Наталья Долгополова
Конспект родительского собрания «Чудесная страна Сенсорика» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Форма проведения:игровой практикум.
Цель: повышение педагогической компетентности родителей в области сенсорного воспитания посредством педагогического просвещения.
Задачи:
Образовательная: познакомить родителей с понятием «Сенсорные эталоны»;
Развивающая: обогатить педагогический опыт родителей по теме собрания;
Публикация «Конспект родительского собрания „Чудесная страна Сенсорика“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Воспитательная: способствовать развитию дружеского и свободного общения всех участников образовательного процесса.
План проведения:
Вступительная часть: введение в проблему.
Основная часть: игротека в форме путешествия на поезде по станциям.
Итоги собрания: решение родительского собрания.
Рефлексия.
Ход мероприятия.
Вступительная часть.
Звучит спокойная фоновая музыка.
Воспитатель:
Снова встретиться мы рады с вами,гости, с вами,мамы.
Чтобы всем нам вместе быть,
Надо круг нам сотворить.
За руки вы все беритесь,
В круг быстрее становитесь.
Делаем большой мы круг,
А теперь поменьше.
А чтоб ближе быть друг к другу,
Мы пойдём сейчас по кругу.
Один, два, три - остановись и друг другу улыбнись.
Молодцы!
Здравствуйте, уважаемые родители и гости! Мы рады встрече с вами.
А проведем мы нашу встречу не совсем обычно, а в форме игры по теме: «Чудесная страна Сенсорика».
Направо и налево везде лежит она
Игралия, игралочка - чудесная страна!
Каждый здесь не раз бывал,
Кто когда-нибудь играл.
И пусть родители и гости,
Вся озорная детвора
Сегодня скажут громко:
«Добро пожаловать, игра!»
Чтобы детство детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. Наши гости приготовили высказывания об игре:
-«Игра - не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития». Д. В. Менджерицкая
-«В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни». К. Д. Успенский
Воспитатель: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский
Введение в проблему.
Звучит музыка «Волшебный сундучок» из передачи «Что? Где? Когда?».
Воспитатель: Уважаемые родители, перед нами возникла проблемная ситуация - надо узнать на ощупь, что находится в волшебном сундучке.
(Воспитатель предлагает родителям определить на ощупь содержимое ящика, родители запускают руки и ощупывают предмет; выслушиваются и воспринимаются все предложения.)
- Вы сейчас попали в затруднительную ситуацию, воспринимая предмет по внешним свойствам (форма, материал, запах, величина и др., чтобы узнать, что находится в ящике. А развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов - это сенсорное развитие ребенка.
Что такое сенсорное развитие и воспитание?
Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.
Сенсорные ощущения классифицируются на:
• визуальные (зрительные);
• осязательные;
• обонятельные;
• слуховые;
• вкусовые.
Именно в соответствии с ними у ребенка формируются пространственные представления, тактильные ощущения и понятия о:
• цвете;
• форме;
• величине;
• вкусе;
• звуках;
• запахе;
• времени.
Выделяют эталоны: цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый, формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т. д., величины (большой, маленький, самый маленький и т. д., вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный, обоняния (запах гари, аромат духов и т. д., времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето., пространственных представлений (вверх, вниз, вправо, влево и т. д., эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т. д.).
Основными задачами сенсорного развития детей являются:
• формирование правильных сенсорных эталонов;
• формирование правильных перцептивных реакций (чувственных восприятий);
• приобретение навыков самостоятельного применения системы эталонов и верного реагирования на перцептивные процессы.
Сенсорное развитие в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Каково же значение сенсорного воспитания?
Значение состоит в том, что сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность.
Сенсорное развитие происходит в самых различных видах детской деятельности и может осуществляться не только через предметную, но и через продуктивную деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопления представлений об окружающем мире.
Основная часть
Забудьте на время о том, что вы - взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. А отправимся мы с вами в путешествие в страну игр "Чудесная Сенсорика" для того, чтобы узнать, что же находиться в волшебном ящике.
Звучит сказочная мелодия, воспитатель надевает корону, накидку, берёт в руки волшебную палочку.
Вот я палочкой взмаху, (действия выполняются по содержанию текста)
Загадаю чудо!
Всем родителям помогу,
Доброй феей буду!
Поскорей вставайте в круг,
За руки возьмитесь.
Будем рядом мы стоять,
Глазки будем закрывать!
А теперь начнём вращаться,
В ребятишек превращаться!
Подарю вам ленточки (раздает резинки, заколки,
Подарю вам бантики!
Быстро наряжаемся,
В поездку собираемся!
Паровоз давно вас ждет,
В страну Сенсорику повезёт! (Звучит песенка из м/ф «Паровозик из Ромашково», воспитатель надевает фуражку машиниста, родители становятся «паровозиком»)
Солнышко светит,
Облака плывут,
Паровозик едет
Тук-тук-тук.
Тук-тук-тук колеса,
Мчится паровоз,
Он в страну Сенсорику.
Всех детей привез!
Внимание! Наш поезд прибыл на станцию. Как она называется, вы знаете? А кто же здесь живет? Выходите из вагонов, садитесь поудобнее, будем выяснять.
Мы начнем учить цвета,
Приготовьтесь, детвора.
У малины и клубники,
Помидора и брусники
Вкус, конечно, очень разный,
Ну а цвет похожий…Ответ: красный (появляются человечки соответствующего цвета).
Лягушка скачет на болоте,
Она все время на охоте.
Прощай, комарик несмышленый!
А у лягушки цвет…Ответ: зеленый.
Из скорлупок, из пеленок
Вылез маленький цыпленок.
Ой, смешной какой ты,
Наш комочек…Ответ: желтый.
Мы с тобой рисуем море:
Вот — кораблик на просторе,
Вот — звезда на дне лежит,
Вот — фонтан пускает кит…
Волны и китенка спину
Мы раскрасим цветом…Ответ: синим.
Догадались, как станция называется? Станция «Цветная». И жители этой станции цветные человечки предлагают вам научиться играть в «цветные» игры. Игра, в которую мы будем играть, называется «Загадочные пуговки».
«Загадочные пуговки»
Цель игры: развитие умения узнавать и называть цвета; развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал: полотно, разделенное на 4 сектора разного цвета, к нему прилагается 4 пуговицы, каждая из которых соответствует определенному цвету сектора.
Ход игры: воспитатель показывает ребенку панно, разделенное на 4 сектора разного цвета, он рассказывает, что это домики для пуговок. Воспитатель обращает внимание на то, что каждая пуговка живет в домике своего цвета и просит детей помочь найти пуговкам домик.
Взялись цвета мы изучать,
Ну и с чего же нам начать?
Есть чудо пуговки у нас,
Помогут нам они сейчас.
Мы в руки пуговки возьмём,
И дом по цвету им найдем.
Игра «Цветные автомобили»
Цель игры: закреплять основные цвета, упражнять детей в умении реагировать на цвет, развивать зрительное восприятие и внимание, ориентировку в пространстве.
Игровой материал: машины красного, желтого, зеленого, синего цвета, сигнальные карточки красного, желтого, зеленого, синего цвета.
Ход игры: в руках у детей цветные автомобили; ведущий дает сигнал - поднимает флажок определенного цвета, дети начинают движение соответствующего цвета.
Воспитатель: Цветные человечки нам хотят помочь узнать, что находится в волшебном ящике и дают подсказку (воспитатель показывает карточку синего цвета). Значит, в ящике предмет синего цвета. Спасибо, цветные человечки, за вашу подсказку и за интересные игры, которые знакомят с цветом. А нам пора в путь. Занимаем места в вагонах и едем дальше. (Звучит музыка, паровоз едет дальше.)
Солнышко светит,
Облака плывут,
Паровозик едет
Тук, тук, тук, тук, тук.
Тук, тук, тук колеса,
Мчится паровоз,
На следующую станцию
Он детей привез!
Как же называется эта станция, давайте угадаем?
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня.
Ответ: квадрат (появляются фигурные человечки).
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня!
Ответ: круг.
Три вершины,
Три угла,
Три сторонки –
Кто же я?
Ответ: треугольник.
Как станция называется? Догадались? (станция Фигурная). Нас встречают человечки разной формы. Они нам приготовили интересную игру, которая познакомит нас с плоскостными геометрическими формами - кругом, квадратом, треугольником; научат подбирать нужные формы.
Игра «Волшебный мешочек»
Обучающиеся по очереди опускают руку в мешочек с деревянными геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают фигуру и называют ее цвет (например, «треугольник, красный»).
Воспитатель: Фигурные человечки нам тоже решили помочь и оставили подсказку геометрическую фигуру круг. (Карточка с изображением круга)
Веселый паровоз нас опять зовёт в дорогу. Занимаем скорее места. (звучит музыка) Едем дальше!
Вагончики, вагончики,
По рельсам тарахтят,
Везут на станцию ИЗО
Компанию ребят.
Чох-чох, чу-чу
Паровоз летит
Чох-чох, чу-чу
Паровоз гудит»
Воспитатель: Мы приехали, а кто это нас встречает? (Волшебная краска).
Краска: Здравствуйте ребята, я - Волшебная краска. Не удивляйтесь, вы приехали на удивительную станцию, которая называется Каляка-Маляка. Я хочу вас научить необычно рисовать. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Вам будет интересно рисовать пальчиками или делать рисунок собственной ладошкой. Вот мои волшебные краски, и я предлагают вам порисовать. (Родители садятся за столы и рисуют ладошками и пальчиками; звучит фоновая мелодия.)
Краска: Время ручки отмывать!
Ждет водичка, не дождется,
Поработать ей придется,
Кто опрятным хочет стать,
Воду должен уважать.
Воспитатель: Какая красота! Вот чудо! Ладошки превратились в лучики солнца, в птиц, а с помощью пальчиков и краски появилась красивая поляна цветов. Спасибо тебе, Волшебная краска.
Краска: Мне сказали, что вы ищете подсказки в стране Сенсорики. Я хочу вам помочь отгадать, что находится в волшебном ящике и дам вам небольшую подсказку. Перед тем как начать рисовать, я с помощью этого предмета делаю гимнастику для пальчиков. (Карточка с символическим изображением)
Воспитатель: Спасибо тебе Волшебная краска за подсказку, а паровоз снова зовет нас в путь. До свидания!
Краска: Счастливого пути! До новых встреч!
Воспитатель:
Вагончики, вагончики
По рельсам тарахтят,
Везут на станцию игрушек
Компанию ребят.
Наш поезд прибыл на конечную станцию "Игрушечную». Посмотрите сколько различных игр, развивающих сенсорный опыт детей, нас встречает. Здесь игры, купленные в магазине и сделанные руками воспитателей и родителей. Посмотрите, какое разнообразие! Сейчас с некоторыми из них мы познакомимся. (Родители представляют игры, изготовленные своими руками, воспитатель демонстрирует «Сенсорную дидактическую юбку»)
Вывод: Играя, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность. С вашего позволения, я опять стану феей, так как настало время вам превращаться во взрослых. (Звучит сказочная мелодия).
Вот я палочкой взмаху, (действия выполняются по содержанию)
Загадаю чудо!
Всем ребятам помогу
Доброй феей буду!
Поскорей встали в круг,
За руки все взялись вдруг.
Будем рядом мы стоять,
Будем глазки закрывать!
А теперь начнём вращаться,
И во взрослых превращаться.
Уважаемые родители, в начале нашей игротеки перед нами возникла проблемная ситуация - узнать на ощупь, что находиться в волшебном сундучке. Пройдя через все станции, мы узнали все свойства неизвестного объекта.
Воспитатель показывает карточки: -Как вы думаете, что это (Родители предлагают варианты ответов).
Воспитатель достает объект из волшебного ящика и показывает сенсорный мячик Су-Джок.
Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.
Подведение итогов собрания.
Воспитатель: Я считаю, что цель игротеки достигнута. Мы обратили ваше внимание на то, что необходимо в детском саду и дома проводить с детьми дидактические сенсорные игры, задача которых – помочь ребенку накопить представление о цвете, форме величине предметов и т. д.
Рефлексия
Просим оценить нашу встречу. На входных дверях в приёмной расположен контур паровозика и цветные фишки. Если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то прикрепите красный кружок, если частично - синий квадрат, а если не удовлетворены - зелёный треугольник. Желающие могут написать отзывы, свои предложения.
Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.
Решения родительского собрания:
1. Учитывая важную роль родителей в развитии интереса детей к дидактическим играм, направить усилия на решение следующей задачи: каждой семье организовать вечера дидактической игры, направленные на накопление сенсорного опыта и обогащение чувственных впечатлений детей.
2. Объявить конкурс на лучшую дидактическую игру (игрушку, сделанную своими руками, в которую бы дети с удовольствием играли. В конце года подвести его итоги и вручить призы победителям.
3. Принимать активное участие в жизни детского сада.