Оксана Небутова
Конспект родительского собрания в старшей группе по трудовому воспитанию
Родительское собрание в старшей группе №10.
Тема: «Трудовое воспитание в семье и в ДОУ».
Цель: привлечь родителей к трудовому воспитанию дошкольников.
Задачи:
Показать родителям важность трудового воспитания в жизни дошкольника.
Публикация «Конспект родительского собрания в старшей группе по трудовому воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Расширять представление и обогатить педагогические умения родителей по вопросам трудового воспитания детей.
Вызвать интерес родителей к совместной трудовой деятельности с ребёнком дома.
Форма проведения: беседа.
Участники: родители, воспитатель.
Оборудование и наглядность: презентация «Трудовое воспитание в ДОУ», советы и рекомендации для родителей.
План:
1. Вступительное слово. Значение трудового воспитания.
2. Трудовое воспитание ребёнка в семье.
3. Трудовое воспитание ребёнка в ДОУ. Презентация.
4. Советы родителям.
5. Вывод.
Ход собрания:
1. Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада видеть вас на нашем родительском собрании. Сегодня мы поговорим о трудовом воспитании дошкольников в семье и в ДОУ. Трудовое воспитание является важным средством всестороннего развития личности ребёнка. Трудолюбие не даётся от природы, а должно воспитываться с самого раннего детства.
Главная цель труда- в его влиянии на личность ребёнка.
Труд оказывает существенное влияние на умственное развитие ребёнка. Труд развивает сообразительность, любознательность, инициативу, активное восприятие, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, тренирует память.
А также труд развивает мышление- ребёнку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.
Подчёркивая неоценимое значение труда для всестороннего развития личности ребёнка, предлагаю вашему вниманию некоторые рекомендации по трудовому воспитанию в семье.
2. Труд детей в семье должен быть посильным. Вовсе не обязательно возлагать на плечи малыша уборку всей квартиры, но попросить его протереть пыль с подоконника вполне можно. Используйте удобный момент- интерес. Любому ребёнку интересно поработать пылесосом. Много он, конечно, не наработает, а вот кое- какие навыки получит.
Никогда не заставляйте ребёнка насильно помогать вам. Принуждение отвращает. Тем более работа, сделанная по принуждению, не отличается качеством. Помощь должна отходить от чистого сердца. Понятно, что ребёнок может не обратить внимания, что вам трудно и что вы были бы не против принять от него помощь. Здесь можно немного схитрить: поохать да поахать: «Ах, как я устала», «Ох, спина болит». Редкий ребёнок не сообразит, что его помощь была бы к месту.
Какую помощь по хозяйству могут оказывать дети дошкольного возраста?
Диапазон достаточно широк. Кроме уборки своей комнаты, малыш может помочь маме в приготовлении к ужину, например, в сервировке стола. Ребёнку вполне по силам полить комнатные растения, покормить домашних питомцев.
Помните, давая поручения ребёнку, необходимо доступно объяснить, что, зачем, и почему делается. Ребёнку необходимо знать, зачем ему выполнять те или иные задания и какой результат должен быть достигнут. Только так у дошкольников сформируется представление о необходимости этих действий. Поэтому всегда нужно объяснять для чего мы трудимся. Например, если цветы не полить- они могут погибнуть; если мы не помоем посуду, то придётся есть из грязной.
Труд ребёнка не должен оставаться не замеченным со стороны взрослых. Любой труд должен быть поощрён : поблагодарите ребёнка, похвалите, оцените его старания. Даже если ребёнок сделал что-нибудь не так. А если он что-либо разобьёт, сломает- не вздумайте ругать его, ведь ребёнок хотел помочь. Труд и его результат должны сопровождаться положительными эмоциями.
Параллельно с трудовым воспитанием необходимо воспитывать уважение к труду взрослых, бережному отношению к его результатам. Слова нотации, как известно,- методы для ребёнка малоубедительные. Он должен видеть добрый пример взрослых.
Только систематическое выполнение трудовых обязанностей будет способствовать воспитанию у дошкольников организованности, ответственности, привычки к трудовому усилию, что так важно для подготовки ребёнка к школе.
2. Трудовое воспитание в ДОУ (слайды).
Рассматривая особенности организации трудового воспитания в детском саду, выделяют следующие виды детского труда :
1. Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей). Ребёнок старшего дошкольного возраста умеет самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи.
Убирать со стола посуду. Умеет правильно пользоваться носовым платком, мыть руки по мере необходимости без напоминания взрослого.
Умеет замечать и устранять непорядок в своём внешнем виде, причёске.
Умеет самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, без напоминания убирать своё рабочее место.
2. Хозяйственно- бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка).Поддерживает порядок в группе и помогает поддерживать порядок на участке. В группе умеет протирать пыль, мыть игрушки, строительный материал, столы, стулья, вместе со взрослыми ремонтирует книги, игрушки. Самостоятельно умеет наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой- от снега; летом- поливать цветы в клумбах. Самостоятельно заправлять постель после дневного сна. Выполняют обязанности дежурного по столовой, по занятиям.
3. Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду). Выполняют обязанности дежурного в уголке природы: поливают комнатные растения, опрыскивают стебли растений и протирают пыль со стеблей, моют поддоны и горшки, разрыхляют почву. Осенью помогают во время уборки овощей с огорода, сбору семян, выкапыванию луковиц, клубней цветов, перекапыванию грядок, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголке природы. Летом привлекаются к участию в рыхлении почвы, прополке и окучивании, поливе грядок и клумб.
4. Ручной труд (поддержание порядка в хозяйстве группы : починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторванных пуговиц, петель, доступный ремонт игрушек и пр.).
Также работа с бумагой и картоном. Умеют складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях; создают игрушки- забавы. Умеют создавать предметы из полосок цветной бумаги, объёмные игрушки в технике оригами. Работа с тканью. Работа с природным материалом. Умеют создавать фигуры людей, животных, птиц из шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов.
Предусматривается три формы организации трудовой деятельности детей :
1. Поручения (индивидуальные и совместные) : эпизодические, длительные, отсроченные по времени.
2. Дежурства (индивидуальные и совместные) : по столовой, по занятиям, уголку природы.
3. Коллективный труд.
3. Как было сказано выше, родители должны прививать ребёнку уважение к труду. Необходимо помнить родителям и о важности ознакомления ребёнка с их трудом на производстве, о том, что они делают и какую пользу приносят людям: например, мама- врач, она лечит больных; папа- педагог, он учит детей. Не ходя далеко за примерами, хочется сообщить вам, уважаемые родители, что очень часто мы, работая с детьми интересуемся подробной информацией, но далеко не каждый ребёнок может рассказать о работе своих родителей.
Как же ребёнку рассказать о профессии?
План-схема:
. Кто это?
.Где работает?
.Что делает?
.Инструмент (как или чем делает)
.Чем нравится?
.Зачем (какое значение имеет результат труда).
3. Задачи трудового воспитания, осуществляемого в детском саду и семье едины. В детском саду воспитание ребёнка происходит по программе «Детство».
Задачи трудового воспитания следующие :
1. Воспитание интереса к труду взрослых.
2. Воспитание желания и умения трудиться.
3. Формирование старательности, добросовестности, привычки доводить дело до конца.
4. Обучение организации труда : с чего начать работу и чем закончить. Как добиться того, чтобы трудовое воспитание детей в семье проходило наиболее успешно? Прежде всего- это атмосфера в семье, положительный пример взрослых, наличие у ребёнка постоянных обязанностей, вовлечение его в совместный труд. Необходимо показать трудовые действия, объяснить способ их выполнения. Особое внимание требует оценка труда ребёнка. Оценивать необходимо результат труда и отношение к делу.
Важная задача – приобщать детей к посильной для них трудовой деятельности.
Важно приучать их с раннего возраста выполнять несложные обязанности по самообслуживанию, помогать старшим в семье.
Систематическое включение трудовой деятельности ребёнка в процесс его воспитания повышает уровень подготовки к школе и, в конце концов, к взрослой жизни.
Непосредственное общение с живой природой даёт ребёнку более яркие представления, чем книжки и картинки. Уже в группах раннего возраста создаются уголки природы, в которых ребята, наблюдая за растениями, помогают за ними ухаживать, поливать растения, выполняют другие поручения воспитателя.
Трудовую деятельность дошкольника необходимо организовать так, чтобы труд перекликался с игрой. Для трёхлетнего ребёнка застегнуть пуговицу- это уже работа.
Ребёнок помогает наводить порядок, убирает свои игрушки, одежду, в детском саду дошкольники трудятся коллективно, что повышает их интерес к труду и одновременно учит сотрудничеству, помощи друг другу.
Родителям дошкольников необходимо интересоваться, какую работу выполняют их дети в дошкольном учреждении, продолжая трудовое воспитание и дома. Чем старше становятся дети, тем больше обязанностей на них должно возлагаться, тем менее труд должен связываться с игрой.
Дети, не привыкшие к труду, не знают, чем заняться. Отсюда склонность к праздности и леность.
Всякий труд требует от ребёнка некоторых усилий, преодоление трудностей, эти усилия должны быть посильными, не вызывать переутомления.
Трудовые обязанности по самообслуживанию, уходу за домом, за цветами, за огородом и другие должны обязательно включаться в режим дня. Следите, чтобы труд благоприятствовал укреплению здоровья и физических сил детей.
Труд создаёт благоприятные условия для физического развития детей, способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребёнка.
Трудовая деятельность должна быть регулярной.
Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей: в младшей группе- 5-7 минут, в средней – от 10 до 15 минут, в старшем дошкольном возрасте- 15-25 минут.
Орудия труда должны быть абсолютно безопасными и соответствовать росту и силам ребёнка, инвентарь был не игрушечный, а настоящий.
Дежурства являются одной из наиболее распространённых форм организации труда детей в детском саду.
Вывод:
Таким образом, из всего вышесказанного, можно сделать вывод: трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребёнок коренным образом меняет все представления о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребёнка в жизни. Главная развивающая функция труда- это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребёнок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребёнка в обществе.
Советы родителям :
1. Будьте последовательны в своих требованиях.
2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
3. Прежде, чем поручить что-либо ребёнку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына или дочь, несколько раз выполните совместными усилиями.
4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.
5. учите ребёнка уважать труд других людей, бережно относиться к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе.
6. Тактично оценивайте результаты труда ребёнка.