Получи документы

Конспект родительского собрания «Миссия русского языка в современном мире»

Королева Валентина Петровна
Конспект родительского собрания «Миссия русского языка в современном мире»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:определить достоинства родного русского языка и роль языка в жизни человека и общества.

Задачи:1. Привлечь родителей к проблеме речевого развития детей в современных условиях

2 формировать сознательное и бережное отношение к русскому языку как национально -культурной ценности;

3 воспитывать положительного отношения к русскому языку как к основе духовности и единства;

4 укреплять историческую преемственность поколений.

Участники: родители, воспитатели.

Место проведения: помещение группы.

Публикация «Конспект родительского собрания „Миссия русского языка в современном мире“» размещена в разделах

Форма проведения: диспут.

Подготовительная работа:- изучение информации по проблеме; изготовление приглашений на родительское собрание (приложение 1);анкетирование родителей (приложение 2)родителям дать домашнее задание: подготовиться к диспуту и подготовить плакаты с высказываниями; подготовка буклетов для родителей (приложение 3).

План проведения:

1. Вступительный этап:

* введение в проблему: «Миссия русского языка в современном мире»выступление воспитателя

2. Основная часть:

* диспут

3. Подведение итогов собрания :

* решение родительского собрания;

* рефлексия.

Ход мероприятия:

Ведущий 1: :Здравствуйте, уважаемые родители, я рада приветствовать Вас на собрании нашей группы.

Мы так привыкли к своему языку, что не замечаем его красоты и богатства, мелодичности и точности. Для большинства из нас русский язык – это просто дисциплина, по которой далеко не у всех стоит оценка «хорошо» или «отлично».

Мы знаем и любим свой язык. Просто редко об этом задумываемся.

Поэтому сегодня мы проведем бдиц опрос посмотрим, хорошо ли вы знаете свой родной язык, такой знакомый и близкий.

Я стану перечислять действия, а вы подумайте, какой глагол надо здесь вставить - «надевать» или «одевать». Готовы?

Родители : : Да.

Ведущий 1: Итак, я проснулась рано утром и стала соби-раться на работу. Сначала стала платье. Надевать. А может - одевать?

Ответы родителей.

Ведущий 1: В данном случае - надевать. Потом стала кур-тку. Наверное, тоже надевать, да?

Ответы родителей.

Ведущий 1: Верно. А потом стала младшего ребенка. Это ясно –

Родители : одевать.

Ведущий 1: Вот мы и выяснили, когда надо употреблять каждый из этих глаголов.

Да. Надевать можно вещи: платья, шляпы, пальто. Глагол «надевать» употребляется, когда человек сообщает про себя - я надел то-то.

А одевать можно кого-нибудь: ребенка, брата, сестру, куклу.

Я думаю, мы так удачно это уяснили, что все знают разницу в использовании этих глаголов.

Вот такой наш Русский язык своеобразный.

Ведущий 2: История человечества демонстрирует возможность достаточно динамичного изменения лидерства того или иного языка как средства международного общения: в древнем мире – греческий, затем латынь в Европе и арабский в Азии, в XIX в. – французский. В ХХ веке, в условиях глобализации, уже несколько десятков лет в качестве универсального языка общения выступает английский. Однако времена меняются.

Роль русского языка в современных условиях становится все более значимой в связи с постоянными изменениями, происходящими в стране и мире. История развития нашей планеты объективно указывает, что такая великая, уникальная и самобытная страна, как Россия, была, есть и всегда будет оставаться могущественной державой, несмотря на неоднократные внешние вызовы. Русский язык издревле являлся и остается языком межнационального общения, посредством которого преодолевается языковой барьер между представителями разных этносов внутри одного многонационального государства, а взаимопроникновение национальных культур только способствует его укреплению и обогащению.

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в статье «Россия: национальный вопрос» отметил: «Русский народ является государствообразующим – по факту существования России. Великая миссия русских – объединять, скреплять цивилизацию. Скреплять в такой тип государства-цивилизации, где нет «нацменов», а принцип распознания «свой–чужой» определяется общей культурой и общими ценностями». Языком, культурой, «всемирной отзывчивостью», по определению Федора Достоевского, скреплять русских армян, русских азербайджанцев, русских немцев, русских татар. Убеждён, что как русский народ, так и русский язык являются государствообразующими. Русский язык сегодня стал родным языком для многих народов нашей Великой России.

В условиях глобализации уже несколько десятков лет в качестве универсального языка общения в мире выступает английский: литература и документация, научные форумы, политические и экономические переговоры различных форматов и, конечно, культовое достижение современности, – Интернет с его изначальной англоязычной лексикой.

История человечества демонстрирует возможность достаточно динамичного изменения лидерства того или иного языка как средства международного общения: в древнем мире – греческий, затем латынь в Европе и арабский в Азии, которые не сдавали свои лидирующие позиции до конца Позднего Средневековья, в XIX в. – французский, в ХХ в. – английский. Однако времена меняются. Еще 20–25 лет назад невозможно было представить, что на русском языке будут составляться путеводители, развешиваться вывески в магазинах и банках. Так происходит в большинстве стран Евросоюза, а также в туристических зонах целого ряда азиатских стран. Наряду с английским, немецким, японским языками делаются объявления по-русски в аэропортах многих стран мира. Весьма важным и показательным изменением в позиции мировых языков, несомненно, следует считать создание в мировой паутине русскоязычных сайтов. Сегодня это реальность.

Русский язык принадлежит сегодня к наиболее распространенным языкам мира. По числу говорящих на нем, он занимает пятое место в мире после китайского, хинди (вместе с близким ему урду, английского и испанского языков. По другим оценочным данным, русский язык по числу владеющих им (свыше 500 млн человек) занимает в мире третье место после китайского (свыше 1 млрд) и английского (750 млн). В той или иной мере русский язык изучают в вузах и школах более, чем в 140 странах мира.

Он является официальным или рабочим языком множества авторитетных международных организаций.

Великое будущее нашей страны, лидирующая роль России на международной арене в условиях новой конфигурации сил и многополярности мира, несомненно будет сопровождаться существенным ростом значения и звучания русского языка. В перспективе русский язык следует рассматривать как язык глобальной коммуникации. Достаточно вспомнить об огромной территории Земли с многомиллионным населением, которая была охвачена русским языком. Например, в эпоху СССР русский язык был основным и единственным языком межнационального общения советских людей, его изучали и на нем общались в странах Восточной Европы, а сегодня он остается по-прежнему единственным и основным языком межнационального общения на постсоветском пространстве.

Не сомневаюсь, что из опыта прошлого следует заимствовать мощные механизмы воспитания гражданского сознания и формирования межнациональных и межконфессиональных отношений народов нашей страны, отдавая дань уважения достоинству каждого народа.

Выступая на совместном заседании Совета по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку от 19 мая 2015 года, Президент Российской Федерации В. В. Путин отметил: «Вопросы сохранения и развития русского, всех языков народов нашей страны имеют важнейшее значение для гармонизации межнациональных отношений, обеспечения гражданского единства, укрепления государственного суверенитета и целостности России.

Убежден, что базой переориентирования нашей многонациональной культуры и отношений между народами России в конструктивно-позитивное русло должна стать идея наднациональная, общенациональная, для раскрытия которой и нужна демонстрация всего национального многообразия.

В нашей стране проживают представители 193 национальностей, и они говорят на почти трёх сотнях языков и диалектов. Здесь отмечу, что письменность для многих языков была разработана лишь в советское время силами выдающихся русских учёных, лингвистов, филологов. С 1920 по 1940 год своя письменность появилась у 50 национальностей. До этого письменности у этих народов не было.

Напомню и о богатых традициях литературных переводов на русский книг, стихотворений, чьи авторы писали на своём родном языке. И благодаря переводу на русский их произведения становились известны всей стране.

Без всякого преувеличения можно сказать: подобной поддержки, настоящего сбережения национальных языков, как в нашей стране, никто никогда в мире не обеспечивал».

Ведущий 1:Теперь я предлагаю озвучить домашнее задание. Мы заранее предложили разделиться на две группы и поразмышлять над гипотезами

1 группа: Горелова, Самылина, Сарваева, Сенина, Косовичева.

Гипотеза № 1:

Русский язык широко распространён в мире, он обладает достаточным внутренним потенциалом и может стать доминирующим мировым языком в обозримом будущем.

2 группа: Алсофьева, Безрукова, Ташкинова, Казанцева, Кныжова.

Гипотеза № 2:

Русский язык переживает кризис, теряет свои позиции в мире, он не может стать доминирующим мировым языком в обозримом будущем.

Ведущий 1:Давайте выслушаем,что у них получилось

Выступление группы № 1:

Русским языком владеет около 300 миллионов человек, он занимает в мире огромное пространство – географическое, гуманитарное, культурное, входит в десятку мировых языков, занимает 4 место по числу владеющих им после китайского, английского и испанского.

Русский язык после значительного спада интереса к нему, вызванного развалом СССР, вновь становится востребованным теми, кто принимает участие в развитии связей с Россией и реализации проектов международного сотрудничества.

70% населения в СНГ владеет русским языком.

На русском языке опубликована 1/3 мировой научной литературы.

Русский язык является одним из официальных языков ООН, МАГАТЭ, ЮНЕСКО, ВОЗ.

На русском языке созданы литературные произведения, которые вошли в мировую классику.

Русский язык изучается более чем в 90 странах мира.

Достоинства русского языка как потенциально способного стать доминирующим мировым языком :

Огромный лексический запас

Свобода словообразовательных возможностей

Богатство синонимики

Широкое применение оценочной лексики

Стилевое разнообразие

Литературно-художественная разработанность

Гибкость порядка слов

Мелодичность речи

Способность адаптировать заимствования из разных языков

Мощь и величие русского языка являются неоспоримым свидетельством великих сил русского народа, его оригинальной и высокой национальной культуры, его великой и славной исторической судьбы. Русский язык единодушно признаётся великим языком великого народа. (Академик В. В. Виноградов)

Выступление группы № 2:

Число русскоязычного населения в бывшем СССР, дальнем зарубежье и мире в целом неуклонно уменьшается и, по прогнозам аналитиков, к 2025 году снизится до 152 миллионов. Вполне вероятно, в скором времени русский язык выйдет из десятка основных языков человечества.

Сократилась база и снизилась культура разговорного русского языка.

Развал СССР вызвал значительное падение популярности русского языка в бывших республиках и странах Восточной Европы.

Нет ни одного русского писателя ХХ века, который был бытак широко известен за рубежом, как его великие предшественники.

Русская литература в ХХ веке перестала быть образцом нормированного

литературного языка.

Отечественная информатика существенно отстаёт в именовании процессов, явлений

и предметов современного мира.

Иностранное засилье разрушает семантические связи между русскими словами.

Языковую вседозволенность не просто демонстрируют, но и декларируют журналисты, политики, представители искусства в своих печатных работах, публичных выступлениях, в свободном общении.

Крайне мало новых словарей русского языка, включающих, помимо общеобразовательной лексики, современную экономическую, юридическую, политическую терминологию и техническую лексику, необходимую человеку, живущему в мире рыночной экономики и научно-технического прогресса.

Ведущий 1: Мы благодарим вас за интересное выступление. Теперь давайте немного обсудим.

Обсуждения родителей.

Ведущий 2:В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребёнок почувствовал уникальность своего народа, знал его культуру, пришёл к пониманию и осознанию собственной неповторимости и значимости каждого человека, живущего на земле. Приобщение дошкольников к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Овладение родным языком, развитие речи являются одними из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и в современном дошкольном образовании рассматриваются как общая основа воспитания и обучения детей. Поэтому так важно с детства создавать представление о том, что язык – это главное сокровище народа; воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку. Родной язык необходим не только как средство общения и познания окружающей действительности, но и как средство фиксации, сохранения национальных культурных традиций

Ведущий 2: Подведем итоги нашей дискуссии.

Русский язык как язык международного общения уступает главенствующее положение в мире другим языкам, в первую очередь - английскому, в силу большего экономического и технического могущества таких высокоразвитых государств, как Великобритания, США, Франция, Германия, а также по причине внутреннего кризиса языка, обусловленного демографическими проблемами в стране и небережным отношением к нему со стороны его носителей.

В современных условиях русский язык приобретает всё большее международное значение. Его изучают многие люди в разных странах мира.

Русский язык, несомненно, — это язык богатейшей художественной литературы, мировое значение которой исключительно велико.

Рефлексия - игра «Наоборот»

Ведущий 2:Вы хорошо поработали. Предлагаю проити и организовать круг. Я называю действие, а вы выполняете противоположное действие.

1) Опустите руки вниз.

2) Поднимите руки вверх. 2 р.

3) Голову поднимите.

4) Голову опустите. 2 р.

5) Поворот туловища вправо.

6) Поворот туловища влево. 2 р.

7) Закройте глаза (откройте) 2 р.

8) Посмотрите вдаль.

9) Привстаньте.

10) Присядьте.

11) Опустите правую (левую) руку.

12) Опустите левую (правую) ногу

Ведущий 1:Нам, педагогам детского сада, хочется узнать: оправдались ли ожидания участников, что было значимым для каждого из вас, какие выводы для себя сделали… На память мы хотим подарить вам буклеты.

Публикации по теме:

Фото и видеоотчет «Безопасность детей в современном мире»Фото и видеоотчет «Безопасность детей в современном мире» Дети — это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека. Современный мир полон опасностей, особенно для тех, кто не может.

Доклад «Как сохранить родной язык в современном мире» «Язык – душа народа. Долг каждой нации – сохранить свой язык, долг каждого человека – серьезно и свято относиться к своему родному языку».

Конспект родительского собрания «Что я знаю о своём ребёнке»Конспект родительского собрания «Что я знаю о своём ребёнке» Конспект родительского собрания "Что я знаю о своём ребёнке?" Форма проведения: путешествие по стране Воспитания. Участники: родители,.

Конспект родительского собрания «Как растить любознательных»Конспект родительского собрания «Как растить любознательных» Конспект родительского собрания "Как растить любознательных" Цель: ознакомить родителей воспитанников с условиями развития любознательности.

Конспект родительского собрания на тему «Экология и мы» Цель: Повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой;.

Конспект родительского собрания «Общаемся, играя»Конспект родительского собрания «Общаемся, играя» Конспект родительского собрания в группе раннего возраста Тема: «Общаемся играя». Подготовили и провели: Голубева Е. М., Галашева И. В., Билич.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Приставки про-| пра-, по-| па-» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентины Германовны Дата проведения: 19. 11. 2014 г. Класс: 3 Г Тема. Приставка.

Куклы-обереги на Руси и их значение в современном миреКуклы-обереги на Руси и их значение в современном мире История создания кукол- оберегов начинается со времен язычества. Это часть народной культуры. Раньше без них не обходился ни один ребенок,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект родительского собрания «Миссия русского языка в современном мире»
Опубликовано: 31 мая 2024 в 13:35
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект родительского собрания «Миссия русского языка в современном мире»» (включая файлы) размещена пользователем Королева Валентина Петровна (УИ 390974) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД