Оксана Кулагина
Конспект родительского собрания в группе раннего возраста «Адаптация детей к детскому саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект родительского собрания в группе раннего возраста «Адаптация детей к детскому саду»
Цель: знакомство с родителями своих будущих воспитанников, распространение педагогического опыта, знаний среди родителей.
Публикация «Конспект родительского собрания в группе раннего возраста „Адаптация детей к детскому саду“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Родительские собрания
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Задачи: создать условия для знакомства родителей друг с другом, рассказать родителям об адаптации малыша к детскому саду, настроить родителей на доброжелательные отношения, на непринуждённое общение.
Ход родительского собрания.
Вступительное слово заведующего).
Вступительное слово воспитателей).
Добрый день. Мы рады видеть вас на нашей встрече, на первом родительском собрании. Сегодня мы собрались, чтобы познакомится с вами, а также обсудить важную проблему адаптации ребёнка к детскому саду. Для начала давайте познакомимся. Встаньте, пожалуйста, в круг. Берём в руки игрушку и рассказываем о себе. Например, я - Кулагина Оксана Михайловна, воспитатель. (Вы сообщаете, чья вы мама или чей папа, и какая ваша семья). Моя семья очень дружная, спортивная, весёлая, умная и так далее.
Игра в кругу «Знакомство».
1. Беседа об адаптации.
Как вы думаете, что такое адаптация? Что вы знаете о периоде адаптации?
Рассуждения родителей «Как облегчить адаптацию малыша».
Я хочу рассказать вам немного подробнее об этой проблеме.
Адаптация – это приспособляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Процесс, часто проходящий с напряжением и перенапряжением психических и физических сил детского организма. В привычную, сложившуюся жизнь ребё нка буквально врываются такие изменения как:
Чёткий режим дня;
Отсутствие родных рядом;
Постоянный контакт со сверстниками;
Необходимость слушаться незнакомого до этого человека;
Резкое уменьшение персонального внимания.
Для того что бы адаптация к детскому саду стала максимально безболезненной для ребё нка: нужно сделать её постепенной. Потому что каждый ребёнок привыкает по- своему.
Однако, можно отметить некоторые закономерности в поведении ребёнка, про которые хотелось бы Вам рассказать. Например, призовите на помощь сказку или игру.
Вы можете придумать сказку о том, как мишка пошел в сад. Как ему там понравилось, сначала было неуютно и немного страшно, но он подружился с детьми и воспитателем. Эту сказку вы можете проиграть с игрушками. И в ней ключевым моментом является возвращение мамы за ребёнком.
Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы у ребёнка.
Основная причина – это тревога, связанная со сменой обстановки. Из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама всегда рядом и в любой момент окажет помощь, он перемещается в незнакомое пространство, где её нет. Встречает доброжелательных, но чужих людей, поэтому ребёнку сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал. К тому же личный режим ребёнка нарушается. Все эти факторы могут спровоцировать истерику и нежелание идти в детский сад, а так же простудные заболевания.
Вторая причина. Отсутствие навыков самообслуживания.
Это сильно осложняет ребёнку пребывание в детском саду.
Третья причина. Избыток впечатлений. Малыши испытывают много позитивных и негативных переживаний, он может переутомиться и в следствии – этого нервничать, плакать и капризничать.
По тому, как дети адаптируются к детскому саду, их можно разделить на три основные группы.
Лёгкая степень адаптации.
Длится она от 10 до 20 дней.
Средняя степень адаптации.
Она длится от 20 до 40 дней.
Тяжёлая степень адаптации.
Длится такая адаптация от 2 до 6 месяцев.
Для того чтобы адаптация ребёнка к детскому саду прошла как можно быстрее и легче, Вам необходимо придерживаться следующих правил.
• Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день. Первые недели посещения детского сада должны быть ограничены 2-4 часами, позже можно оставить малыша до обеда, на сон и в конце месяца (если это рекомендует воспитатель) приводить малыша на целый день.
• Дома, в выходные дни или во время болезни, необходимо соблюдать режим дня, в большей степени приближённый к режиму детского сада :
завтрак 8-9 утра;
обед 12-13 часов;
сон с 13 до 15 часов;
полдник в 16 часов, укладывание на ночь не позднее 21-22 часов.
И стараться максимально придерживаться этого режима.
• При ярко выраженных отрицательных эмоциях, целесообразно воздержаться от посещения детского сада в течении 2 – 3 дней.
• Расскажите родным и знакомым в присутствии ребёнка, что он уже ходит в детский сад. Какой он молодец. Ведь он теперь взрослый, совсем как мама и папа ходит на работу.
• Придумайте традицию – прощания или приветствия (пожатия руки, поцелуй в носик, «Пока, скоро увидимся») эти простые, но регулярно повторяющиеся мелочи позволят малышу прогнозировать ситуацию ( мама всегда приходит за мной когда говорит: «Пока, скоро увидимся»).
• Расставание нельзя затягивать, прощайтесь легко и быстро. Не вызывайте у ребёнка тревогу. Ваше спокойствие, уверенность и улыбка говорят малышу, что всё в порядке и можно смело отправляться в группу.
• Постарайтесь пораньше забирать ребёнка из детского сада.
• Учите ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания (они помогут ребёнку чувствовать себя более уверенно) : умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, проситься в туалет.
• Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка данного возраста, чтобы он мог самостоятельно её одеть и снять, без затруднений.
• Уменьшите нагрузку на нервную систему ребёнка. На время прекратите походы в общественные места, сократите просмотр телевизионных программ.
• В период адаптации будьте терпимы к изменившемуся поведению Вашего ребёнка. Вы взрослый человек и должны понимать, что он капризничает не потому что «плохой», а из – за того, что ему очень трудно привыкнуть к новому помещению, детям, воспитателям и режиму.
• А самое главное, Вы сами должны привыкнуть к мысли: «Мой ребенок идет в детский сад, там ему будет хорошо, о нем будут заботиться, он будет играть со сверстниками. Я хочу, чтобы он пошел в садик».
Помните, что с началом посещения детского сада ребёнок на время лишается физического контакта с мамой. Маленьким детям важно, что бы их брали на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому дома старайтесь больше уделять внимание ребёнку. Читайте ему на ночь, играйте с ним, смотрите вместе мультики, делайте заданные в детском саду творческие задания. Будьте нежны, терпеливы и доброжелательны. Радуйтесь Вашему ребенку! И скорее всего, стресса связанного с посещением детского сада, удастся избежать. Если Вы видите, что у ребенка развилась потребность в сотрудничестве с близкими и посторонними взрослыми, если он стремится к самостоятельности, если он открыт и доброжелателен по отношению к сверстникам, мы Вас поздравляем!
А сейчас я вам предлагаю поимпровизировать, я раздам вам листочки и ручки, вы должны написать ласковые слова, как вы называете ребенка дома, так и мы их будем называть в группе. Вот наша волшебная баночка в нее я складываю все листочки, и каждый день мы будем вытаскивать по одному листочку.
Теперь давайте встанем в круг и возьмёмся за руки, мы хотим, чтобы вы вот так прошагали все 5 лет рука об руку и стали одной большой дружной семьёй.
2. Выбор родительского комитета.
3. Анкетироание.
4. Разное.
5. Итоги.
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада узнать индивидуальные особенности и желания Вашего ребенка для создания благоприятных условий его развития.
1. Ф. И. ребенка ___ Дата рождения ___
Дата заполнения ___ Подпись ___
Ф. И. О. матери ___
Образование, род деятельности ___
Ф. И. О. отца ___
Образование, род деятельности ___
4. Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком) ___
5. Есть ли в семье другие дети, их возраст, взаимоотношения с ними ___
___
7. Основные виды игр и занятий дома? ___
___
8. Может ли ребенок сам найти себе занятие дома? ___
___
II. 1. Как Ваш ребенок засыпает (быстро/медленно, спокойно/неспокойно, с дополнительными воздействиями/без дополнительных воздействий? ___
2. Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул? ___
3. Как ребенок спит?
а) спокойно;
б) беспокойно (чутко; часто просыпается, но легко засыпает вновь; бывают ночные страхи, страшные сны; разговаривает во сне, др. ___)
4. Как относится к введению новой пищи, аппетит ___
5. Заявляет ли о физическом дискомфорте и каким способом: устал, хочет есть, пить, спать, мокрые штанишки? ___
6. Какими навыками самообслуживания владеет самостоятельно: ест ложкой, пьет из чашки, пользуется горшком, оказывает содействие при одевании? (подчеркнуть)
7. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки (сосет палец, раскачивается, крутит головой и т. д.? ___
8. Часто ли болеет? ___
III. 1. Как переносит разлуки с матерью? ___
2. Какова была максимальная длительность такой разлуки? ___
3. Подражает ли взрослым, проявляет ли интерес к их делам? ___
4. Как относится к оценке взрослого:
- положительной: ___
- отрицательной: ___
5. Стремится ли демонстрировать свои достижения, умения взрослому? ___
6. Легко ли идет на контакт с взрослыми, сверстниками (легко; избирательно; трудно?
V. 1. Каковы Ваши действия в следующих ситуациях:
- ребенок отказывается есть ___
- ребенок не может заснуть ___
- намочил штанишки ___
- сломал игрушку или предмет, которым пользуются взрослые ___
- не реагирует на запрет и продолжает настаивать на желаемом, капризничает ___
___
2. Как Вы:
- ласкаете ребенка ___
- поощряете ребенка ___
- порицаете ___
VI. 1. Как передвигается ребенок?
а) преимущественно бегом;
б) беготня чередуется со покойным перемещением.
2. Следует ли ребенок определенному порядку в проявлении своей жизнедеятельности (просыпается и засыпает приблизительно в одно и то же время, съедает ежедневно приблизительно одинаковое количество пищи, проявляет активность или спокойствие в одно и тоже время суток?
а) да; б) нет.
3. Легко ли привыкает к новой ситуации (возникают ли проблемы, когда приходится спать на новом месте, оставаться с новым человеком, сопротивляться тем или иным переменам в повседневной жизни?
а) да; б) нет.
4. Как Ваш ребенок выражает свои чувства?
а) протестует активно: если огорчен, заливается слезами; если рад, громко хохочет.
б) протестует тихо: от огорчения хнычет, хмурится; от радости улыбается.
5. Какое настроение преобладает?
а) хорошее, бодрое;
б) подавленное, вялое или серьезное.
6. Может ли ребенок достаточно долго заниматься каким-то делом, проявлять настойчивость?
а) да; б) нет.
7. Проявляет ли Ваш ребенок особую разборчивость в мелочах (протестует, когда надевают на него несколько тесную одежду; замечает, если несколько меняется вкус любимого блюда; реагирует на запахи и пр. ?
а) да; б) нет.
СПАСИБО!
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ПОСТУПЛЕНИЮ В ДЕТСКИЙ САД»
Детский сад – это не только новое окружение, новая обстановка, новые люди. Это и первое расставание ребенка с близкими людьми, и, следовательно, первое большое испытание, которое он встретит самостоятельно. Малышу надо приспособиться к новому ритму и требованиям воспитателя. Чтобы стресс не был болезненным и не затянулся на долгие недели, необходима разумная и последовательная помощь родителей.
1. Свое решение о посещении детского сада необходимо сообщить ребенку с радостью, преподнести его как награду.
2. Готовить ребенка к временной разлуке с Вами и дать понять ему, что это неизбежно только потому, что он уже большой. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до детского сада и стал таким большим.
3. Покупать вещи для детского сада вместе с ребенком. Заботится о том, чтобы вещи были максимально простыми и удобными, без лишних застежек и пуговиц, обувь – на липучках или на молнии.
4. Заранее узнать режим дня в дошкольном учреждении и организовать похожий режим дома.
5. Отправлять малыша в детский сад лишь при условии, что он здоров. Повысить роль закаливающих мероприятий.
6. Как можно раньше познакомить ребенка с детьми и воспитателями в детском саду. Раскрыть малышу «секреты» возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.
7. Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада : что, как и в какой последовательности он там будет делать.
8. Учить ребенка всем необходимым навыкам самообслуживания.
9. Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления в детский сад.
10. Продумать, кто будет приводить и уводить ребенка.
11. Планировать свое время так, чтобы не оставлять малыша первое время на целый день в детском саду. Все время объяснять ребенку, что он для Вас по-прежнему дорог и любим.
12. Накануне напомнить малышу, что завтра он пойдет в садик и ответить на все вопросы ребенка. Поговорить с ребенком о возможных трудностях, с которыми он может столкнуться в начале посещения дошкольного учреждения.