Маргарита Баранова
Конспект занятия по развитию речи посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закреплять и расширять знания детей, полученные на занятиях.
Программные задачи:
Звуковая культура речи : закреплять в речи произношение звука «ш»; упражнять в назывании слов с заданным звуком, в нахождении слов по картинкам с заданным звуком.
Грамматический строй речи : формировать умение ориентироваться на окончание слова при согласовании существительного и прилагательного в роде, числе, падеже.
Связная речь: развивать умение устно описывать выбранный предмет.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи посредством дидактических игр» размещена в разделах
Словарь: расширять словарный запас, характеризуя предметы, их качества, свойства; закреплять умение правильно называть животных и их детёнышей.
Развивать зрительное восприятие, логическое мышление.
Воспитывать умение выслушивать ответы друг друга.
Материал: кукла Петрушка; картинки с изображением диких и домашних животных и их детёнышей (мишка, собака, волк, лиса, заяц, белка, ёж, сорока; волчата, лисята, бельчата, ежата, зайчата, медвежата, щенята); настольная дидактическая игра «Что лишнее? Кто лишний?»; игрушки: кукла, машина, мячик, кораблик, самолёт, пирамидка; фишки; план групповой комнаты; сюрприз (настольно-печатная игра по развитию речи).
Предварительная работа: занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи, беседы, рассматривание иллюстраций, дидактические, словесные игры.
Ход занятия:
Загадывание загадки о Петрушке.
Он с бубенчиком в руке,
В сине - красном колпаке
Он - веселая игрушка,
А зовут его. (Петрушка).
- Молодцы, правильно отгадали загадку. Посмотрите, наш Петрушка скучает, ему нечем заняться. Наверное, он не знает игры и не умеет в них играть.
– Вы хотите научить его играть? (Да).
- Тогда давайте покажем ему, в какие игры вы уже умеете играть!
- Петрушка, предлагаю тебе поиграть в игры вместе с детьми. Ты согласен? (Да).
Пальчиковая игра «Апельсин» :
Мы делили апельсин – много нас, а он один.
Эта долька для чижа, эта долька для ежа,
Эта долька для утят, эта долька для котят,
Эта долька – барсука. Ну, а волку – кожура!
Он сердит на нас, беда! Разбегайтесь кто куда!
Игры-загадки «Угадай-ка».
Летом гуляет,
А зимой спит.
– Кто это? (Медведь).
-А медведь какой? (Большой, лохматый, коричневый).
-А сейчас о ком я скажу: большая, лохматая, коричневая? (Собака).
/Если дети затрудняются ответить, спросить: это собака или медведь?/
- Правильно, про медведя говорят: «Большой, лохматый, коричневый, а про собаку – большая, лохматая, коричневая.
- Петрушка, ты запомнил? (Да).
Игра «Кто лишний?».
Предложить детям определить лишний объект, назвать его. (Дикие и домашние животные).
Игра «Кого не стало?».
Предложить детям определить, какого объекта не стало? Между кем (чем) он находился? (Детёныши животных).
Фонетическая ритмика:
«Шапка и шубка – вот и весь мишутка».
/Произносить, выделяя интонационно звук «ш», предложить определить, какой, звук чаще встречается в этом стихе, назвать ещё слова, где есть звук «ш». За правильные ответы вручать фишки. После упражнения определить, кто больше набрал фишек/.
- Медведь где живёт? (В лесу).
- Кто ещё живёт в лесу? (Волк, лиса, заяц, белка, ёж).
- Как называются детёныши этих животных? (Волчата, лисята, бельчата, ежата, зайчата).
/Предложить детям подойти к столу/.
Игра «Страшный зверь».
Воспитатель рассказывает, дети добавляют слова по тексту:
- В лесу жили лиса с (лисятами, белка с (бельчатами, ёж с (ежатами, заяц с (зайчатами, медведь с (медвежатами) – рассказ сопровождается показом картинок). Как-то раз вышли звери на опушку леса: малыши играли, взрослые смотрели на них. Вдруг слышат: «Тра-та-та!» Испугались малыши и побежали к своим мамам: лисята к (лисице, волчата к (волчице, медвежата к (медведице, бельчата к (белке, ежата к (ежихе, зайчата к (зайчихе). Успокоили мамы своих малышей, и снова пошли играть на опушку леса от лисицы (лисята, от зайчихи (зайчата, от медведицы (медвежата, от волчицы (волчата, от белки (бельчата, от ежихи (ежата). И вдруг снова: «Тра-та-та!» Опять побежали малыши к мамам: лисята к (лисице) и т. д. И спрашивают: «Кто так страшно трещит?». Смотрят, метнулась в воздухе к лесу какая-то птица: сама чёрная, бока белые. Хвост длинный. Затрещала: «Тра-та-та!» - да и скрылась.
Кто напугал малышей – лисят, волчат, бельчат, зайчат, ежат, медвежат? (Картинка – подсказка демонстрируется после первых ответов детей).
- Как вы думаете, нужно ли сороку бояться?
Физминутка: предложить детям изобразить, как прыгает зайчик - попрыгайчик. Как ходит лиса – всему лесу краса, передвигается косолапый медведь.
Игра «Узнай по описанию».
Петрушка хочет попросить игрушку, а не знает, как она называется, поэтому, он рассказывает о ней. Дети должны догадаться, какую игрушку надо Петрушке. Петрушке понравилась эта игра, он предложил поменяться с ним ролями: дети дают описание игрушки, Петрушка отгадывает её.
Петрушка говорит, что ему понравились игры детей, и он будет часто играть с детьми.
- Молодцы, ребята, научили Петрушку играть в игры по развитию речи.
- В какую игру вам больше всего понравилось играть? Почему? Что нового вы узнали? (Ответы детей).
- А Петрушка приготовил вам сюрприз. Находится он в групповой комнате. Найти его можно на нарисованном плане групповой комнаты.
/Дети рассматривают план, находят сюрприз – настольно-печатную игру по развитию речи).