Королева Валентина Петровна
Конспект родительского собрания «Миссия русского языка в современном мире»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:определить достоинства родного русского языка и роль языка в жизни человека и общества.
Задачи:1. Привлечь родителей к проблеме речевого развития детей в современных условиях
2 формировать сознательное и бережное отношение к русскому языку как национально -культурной ценности;
3 воспитывать положительного отношения к русскому языку как к основе духовности и единства;
4 укреплять историческую преемственность поколений.
Участники: родители, воспитатели.
Место проведения: помещение группы.
Публикация «Конспект родительского собрания „Миссия русского языка в современном мире“» размещена в разделах
Форма проведения: диспут.
Подготовительная работа:- изучение информации по проблеме; изготовление приглашений на родительское собрание (приложение 1);анкетирование родителей (приложение 2)родителям дать домашнее задание: подготовиться к диспуту и подготовить плакаты с высказываниями; подготовка буклетов для родителей (приложение 3).
План проведения:
1. Вступительный этап:
* введение в проблему: «Миссия русского языка в современном мире»выступление воспитателя
2. Основная часть:
* диспут
3. Подведение итогов собрания :
* решение родительского собрания;
* рефлексия.
Ход мероприятия:
Ведущий 1: :Здравствуйте, уважаемые родители, я рада приветствовать Вас на собрании нашей группы.
Мы так привыкли к своему языку, что не замечаем его красоты и богатства, мелодичности и точности. Для большинства из нас русский язык – это просто дисциплина, по которой далеко не у всех стоит оценка «хорошо» или «отлично».
Мы знаем и любим свой язык. Просто редко об этом задумываемся.
Поэтому сегодня мы проведем бдиц опрос посмотрим, хорошо ли вы знаете свой родной язык, такой знакомый и близкий.
Я стану перечислять действия, а вы подумайте, какой глагол надо здесь вставить - «надевать» или «одевать». Готовы?
Родители : : Да.
Ведущий 1: Итак, я проснулась рано утром и стала соби-раться на работу. Сначала стала платье. Надевать. А может - одевать?
Ответы родителей.
Ведущий 1: В данном случае - надевать. Потом стала кур-тку. Наверное, тоже надевать, да?
Ответы родителей.
Ведущий 1: Верно. А потом стала младшего ребенка. Это ясно –
Родители : одевать.
Ведущий 1: Вот мы и выяснили, когда надо употреблять каждый из этих глаголов.
Да. Надевать можно вещи: платья, шляпы, пальто. Глагол «надевать» употребляется, когда человек сообщает про себя - я надел то-то.
А одевать можно кого-нибудь: ребенка, брата, сестру, куклу.
Я думаю, мы так удачно это уяснили, что все знают разницу в использовании этих глаголов.
Вот такой наш Русский язык своеобразный.
Ведущий 2: История человечества демонстрирует возможность достаточно динамичного изменения лидерства того или иного языка как средства международного общения: в древнем мире – греческий, затем латынь в Европе и арабский в Азии, в XIX в. – французский. В ХХ веке, в условиях глобализации, уже несколько десятков лет в качестве универсального языка общения выступает английский. Однако времена меняются.
Роль русского языка в современных условиях становится все более значимой в связи с постоянными изменениями, происходящими в стране и мире. История развития нашей планеты объективно указывает, что такая великая, уникальная и самобытная страна, как Россия, была, есть и всегда будет оставаться могущественной державой, несмотря на неоднократные внешние вызовы. Русский язык издревле являлся и остается языком межнационального общения, посредством которого преодолевается языковой барьер между представителями разных этносов внутри одного многонационального государства, а взаимопроникновение национальных культур только способствует его укреплению и обогащению.
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в статье «Россия: национальный вопрос» отметил: «Русский народ является государствообразующим – по факту существования России. Великая миссия русских – объединять, скреплять цивилизацию. Скреплять в такой тип государства-цивилизации, где нет «нацменов», а принцип распознания «свой–чужой» определяется общей культурой и общими ценностями». Языком, культурой, «всемирной отзывчивостью», по определению Федора Достоевского, скреплять русских армян, русских азербайджанцев, русских немцев, русских татар. Убеждён, что как русский народ, так и русский язык являются государствообразующими. Русский язык сегодня стал родным языком для многих народов нашей Великой России.
В условиях глобализации уже несколько десятков лет в качестве универсального языка общения в мире выступает английский: литература и документация, научные форумы, политические и экономические переговоры различных форматов и, конечно, культовое достижение современности, – Интернет с его изначальной англоязычной лексикой.
История человечества демонстрирует возможность достаточно динамичного изменения лидерства того или иного языка как средства международного общения: в древнем мире – греческий, затем латынь в Европе и арабский в Азии, которые не сдавали свои лидирующие позиции до конца Позднего Средневековья, в XIX в. – французский, в ХХ в. – английский. Однако времена меняются. Еще 20–25 лет назад невозможно было представить, что на русском языке будут составляться путеводители, развешиваться вывески в магазинах и банках. Так происходит в большинстве стран Евросоюза, а также в туристических зонах целого ряда азиатских стран. Наряду с английским, немецким, японским языками делаются объявления по-русски в аэропортах многих стран мира. Весьма важным и показательным изменением в позиции мировых языков, несомненно, следует считать создание в мировой паутине русскоязычных сайтов. Сегодня это реальность.
Русский язык принадлежит сегодня к наиболее распространенным языкам мира. По числу говорящих на нем, он занимает пятое место в мире после китайского, хинди (вместе с близким ему урду, английского и испанского языков. По другим оценочным данным, русский язык по числу владеющих им (свыше 500 млн человек) занимает в мире третье место после китайского (свыше 1 млрд) и английского (750 млн). В той или иной мере русский язык изучают в вузах и школах более, чем в 140 странах мира.
Он является официальным или рабочим языком множества авторитетных международных организаций.
Великое будущее нашей страны, лидирующая роль России на международной арене в условиях новой конфигурации сил и многополярности мира, несомненно будет сопровождаться существенным ростом значения и звучания русского языка. В перспективе русский язык следует рассматривать как язык глобальной коммуникации. Достаточно вспомнить об огромной территории Земли с многомиллионным населением, которая была охвачена русским языком. Например, в эпоху СССР русский язык был основным и единственным языком межнационального общения советских людей, его изучали и на нем общались в странах Восточной Европы, а сегодня он остается по-прежнему единственным и основным языком межнационального общения на постсоветском пространстве.
Не сомневаюсь, что из опыта прошлого следует заимствовать мощные механизмы воспитания гражданского сознания и формирования межнациональных и межконфессиональных отношений народов нашей страны, отдавая дань уважения достоинству каждого народа.
Выступая на совместном заседании Совета по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку от 19 мая 2015 года, Президент Российской Федерации В. В. Путин отметил: «Вопросы сохранения и развития русского, всех языков народов нашей страны имеют важнейшее значение для гармонизации межнациональных отношений, обеспечения гражданского единства, укрепления государственного суверенитета и целостности России.
Убежден, что базой переориентирования нашей многонациональной культуры и отношений между народами России в конструктивно-позитивное русло должна стать идея наднациональная, общенациональная, для раскрытия которой и нужна демонстрация всего национального многообразия.
В нашей стране проживают представители 193 национальностей, и они говорят на почти трёх сотнях языков и диалектов. Здесь отмечу, что письменность для многих языков была разработана лишь в советское время силами выдающихся русских учёных, лингвистов, филологов. С 1920 по 1940 год своя письменность появилась у 50 национальностей. До этого письменности у этих народов не было.
Напомню и о богатых традициях литературных переводов на русский книг, стихотворений, чьи авторы писали на своём родном языке. И благодаря переводу на русский их произведения становились известны всей стране.
Без всякого преувеличения можно сказать: подобной поддержки, настоящего сбережения национальных языков, как в нашей стране, никто никогда в мире не обеспечивал».
Ведущий 1:Теперь я предлагаю озвучить домашнее задание. Мы заранее предложили разделиться на две группы и поразмышлять над гипотезами
1 группа: Горелова, Самылина, Сарваева, Сенина, Косовичева.
Гипотеза № 1:
Русский язык широко распространён в мире, он обладает достаточным внутренним потенциалом и может стать доминирующим мировым языком в обозримом будущем.
2 группа: Алсофьева, Безрукова, Ташкинова, Казанцева, Кныжова.
Гипотеза № 2:
Русский язык переживает кризис, теряет свои позиции в мире, он не может стать доминирующим мировым языком в обозримом будущем.
Ведущий 1:Давайте выслушаем,что у них получилось
Выступление группы № 1:
Русским языком владеет около 300 миллионов человек, он занимает в мире огромное пространство – географическое, гуманитарное, культурное, входит в десятку мировых языков, занимает 4 место по числу владеющих им после китайского, английского и испанского.
Русский язык после значительного спада интереса к нему, вызванного развалом СССР, вновь становится востребованным теми, кто принимает участие в развитии связей с Россией и реализации проектов международного сотрудничества.
70% населения в СНГ владеет русским языком.
На русском языке опубликована 1/3 мировой научной литературы.
Русский язык является одним из официальных языков ООН, МАГАТЭ, ЮНЕСКО, ВОЗ.
На русском языке созданы литературные произведения, которые вошли в мировую классику.
Русский язык изучается более чем в 90 странах мира.
Достоинства русского языка как потенциально способного стать доминирующим мировым языком :
Огромный лексический запас
Свобода словообразовательных возможностей
Богатство синонимики
Широкое применение оценочной лексики
Стилевое разнообразие
Литературно-художественная разработанность
Гибкость порядка слов
Мелодичность речи
Способность адаптировать заимствования из разных языков
Мощь и величие русского языка являются неоспоримым свидетельством великих сил русского народа, его оригинальной и высокой национальной культуры, его великой и славной исторической судьбы. Русский язык единодушно признаётся великим языком великого народа. (Академик В. В. Виноградов)
Выступление группы № 2:
Число русскоязычного населения в бывшем СССР, дальнем зарубежье и мире в целом неуклонно уменьшается и, по прогнозам аналитиков, к 2025 году снизится до 152 миллионов. Вполне вероятно, в скором времени русский язык выйдет из десятка основных языков человечества.
Сократилась база и снизилась культура разговорного русского языка.
Развал СССР вызвал значительное падение популярности русского языка в бывших республиках и странах Восточной Европы.
Нет ни одного русского писателя ХХ века, который был бытак широко известен за рубежом, как его великие предшественники.
Русская литература в ХХ веке перестала быть образцом нормированного
литературного языка.
Отечественная информатика существенно отстаёт в именовании процессов, явлений
и предметов современного мира.
Иностранное засилье разрушает семантические связи между русскими словами.
Языковую вседозволенность не просто демонстрируют, но и декларируют журналисты, политики, представители искусства в своих печатных работах, публичных выступлениях, в свободном общении.
Крайне мало новых словарей русского языка, включающих, помимо общеобразовательной лексики, современную экономическую, юридическую, политическую терминологию и техническую лексику, необходимую человеку, живущему в мире рыночной экономики и научно-технического прогресса.
Ведущий 1: Мы благодарим вас за интересное выступление. Теперь давайте немного обсудим.
Обсуждения родителей.
Ведущий 2:В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребёнок почувствовал уникальность своего народа, знал его культуру, пришёл к пониманию и осознанию собственной неповторимости и значимости каждого человека, живущего на земле. Приобщение дошкольников к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Овладение родным языком, развитие речи являются одними из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и в современном дошкольном образовании рассматриваются как общая основа воспитания и обучения детей. Поэтому так важно с детства создавать представление о том, что язык – это главное сокровище народа; воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку. Родной язык необходим не только как средство общения и познания окружающей действительности, но и как средство фиксации, сохранения национальных культурных традиций
Ведущий 2: Подведем итоги нашей дискуссии.
Русский язык как язык международного общения уступает главенствующее положение в мире другим языкам, в первую очередь - английскому, в силу большего экономического и технического могущества таких высокоразвитых государств, как Великобритания, США, Франция, Германия, а также по причине внутреннего кризиса языка, обусловленного демографическими проблемами в стране и небережным отношением к нему со стороны его носителей.
В современных условиях русский язык приобретает всё большее международное значение. Его изучают многие люди в разных странах мира.
Русский язык, несомненно, — это язык богатейшей художественной литературы, мировое значение которой исключительно велико.
Рефлексия - игра «Наоборот»
Ведущий 2:Вы хорошо поработали. Предлагаю проити и организовать круг. Я называю действие, а вы выполняете противоположное действие.
1) Опустите руки вниз.
2) Поднимите руки вверх. 2 р.
3) Голову поднимите.
4) Голову опустите. 2 р.
5) Поворот туловища вправо.
6) Поворот туловища влево. 2 р.
7) Закройте глаза (откройте) 2 р.
8) Посмотрите вдаль.
9) Привстаньте.
10) Присядьте.
11) Опустите правую (левую) руку.
12) Опустите левую (правую) ногу
Ведущий 1:Нам, педагогам детского сада, хочется узнать: оправдались ли ожидания участников, что было значимым для каждого из вас, какие выводы для себя сделали… На память мы хотим подарить вам буклеты.