрый вечер! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу. И предлагаю вам немножко окунуться в мир детства и поиграть в игру «Здравствуйте». Давайте встанем и поздороваемся со своим соседом несколькими способами, принятыми в различных странах. Я называю страну и форму приветствия, а вы выполняете действия:
В России принято пожимать друг другу руки.
В Италии – горячо обниматься.
В Бразилии – хлопать друг друга по плечу.
В Зимбабве – трутся спинами.
В Македонии – здороваются локтями.
В Никарагуа – приветствуют друг друга плечами.
Большое спасибо присаживайтесь. Я вижу на ваших лицах появились улыбки и вы готовы к дальнейшему общению.
Воспитатель: Продолжите, пожалуйста, фразу: «Мой ребёнок начал говорить …
Ваши ответы показали, что некоторые дети начали говорить в период
с 2 до 3 лет. У этих ребят наблюдается некоторая задержка речевого развития. Многие родители отметили, что их дети начали говорить в возрасте от 8-9 месяцев до года 2 мес. Это является физиологической нормой.
Игра «Вопрос – ответ»
А сейчас предлагаю вам ответить на мои вопросы.
- Поднимите руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы их ребёнок говорил правильно.
Очень приятно видеть внимательных и заботливых родителей.
- А теперь предлагаю поднять руку тем родителям, которые считают, что его ребёнок говорит чисто, внятно, правильно.
Посмотрите, как мало рук. Действительно, в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма, т. е. свойственно возрасту.
- Предлагаю теперь поднять руки тем из вас, кто дома постоянно читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает рассказы и сказки и ведёт беседу о прочитанном произведении.
В нашей группе не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы.
- Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна.
Очень многих родителей волнует развитие речи малышей.
Тема нашей встречи "Роль речевого развития в младшем дошкольном возрасте».(слайд 2) Компасом сегодняшней встречи нам будут служить следующие строки.
Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать её поток
И восклицать: - О! Как же ты красива.
Приглашаю Вас в путешествие по стране «развитие речи»
(Слайд3) Станция «Информационная»
4. Основная часть.
Статистика показывает, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Возникает вопрос, почему? Да потому, что с детьми всё меньше и меньше говорят родители, сильно занятые своей работой. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Сюда отнесём и любимую мамами одежду и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц. Современные книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания, бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта. Все это, конечно, прогресс. Но получаем итог-ребенок не говорит или говорит очень плохо. В каждой семье по-разному относятся к такому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь 2-3 слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Как правило, родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются!
(Слайд 4) Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения, мы привлекаем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.
К. Чуковский: «Речь – это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Важно различать понимание речи (пассивный словарь) и произнесение слов – активный словарь (активная речь). Понимание речи приходит раньше активного её освоения. Пассивный словарь всегда значительно шире, чем активный».
Задачами развития активной речи младшего дошкольного возраста являются :
- Формирование активного словаря детей;
- Расширение понимания речи взрослых.
Это важно, потому что в процессе речевого общения ребёнок, как и взрослый, обогащает свои знания не только путём индивидуального практического опыта, но и путём общественного опыта. У каждого ребёнка этот процесс протекает индивидуально. Младший дошкольный возраст – это благоприятный период для развития активной речи ребёнка. Необходимо учитывать эту особенность и уделять развитию речи детей как можно больше времени. Своевременное развитие активной речи обеспечивает полноценное психическое развитие ребёнка. Нужно побуждать ребёнка выражать свои мысли словами. Как это делать? На что обратить внимание?
(Слайд5) Прежде всего необходимо соблюдать следующие правила речевого поведения :
- много говорить самому;
- следить за темпом речи;
- выслушивая ребёнка, не отворачиваться от него, смотреть ему в глаза, проявлять заинтересованность;
- не использовать в общении с ребёнком жаргонную лексику;
- не переходите на детский язык, «не сисюкайте» и объясните другим членам семьи;
- игра основной вид деятельности ребенка, поэтому больше играйте в интересные игры;
-каждый день читайте стихи, сказки и обсуждайте картинки.
Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.
При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.
(Слайл6)Работа по развитию речи ребёнка в д /с осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.
Сегодня мы с вами побудем детьми и пройдем все те основные виды деятельности для развития речи, которыми мы обычно занимаемся с детьми в детском саду и которые можно использовать дома.
Приглашаю Вас в Игру-путешествие по стране «развитие речи»
(Слайд7) Родителям предлагается встать и пройти по кругу имитируя паровоз. На каждой станции воспитатель проигрывает материал с родителями.
(Слайд8) 1. Станция «Творческая»
В нашей речи, как устной, так и письменной, важны эпитеты. Что это такое? Именно то, что помогает сделать используемые слова и словосочетания более красочными, точнее передать их существенные особенности и выразить наше отношение к ним.
Подберите эпитеты к словам:
-снег какой? (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.)
-сосулька какая? (холодная, ледяная, прозрачная, твердая, мокрая и т. д.)
-зима какая? (холодная, снежная, морозная и т. д.)
-человек какой? (вежливый, добрый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)
-ветер какой? (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)
-дождь какой? (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)
-луна какая? (яркая, растущая и т. д.)
(Слайд9) Родители имитируют паровоз
(Слайд 10) 2. Станция «Сказочная»
В настоящее время дети с малых лет приобщаются к телевидению, компьютерным играм, интернету. Ребенок растет и развивается, будучи предоставленным самому себе. Сериалы по телевизору и «фабричные хиты» по радио заменяют ему бабушкины сказки, мамины колыбельные песни. Отсутствует духовная связь ребенка со взрослым, чувствуется дефицит общения детей и родителей.
Все меньше и реже обращают внимание на литературные произведения. Мало или совсем нет домашнего чтения, родители не заинтересованы тем, чтобы помочь ребенку лучше и правильно развивать и осваивать речь, развивать детское воображение, воспитывать взаимоотношение между детьми и взрослыми через чтение сказок. В связи с этим и возникает проблема, как правильно сформировать интерес ребенка к книге, к сказкам. Ведь именно через сказку формируются первые представления о добре и зле, о хорошем и плохом, о любви к животным и красотам природы. Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.
Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.
(Слайд №11) В наших стенах мы с детьми драмматизируем наши любимые сказки при помощи масок, часто используем пальчиковый и настольный театр которые вы можете использовать в домашних условиях.
-Давайте придумаем сказку все вместе. Будем по кругу передавать яблоко. Каждый, кто получил яблоко, продолжает сказку.
(Сказка записывается и в конце зачитывается.)
(Слайд12) Родители имитируют паровоз
(Слайд13) 3 Станция «Наши озорные ручки»
Следующая станция «Наши озорные ручки».
Мелкая моторика – движения кисти рук или пальцев. Через развитие мелкой моторики развиваются такие высшие свойства сознания, как: внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память и конечно же - речь.
Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Недаром педагог В. Сухомлинский писал: «Речь ребенка находится на кончике его пальцев». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.
(Слайд14) В группе ежедневно дети играют в игры, которые способствуют развитию мелкой моторики. (Слайд15)
всевозможные шнуровки
нанизывание колец, бус на тесьму
игры с мозаикой
игры с конструктором
пазлы
2. Наши пальцы связаны с внутренними органами и мозгом, а массаж пальцев и ладоней развивает мелкую моторику : мизинец — с сердцем, безымянный — с печенью, средний — с кишечником и позвоночником, указательный — с желудком, большой — с головным мозгом.
Упражнения Су-Джок терапии для развития речи детей, мы активно используем в своей работе. Дети с удовольствием выполняют упражнения с «волшебными шариками» Су-Джок
(Слайд16) В чём секрет метода Су-Джок терапии для развития речи у детей?
Достоинств у метода Су-Джок терапии много, вот некоторые из них:
Высокая эффективность, доказанная многолетней практикой и многочисленными положительными отзывами;
Абсолютная безопасностью. Метод, может применяться с раннего возраста и до глубокой старости;
Универсальность и доступность. Используется в специализированных учреждениях и в домашних условиях
С помощью метода Су-Джок терапии решаются многие коррекционные задачи. Такие как:
Развитие фонематического слуха и восприятия;
Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);
Развитие звукового и слогового анализа слов;
Активизация словаря и совершенствование лексико-грамматических категорий;
Развитие общей и мелкой моторики;
Развитие психических процессов;
Развитие цветовосприятия;
Развитие пространственно-временных представлений;
Закрепление счетных операций.
Массаж Су – Джок шарами. /родители повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/
Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Массаж пальцев эластичным кольцом. /Родители поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/
(Слайд17) Игра «Пальчики-мальчики»
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
(надеваем кольцо на указательный палец)
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
(надеваем кольчко на средний палец)
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
(надеваем кольцо на безымянный палец)
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец) .
(Слайд18)родители имитируют паровоз
(Слайд19) 3) Станция «Игровая»
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры с дыханием. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения и речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.
Давайте попробуем поиграть вместе.
(Слайд20) Игра «Сдуй листочек с ладони»
Положить на ладонь ребенка листок дерева и попросит его сдуть с ладони. Сдувать без надувания щек.
Игра «Трубач»
Поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимая на воображаемые клавиши, на выходе произнося «ту-ту-ту»(10-15 секунд)
Игра «Поединок»
Из куска ваты скатать шарик – «мяч». Ворота два кубика. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол» - вата должна оказаться между кубиками.
Речевая игра «Вьюга» (педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга)
«Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу- «вьюга кончается говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась»- замолкают.
Речевая игра «Насос»
Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. подражая действию насоса произносят звук «С-С-С…».
Еще для развития речи хорошо использовать чистоговорки.
(Слайд21) Чистоговорки:
Уп, уп, уп – мама варит суп. (зв. П.)
БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы. (зв. Б)
«Жа- жа –жа, есть иголки у ежа».
«Жу-жу-жу молоко дадим ежу».
да-да-да — в огороде лебеда",
"ду-ду-ду — растут яблоки в саду",
"ша-ша-ша — принесли домой ерша"
"ту-ту-ту — мы поедем в Воркуту"
"жа-жа-жа — есть иголки у ежа"
"чи-чи-чи — прилетели к нам грачи"
"жу-жу-жу — я на солнышке лежу". ну и так далее.
(Слайд 22) Можно сделать массаж язычку:(Слайд 23,24)
(Слайд 25) Родители имитируют паровозик.
А сейчас мы возвращаемся из путешествия обратно в детский сад.
(Слайд26) 5 станция «Детский сад»
Итог родительского собрания.
1. Дома уделять внимание развитию речи ребёнка. Читать ребёнку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.
2. Наряду с другими играми играть с детьми в пальчиковые игры, инсценировать сказки.
3. По возможности максимально ограничить просмотр телевизора.
4. Для более успешного общения с детьми мы приготовили для вас буклеты-памятки «Секреты общения ребенка в семье» и «Комплекс артикуляционной гимнастики».
.(Слайд27)
Спасибо за внимание!
Разное:…
Перед вами дерево. Его нужно украсить снежинками. Если вам понравилось наше путешествие, вы получили новые знания, были активными участниками, прикрепите белую снежинку. Если вам не понравилась наша встреча, вы считаете, что потеряли время, прикрепите синюю снежинку.
Звучит тихая, спокойная музыка, родители проводят оценку данного мероприятия. Принятие решения собрания. Решение текущих вопросов.
Удачи Вам и душевного благополучии
Приложение 1. Памятка «Развития речи ребёнка»
Знакомьте детей с телом. Учите правильно называть части тела, своевременно сообщать о недугах. Воспитывайте стремление расти сильными и здоровыми.
Знакомьте детей с трудом взрослых : врача, шофёра, повара, лётчика. Расскажите о своей профессии.
Учите детей узнавать и называть различные предметы и вещи, которые нас окружают; группировать их по признакам : игрушки, одежда, посуда, овощи.
Знакомьте детей с дикими и домашними животными, кустами, птицами. Учите наблюдать и любоваться ими.
Знакомьте детей с овощами, фруктами, ягодами. Учите различать их цвет, запах, определять на вкус, на ощупь; правильно называть их и знать, где они растут.
В играх вместе с детьми подбирайте к существительным прилагательные (признаки, например, василёк – красивый, великолепный, полевой.
Учите детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: стул – стульчик, флаг – флажок.
Учите выражать свою просьбу спокойно, глядя в глаза собеседнику.
Учите отвечать на простейшие вопросы, рассказывать несложные рассказы и сказки и отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.