Марина Савела
Конспект развлечения «Ярмарка мастеров» для младших дошкольников, подготовленный детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Обобщить представления детей о народном искусстве России (роспись посуды и игрушек)
Задачи:
- закрепить знания о дымковских, хохломских, гжельских и городецких изделиях;
-формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;
-совершенствовать двигательную активность детей, умение ориентироваться в пространстве;
– формирование основ безопасности в игровой деятельности;
- воспитывать интерес к народному изобразительному искусству и традициям русского народа.
Публикация «Конспект развлечения „Ярмарка мастеров“ для младших дошкольников, подготовленный детьми старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Ярмарка. Фольклорные развлечения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Интеграция: «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Физическая культура», «Безопасность», «Здоровье».
Материалы и оборудование: народные костюмы, изделия мастеров, для оформления лотков: деревянные ложки, ленты, бусы, изделия из солёного теста; музыкальное сопровождение – русские народные мелодии; вязаные шарики; цветная ленточка, карусель из разноцветных лент, деревянные матрёшки.
Предварительная работа: сбор информации о промыслах совместно с родителями, создание в группе выставки посуды, украшенной знаменитыми росписями, изготовление работ с элементами Хохломской, Городецкой и Дымковской росписи на занятиях по изобразительной деятельности, разучивание стихов, песен и народных игр.
Ведущая:
На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!
Ярмарка, ярмарка! Огневая, яркая, плясовая, жаркая.
Глянешь налево – лавки с товаром.
Глянешь направо – веселье даром!
Солнце яркое встает, спешит на ярмарку народ!
Звучит русская народная мелодия, выбегают из разных двое наряженных ребёнка.
Ребёнок (помощник ведущего) : Почтеннейшие господа!
Пожалуйте к нам сюда!
Выставляйте свой товар
На наш ярмарочный базар!
Выходят 3 коробейника:
Ребё нок: Эй, народ, и млад и стар,
Подивись на мой товар!
Бусы, нитки, кружева,
Есть тесьма и бахрома,
А для девок красных
Ленты есть атласные! (показывает свой товар)
Ребё нок: А у меня товар загляденье,
Одно объеденье.
Пряники печатные,
Очень ароматные.
Как только подойдете,
Сразу возьмете.
Попробуйте, подходите,
Да язык не проглотите!
Ребё нок: Кому деревянные ложки?
Годятся, чтоб кашу есть из плошки,
А также петь, плясать
Да гармонике подыграть.
Потешают, веселят,
Скучать не велят!
Ребёнок (помощник ведущего) : Шумит, ликует ярмарка,
На улицу зовет,
На нашу, на веселую
Торопится народ.
Найдутся здесь по вкусу
Подарочки любому:
И мальчику безусому
И дедушке седому.
Ребё нок: Тайну вам, друзья, откроем,
Скажем все без лишних слов
Вы сегодня оказались
В Чудо-Граде Мастеров.
Ведущая: В Дымково любили песни и пляски, в этом селе рождались чудо - сказки. Длинными, зимними вечерами, когда работы в поле и на огороде не было, курился дымок из печи в каждой избе. Там мастерицы лепили и обжигали в русской печке свои знаменитые игрушки. Все игрушки непростые, а волшебно-расписные, белоснежные, как берёзки - кружочки, ленточки, полоски - простой, казалось бы, бы узор, но отвести не в силах взор. К весне кого только не увидишь на полках и подоконниках, на лавках и столешницах: в пёстрых юбках барыни, бравые кавалеры, важные петухи и индюки, няни, кормилицы, женихи и невесты, бараны, кони, птички, весёлые карусели. (одновременно с рассказом идёт показ либо самих игрушек, либо иллюстраций дымковской игрушки)
Выходят дети, исполняют частушки:
Наши руки крендельком, щеки, будто яблоки.
С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.
У большого индюка все расписаны бока.
Всех нарядом удивил, Крылья важно распустил.
Мы игрушки складные, складные, да ладные,
Мы повсюду славимся, мы и вам понравимся!
Ведущая: Здравствуйте, я – дымковская игрушка, мои шарики-погремушки рассыпались, помогите мне их собрать, да на нитку нанизать!
Играют в игру «Кто быстрее возьмет шарик».
Правила игры: ребята ходят под музыку по кругу, как только музыка прекращается нужно взять в руки шарик-погремушки (обвязаное яичко от киндер сюрприза с горохом внутри) и высоко подняв, погреметь. В процессе игры шарики-погремушки убирают. Побеждает тот. Ко последним сможет быстро поднять с пола шарики и погреметь.
Ведущая: Золотая Хохлома! Ещё совсем недавно в сёлах Горьковской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю «хохлома» и где она взяла свои огненные краски. Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня и чтобы отразилась в нём красота русской земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили себе избы и селились рядом с мастером. И стали появляться на свет удивительные вазы, чаши, сахарницы, солонки и ковши, сделанные из дерева и расписанные «золотом». И с ними в дом пришла красота и радость, которые щедро дарят нам.
Выходят дети, исполняют частушки:
Хохлома да Хохлома, разукрашу все дома,
А потом и улицу, петуха да курицу!
Бабка деда до обеда заставляла рисовать –
Ведь в красивую посуду щи приятно наливать!
Я все небо разрисую, разрисую хохломой:
Пусть все летчики летают под такою красотой!
Надою я молока и налью котенку:
Разрисую хохломой милую Буренку!
Ребёнок (помощник ведущего) : А теперь чем будем торговать?
Ведущая: Будем картошку продавать!
Ребёнок (помощник ведущего) : А, может, лучше с нею поиграть?
Ведущая: Даже не стану тебе возражать!
Ребёнок (помощник ведущего) : Это дело совсем непростое:
Будут с ложкой играть двое.
Ведущая: Берёшь картошку, кладёшь в ложку,
Потом с ней бежишь немножко.
Ребёнок (помощник ведущего) : Ронять, нельзя, дрожать нельзя,
Ведущая: Дышать можно,
Вместе: Но очень осторожно!
Аттракцион «ПЕРЕНЕСИ КАРТОШКУ В ЛОЖКЕ»
Правила игры: дети делятся на две команды по 4-5 человек в каждой. Нужно как можно быстрей пробежать до конуса и обратно, не выронив из ложки-картошку и передать ее следующему игроку из команды. Побеждает та команда, оторая быстрей перенесет картошку.
Ребёнок (помощник ведущего) : Загорск, Семёново - старинное местечко.
Там есть и лес и рощица, поле, мостик, речка.
Там мастера решили матрёшку сотворить,
чтоб только радость людям она могла дарить.
Ведущий: Матрёшка. Во всём мире славится ярко раскрашенная деревянная игрушка. Раскроешь её - а там другая - поменьше, а в той - ещё меньше и так до самой маленькой. В Государственном музее игрушки /г. Загорск/ экспонируется 100-летнее деревянное яйцо, изготовленное в начале XX века. Первая же матрёшка состояла из 8 кукол. Выточил их вручную мастер игрушечных дел В. Звёздочкин, а расписал художник С. Малютин. Наряжены первые куклы были в русский сарафан и платочек. Всем пришлась по душе весёлая русская матрёшка. (одновременно с рассказом идёт показ матрёшек) Матрёшки русские по свету славятся. На них взгляните вы, чем не красавицы?
Играем в игру «Наряди матрёшку».
Правила игры: Для участия в игре приглашаются две команды по 5-6 человек. Дети должны, поочерё дно подбегая к своему стульчику собрать матрешку: начиная от самой маленькой до самой большой. Матрешки заранее раздаются детям в руки, начиная с самой маленькой.
Ведущий: Маленькая деревенька Гжель уже несколько веков известна своим промыслом гжели, именно в этом месте были найдены обильные залежи качественной глины. Неудивительно, что здесь с давних пор развивались гончарные промыслы. Здесь издавна добывали самую лучшую глину разных сортов. Своё начало гжельская роспись начала с изготовлением обыкновенной глиняной утвари: гончарной посуды, простеньких детских игрушек. За воздушными, необычными синими узорами и белоснежностью тончайшего фарфора скрывается огромный труд и сложный процесс обработки изделия. Каждый сувенир с гжелью изготавливается в несколько этапов. Сначала заготавливается сырье, то есть глина. Основное требование к ней – пластичность, благодаря которой глиняное изделие может принимать любую форму. Существует два основных способа придания глине определенной формы:
- формовка (мастер лепит керамическую массу непосредственно руками или пользуется готовыми шаблонам на станках)
- гипсовое литье (жидкая глина заливается в гипсовые формы и сушится не в печи, а при комнатной температуре.) После этого керамическое изделие подвергают обжигу в специальной печи дважды. Первый утильный обжиг производят при температуре в 900 °С. После нанесения рисунка, а они все наносятся вручную, прозрачной глазури гжели предстоит выдержать второй обжиг при температуре в 1400 °С. После этого глазурь становится очень прочной и крепкой, поэтому, нанесенному под ней рисунку с синей гжелью ничего не грозит.
Орнаменты являются одним из элементов национальной культуры всех народов мира. С их помощью можно изучать традиции и обычаи той или иной страны. Одним из наиболее узнаваемых орнаментов в русской культуре является гжель.
Ребё нок: В тихом Подмосковье
Речка Гжелка бежит.
Вдоль этой речушки
Деревенька стоит.
Резные оконца,
На крыше конек,
Из чистого колодца
Водицы глоток.
Заросли ивы вдоль речки бегут,
Умельцы в той деревеньке живут:
Расписную посуду они мастерят,
Синим по белому чудо творят.
Ребё нок:
Гжельская роспись
На белом фарфоре-
Синее небо, синее море.
Синь васильков,
Синие птицы
На веточках тонких.
Музыка скромной
Российской природы
Кружит и водит
Свои хороводы.
В нежном узоре
Сплетаются краски,
И волшебство к нам
Приходит из сказки!
Проводится игра «Матушка Гжель»
Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбирается ведущий — матушка Гжель, она стоит в центре круга, в руках синяя ленточка. С началом музыки, она идет внутри круга, дети идут хороводом в другую сторону и поют:
Матушка Гжель по полю гуляла,
Ленточку синюю потеряла,
Кто ленту найдет, тот талант обретёт!
С окончанием пения, хоровод останавливается, а матушка Гжель взмахивает голубой лентой перед остановившейся парой, как бы разбивая её. Затем бросает ленту на пол. Дети бегут в разные стороны за кругом. Кто первый прибежит, становится ведущим, а другие становятся в общий круг. Игра повторяется вновь.
Ведущий: А вот и ещё одна игрушка- Филимоновская. Филимоновская игрушка появилась в Тульской области в небольшой деревеньке Филимоново. Эта местность никогда не славилась богатым урожаем, но крестьяне нашли выход – гончарное дело. Мужчины лепили кирпичи для постройки домов, делали кухонную утварь, а женщины собирали остатки глины и создавали игрушки для детей. Первое время лепили для себя, да чтобы развлечь детвору, а потом уже стали продавать изделия на местных ярмарках. Ездили на базары в ближайшие города и поселки.
Секреты лепки бабушки рассказывал детям и внукам, которые приобщались к семейному промыслу с малых лет.
Большинство изделий, созданные филмоновскими мастерицами, являются “свистульками”. Изображают как животных, так и людей. Сюжеты традиционны – барыни и крестьянки, бравые солдаты в форме, влюбленные деревенские пары, барышни в длинных сарафанах и пареньки в лаптях, наездники на лошадях. Игрушки никогда не славились наличием мелких проработанных деталей. Если изображалась барыня, то в длинной юбке-колокол, со шляпкой на голове. Если делали мужчину (чаще всего солдатов в военной форме, то ему создавали мундир с погонами, фуражку с козырьком и сапоги с небольшим каблуком. Животные все имели тонкую талию и длинную изящную шею. Различить их друг от друга позволял или окрас фигурки, или характерные рога с ушами. У коней – небольшие коричневые ушки, у баранов – круглые рога, у коровы – рога-полумесяц. Были у филимоновских игрушек и образы. Например, медведь считался символом могущества, женщина являлась олицетворением великой “Природы” и считалась Матерью-кормилицей, продолжательницей рода. Олень был символом счастливого и долгого брака, поэтому зачастую оленей дарили молодоженам. Птицы стали помощниками Матери-земли, вестниками пробуждения природы. Коровы символизировали плодородие и сулили хороший урожай крестьянам.
Володя Т. : Игрушки разрисованы,
Они из Филимоново.
Словно солнышко горят.
В руках приятно подержать
Они как солнце желтоваты,
Но их шеи длинноваты.
Петушки и поросята.
Медвежата и козлята.
Мастерицы постарались.
Алиса В. : За кисти краски взялись
Вот зелено-красные полоски,
Солнце, елки и горошки.
В сказку с вами мы попали
Такое чудо вы видали?
Ярмарка для вас, ребята
А на ней, всего не счесть,
Игрушки там и сладости, и карусели есть!
Подходите, не стесняйтесь,
За карусель хватайтесь!
ИГРА: «КАРУСЕЛЬ» (все дети)
Дети: Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра!
(в обратную сторону, а потом все идут на места)
Ребёнок (помощник ведущего) : Все товары раскупили,
Но один совсем забыли.
Он пыхтит, как паровоз,
Важно к верху держит нос.
Всё готово! Закипает!
И на чай всех приглашает!
Ай да ярмарка у нас!
Получилась просто класс!
Угостим за это Вас!
Ребята угощают малышей баранками и предлагают выпить чая.