Елена Пронина
Конспект занятия «Рязанский край, сторонушка родная»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Способствовать воспитанию у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине через организацию музыкальной деятельности.
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с историей родного края, с его героическим прошлым.
• Закрепить знания детей о гербе города Рязани.
• Закреплять представления детей об улицах родного города, в котором мы живем.
Публикация «Конспект занятия „Рязанский край, сторонушка родная“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Рязанская область, Рязань
- Темочки
• Приобщать детей к нравственным общечеловеческим ценностям через все виды фольклора, народные праздники и традиции.
• Обогащать и развивать словарный запас детей.
• Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе родного края;
• Поддерживать познавательный интерес к истории своей Родины.
Предварительная работа: Беседы о Рязани : история, культура, народные промыслы, достопримечательности и т. д.
Рассматривание иллюстраций, фотографий о родном крае, рассматривание альбомов «Прошлое и настоящее Рязани».
Прогулки родителей с детьми по городу Рязани.
Чтение былин о богатырях земли рязанской, о знаменитых людях, прославивших современную Рязань, разучивания стихотворений, пословиц, поговорок, песен о Рязани.
Изготовление коллективных панно по произведениям С. Есенина из листьев и яичной скорлупы; изготовление колокольни-Кремля из бросового материала; изготовление герба г. Рязани из ниток.
На музыкальных занятиях : знакомство с творчеством рязанского композитора Ю. Савельева; разучивание песен о Рязани, народных танцев, хороводов.
Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Программное содержание:
1. Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с историей родного края, с его героическим прошлым.
Закрепить знания детей о гербе города Рязани.
Закреплять представления детей об улицах родного города, в котором мы живем.
Приобщать детей к нравственным общечеловеческим ценностям через все виды фольклора, народные праздники и традиции.
Повышать личностную культуру детей через знакомство с декоративно-прикладными промыслами рязанского края.
2. Развивающие задачи: Развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы.
Обогащать и развивать словарный запас детей;
3. Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе родного края;
Воспитывать эстетический вкус к народному творчеству.
Воспитывать уважение к людям, к их труду, вызвать желание быть похожими на них.
Поддерживать познавательный интерес к истории своей Родины,
Предварительная работа: Беседы о Рязани : история, культура, народные промыслы, достопримечательности и т. д.
Рассматривание иллюстраций, фотографий о родном крае, рассматривание альбомов «Прошлое и настоящее Рязани».
Прогулки родителей с детьми по городу Рязани.
Чтение былин о богатырях земли рязанской, о знаменитых людях, прославивших современную Рязань, разучивания стихотворений, пословиц, поговорок, песен о Рязани.
Работа в изостудии «Марья Искусница» : сюжетное рисование по произведениям С. Есенина; рассматривание изделий народных промыслов : Михайловского кружева, Скопинской керамики, Вырковской игрушки, изделий Касимовской росписи, их рисование и лепка.
Изготовление коллективных панно по произведениям С. Есенина из листьев и яичной скорлупы; изготовление колокольни-Кремля из бросового материала; изготовление герба г. Рязани из ниток.
На музыкальных занятиях : знакомство с творчеством рязанского композитора Ю. Савельева; разучивание песен о Рязани, народных танцев, хороводов.
Ход.
/Дети входят под музыку (строятся полукругом)/
Есть города, которые прекрасны,
в которых просто невозможно зло.
Есть города, которые несчастны,
которым в жизни как то не везло.
Есть города, которые обычны,
без всяких удивительных примет.
Есть города, отважны, героичны,
орденоносцы, во славе прошлых лет.
И есть другие… Этим городам
замены нет и повторенья нет,
Они судьба, которой не отдам!
На них сошёлся клином белый свет…
И снова - крылья за спиной!
И ты меня встречаешь, город мой…
Песня «Рязань – любимая моя»
/Муз. Аверкина Сл. Лаубе/
- Дети, а вы как думаете, почему мы говорим наш «родной» город?
/мы родились в городе Рязани; здесь живём/
- Правильно, мы родились в городе Рязани и здесь живём.
- Дети, а как вы думаете 911 – это много или мало?
/это много/
- Да. Это очень много. Рязань – один из древнейших русских городов. Раньше город Рязань назывался… Кто помнит? Как назывался раньше наш город Рязань? /Переяславль – Рязанский/
- правильно, Переяславль – Рязанский и был основан в 1095 году. Через века пронесла свой неповторимый облик, свой говор, свои обычаи. Нам жителям Рязани есть чем гордиться. Любят Рязанцы свой город.
- Дети, а что больше всего вам нравится в нашем городе? За что вы его любите?
/ Люблю тебя, мой дивный город
люблю и летом и зимой.
И в день осенний ты мне дорог,
И дорог раннею весной.
Люблю я тихие рассветы
Рязанских улиц и дворов,
Люблю широкие проспекты
И перезвон колоколов! /
- А вы знаете, дети, что земля Рязанская – это родина многих знаменитых людей: писателей, поэтов, художников, космонавтов. Кого вы знаете, кто именем своим прославил современный город Рязань?
/Константин Эдуардович Циолковский/
- А кем он был? /К. Э. Циолковский был учёным/
- В какой области науки он работал? /в области изучения, исследования мирового космического пространства/
- Правильно. К. Э. Циолковским было написано много работ по различным вопросам науки и техники. За свою работу он был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
- А ещё кого вы знаете? /Фёдора Полетаева/
- А кем он был?/Фёдор Полетаев был солдатом. Героем двух стран: нашей Родины и Италии/
- Каким был Фёдор Андрианович Полетаев? / Он был смелым, решительным, сила у него была богатырская/
- Да. Правильно. Поэтому за его героизм и мужество, проявленные в боях против немецко-фашистских захватчиков Ф. А. Полетаеву присвоено звание Героя Советского Союза.
- Кого вы ещё знаете, кто именем своим прославил наш город Рязань?
/ Сергей Александрович. Есенин/
- А кем был С. Есенин? /С. Есенин был поэтом/
- Правильно. С. Есенин был поэтом, которого знают во всём мире. Вспомните, дети, о чём С. Есенин особенно любил писать?
/Он любил писать стихи о Родине, о природе/
- Что он воспевал? /Он воспевал в стихах красоту родного края/
- Правильно. С Есенин особенно любил и писал стихи о Родине. Он воспевал в стихах красоту родного края, её природу, луга, поля.
И сейчас, дети, давайте вспомним и прочитаем стихи, которые написал С. А. Есенин.
1. «Нивы сжаты…»
2. «Бабушкины сказки»
Песня «С добрым утром»
- Молодцы! Раз вы любите Рязань, стало быть, вы настоящие рязанцы!
Как и у всех городов у Рязани есть свой герб.
А кто мне скажет, что такое герб? /Это эмблема, это символ города, это отличительный знак/
- А о чём он нам рассказывает? /Он рассказывает нам о самом главном в судьбе города/
- Правильно. Герб рассказывает нам о самом главном в судьбе города, его внешнем облике, обычаях жителей.
Посмотрите вот сюда. Как вы думаете, герб, какого города здесь изображён?
/Это герб города Рязани/.
- Кто хочет пойти и рассказать, кто изображён на гербе г. Рязани?
/На гербе г. Рязани изображён князь – Олег Рязанский, стоящий в золотом поле. На плечах у него красный плащ с золотой застёжкой, на ногах зелёные сапоги. Одет князь в зелёное платье, на голове зелёная шапка, украшенная собольим мехом. В правой руке он держит меч, а в левой чёрное украшенные золотом ножны/.
- И вот этот герб сделали наши дети, которые сейчас уже учатся в школе, сами, своими руками, в студии художественного труда «Марья – Искусница».
Нравится? /Да/
- Мне тоже очень нравится. Вот кто на него посмотрит, тот сразу поймё т: Рязань и её жители непобедимы.
В городе – сотни дорог,
Вечность в себе таящих
Город – всегда диалог
Прошлого с настоящим.
- Много пословиц, былин, поговорок, выражений сложил народ о своём любимом городе. А вы знаете ли пословицы о Рязани? Давайте вспомним их все вместе.
• А у нас в Рязани грибы с глазами : их едят, они глядят.
• Рязанская баба – мадонна.
• Родина любимая, что мать родимая.
• Для Родины своей ни сил, ни сил, ни жизни не жалей.
- В старину на Руси любили песни петь, хороводы водить. Вот и мы с вами давайте отдохнём, хоровод заведём.
Хоровод «Калинушка».
- На праздники всегда приезжают гости. И мы сегодня ждём гостью. Встречайте!
/Под колокольный звон входит гость/
- Здравствуйте дети. Здравствуй хозяюшка!
- Здравствуй гостьюшка дорогая!
Кто же ты будешь такая!
- Я – рязаночка, землячка ваша
Хочу познакомить вас с изделиями наших рязанских мастеров.
В городе Касимове живут умельцы. Они из дерева делают различные изделия: ложки, кружки, чашки, половники и украшают их росписью. Посмотрите на этот половник и кружку. Как удачно сочетаются на чёрном фоне красные ягоды, золотые листочки, зелёные завитки. Понравились вам изделия касимовских мастеров? /Да/
-Спасибо, гостьюшка дорогая! Наши дети тоже приготовили для тебя подарки, только не простые, музыкальные.
Танец с листочками.
В солнечный, яркий, осенний денёк
Кружится сорванный ветром листок
Падают, падают листья кругом
Землю покрыв золотистым ковром.
- Город Скопин славится керамическими изделиями. Мастера умелыми руками делают из глины посуду, кувшины, вазы, разные сувениры. Изделия обливают глазурью, чтобы они блестели и обжигают в горячей печи.
Посмотрите, какой красивый получился конь, как живой, какая у него кудрявая грива, какой длинный хвост. Вот какой красивый. Нравится он вам? /Да/.
А вот кувшин в виде сказочной птицы. А птица эта называется скопа. Поэтому и город мастеров назвали Скопин. Такие красивые изделия понравятся любому и пригодятся в каждом доме.
- Спасибо гостьюшка дорогая. А теперь мы тебя частушками порадуем.
Мы рязанские ребята
Ох нигде не пропадём
И сегодня вам частушки
От души мы пропоём
Если б не было воды
Не было бы кружки
Если б не было девчат
Кто бы пел частушки.
Мы в Рязани родились
И на славу удались
Сами кругленькие
Щёчки пухленькие.
С вами мы живём в Рязани
Очень древняя она
Но душа её с годами
Будет вечно молода.
А я продолжаю свой рассказ. Кружевницы-мастерицы из города Михайлова прислали вам свои изделия. Вот кружевной воротничок, нарядный с затейливым узором. А это закладки для книг. А вот полотенце с ярким праздничным кружевом. В нём сочетаются красный. Жёлтый, чёрный цвета. Эти кружева плетутся не спицами, не крючком, а волшебными палочками – коклюшками. Михайловские кружевницы славятся мастерством по всему миру.
- Спасибо гостьюшка дорогая! А мы для тебя споём песню о родном крае.
Как песни русские красивы!
Ты к ним прислушайся замри…
Моя Рязань, моя Россия
Мы все наследники твои.
Песня «Край родной»
- Ну что ж время наше подходит к концу. Много мы с вами сегодня узнали о Рязани и многое предстоит узнать о её достопримечательностях, её улицах, переулках… На этом наш праздник закончен. Благодарим всех за внимание.