Елена Владимировна Светличная
Конспект развлечения по познавательному развитию «Русский народный костюм» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство детей с русско-народным костюмом.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с традициями русского народа.
- формировать знания о русском костюме.
- познакомить с символикой в украшении костюма.
Развивающие :
- расширять кругозор, развивать любознательность.
- создавать условия для обогащения и активизации словаря.
- способствовать развитию эстетического и художественного вкуса.
Публикация «Конспект развлечения по познавательному развитию „Русский народный костюм“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Русский народный костюм
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- содействовать развитию декоративного творчества детей; умения создавать узоры на силуэтах русских костюмов.
Воспитательные:
- создавать условия для воспитания интереса к русской культуре.
- воспитывать взаимовыручку, самостоятельность.
Словарная работа: сарафан, кокошник, лапти, орнамент, сударыня, сударь.
Материал и оборудование: две куклы в русских национальных костюмах : сарафанах и рубахах, кокошниках, лаптях, поясах. Иллюстрации: костюмы русской национальной одежды : сарафан, рубаха, кокошник, лапти, пояс. Книги с русско-народными сказками. Домик со скамейкой. Бумажные куклы с одеждой для них. Карточки с изображением одежду кукол. Аудиозапись с русско-народной музыкой.
Раздаточный материал: центр творчества - рисование: трафареты сарафана и мужской рубахи, кисти, гуашь, баночки с водой, салфетки, подставки под кисть, цветные карандаши, фломастеры, образцы работ. Плоскостная лепка : полоски цветного картона с изображением узора, пластилин, доски для лепки, стеки, образцы работ. Центр математики: листы бумаги с изображение геометрических фигур, ножницы, листы белой бумаги 1\2, клей, салфетки, образцы работ.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с русскими национальными костюмами, чтение русских народных сказок. Рассматривание Дымковской и Филимоновской игрушек. Просмотр видеоролика «История русского узора»
Ход деятельности:
I. Воспитатель. Посмотрите, к нам гости идут. (Вынос кукол, мальчика и девочку, в русских костюмах)
Куклы. Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!
Воспитатель. Какие интересные гости к нам пожаловали! И одеты чудно, и здороваются по – особенному.
- Никто из вас не догадался, откуда они к нам пришли?
- Давайте спросим у кукол, откуда они пришли.
Дети: Откуда вы пришли, гости дорогие?
Куклы: Мы пришли к вам прошлого, из Древней Руси.
Воспитатель: Ребята, когда-то страна наша называлась Русью. От этого и произошло ее сегодняшнее название – Россия. Похожи эти названия? Давным-давно на Руси все люди так одевались, и была особая манера разговора.
Женщин на Руси звали сударынями, сударушками, а к мужчин– «сударь».
Давайте посмотрим, во что одета Марьюшка.
Воспитатель и дети обсуждают одежду и обувь девочки, закрепляют названия предметов одежды.
Воспитатель: На Руси был обычай: когда девушка замуж выходила, одну косу расплетали на две, и должна была она всегда носить головной убор – кокошник.
Воспитатель: Во что же одет Иванушка?
Воспитатель и дети обсуждают одежду и обувь мальчика.
Куклы: Вы заметили, какой интересный узор вышит на нашей одежде? Он называется орнаментом. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл.
Например: (показ и рассматривание иллюстраций)
знак солнца. Что оно дарит людям? (тепло, добро). Поэтому и сам знак обозначает плодородие, счастье, благополучие.
-На что похож этот знак? (на волны, на реку). Это знак воды. Ручеек журчит и веселит нас, несет радость, веселье.
-Другой знак – засеянное поле. Он приносит счастье, богатство, достаток.
-Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое:
Красный – благополучие, (хорошую жизнь)
Желтый – тепло и ласку,
Синий – радость,
Черный – богатство.
Воспитатель: Ребята, а хотите тоже создать свой костюм? Я предлагаю игру «Одень куклу» (несколько ребят подходят к магнитной доске и одевают бумажного мальчика или девочку) Молодцы, остальные тоже обязательно поиграют.
Воспитатель: ребята, у меня есть карточки с изображением русско-народной одежды, в которую одеты наши гости. Я сейчас буду читать загадки, а вы их будете отгадывать, будете поднимать картинку с изображением правильного ответа.
Игра «Найди и покажи»
Каждый день поутру надеваю я трубу.
Ну не догадаться вам?
Она зовется (Сарафан)
Он украшает голову, на цветок похож.
Весь расшит узорами, уж очень он хорош.
А зовут такой убор (Кокошник)
Что же это за одежда:
С четырьмя отверстиями.
В одно входишь,
А в три выходишь. (Рубаха)
Целый день я в нем хожу словно в обруче. (Пояс)
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них ходили раньше люди
И плели из лыка.
А чтоб с ножки не спадали,
Их веревкой привязали. (Лапти)
II. Воспитатель: Молодцы, отлично справились. Ребята, всю одежду женщины шили сами, и только в городах князьям и боярам шили одежду специально выученные люди. Они назывались портные.
Одежду на Руси берегли, не выбрасывали, передавали по наследству, перешивали и донашивали до полной ветхости.
Я предлагаю вам стать портными и «съшить» свой костюм или орнамент для него. А делать это вы сможете в наших центрах:
1. В центре творчества вы сможете нарисовать по трафарету одежду и раскрасить ее гуашью, фломастерами или цветными карандашами.
2. В нашем центре творчества также можно создать из пластилина орнаменты-узоры для русско-народной одежды. Предлагаю вам плоскостную лепку.
3. В центре математики вы сможете создать одежду из геометрических фигур. Для этого их нужно будет вырезать из бумаги.
Для вашего творчества в наших центрах есть всё необходимое, а если возникнуть вопросы, мы вам обязательно поможем.
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте выясним, кто в какой центр отправится. (Детям предлагаются карточки с изображением центров по количеству детей, перевёрнутые обратной стороной)
Воспитатель: Прекрасно! Теперь можете приступать к работе. Желаем вам успехов, у вас все получится!
Дети расходятся по центрам, при возникающих вопросах, воспитатель помогает или просит помочь кого-то из детей своему товарищу. Во время деятельности детей звучит русско-народная музыка.
III. Воспитатель: Молодцы, ребята, все справились! Красивые получились у вас наряды. Итак, о чем мы с вами сегодня говорили, что нового узнали?
Как называли мужчину и женщины на Руси?
Какие названия одежды вы запомнили и для чего она служила?
Что такое орнамент?
Как называлась обувь на Руси?
Во время деятельности в центрах всё ли успели сделать?
Что больше всего понравилось и запомнилось?
Какие трудности возникли? Почему?
Что интересного вы сможете рассказать родителям?
Воспитатель: Ребята, наши гости хотят с вами поиграть в русско-народную игру «Чурилки». Для игры выберем водящего русской народной считалкой «Кафтан» :
У Ивана три кафтана:
Красный, белый, голубой,
У Ивана три кафтана,
Выбирай себе любой.
Игра «Чурилки». Играющие выбирают двоих детей. Одному завязывают платком глаза, другому дают бубен; затем ведут вокруг них хоровод и поют:
Колокольцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы.
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон?
После этих слов игрок с бубном начинает звонить и ходить в круге, а «жмурка» старается его поймать.
Как только «жмурка» поймает его, их меняют другие игроки.
Воспитатель: А теперь, попрощайтесь с гостями, им пора возвращаться, но они непременно к нам еще заглянут и проверят, узнали ли вы что-нибудь новое о традициях нашего народа.
Ребята, а мы сейчас с вами пойдём на прогулку и поиграем ещё в подвижные русско-народные игры!