Елена Янковская
Конспект проведения мастер-класса «Ознакомление детей с народной игрушкой»
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе продуктивной творческой деятельности,у ребёнка появляются коммуникативные навыки и способность принимать позицию другого человека. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни,"корни памяти",тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту,научится чтить память своих предков.
Кукла-первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности,оставаясь вечно юной. Кукла не рождается сама,её создаёт человек. Особенностью такой работы является выделение на некоторых занятиях специального времени,направленного на реализацию национального компонента. Конспект содержит познавательную информацию,как для детей,так и для педагога, а также описание практической деятельности по созданию тряпичной народной куклы.
Публикация «Конспект проведения мастер-класса „Ознакомление детей с народной игрушкой“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № м143 комбинированного вида»
Конспект проведения мастер-класса
(Область познание и художественное творчество)
«Ознакомление детей с народной игрушкой»
Выполнила
Старший воспитатель
Янковская Е. В.
Казань. 2014г.
Цель: Ознакомление детей с народной культурой, игрушкой.
Образовательные задачи:
• Познакомить детей с историей происхождения народной игрушки. Закрепить знания детей о названиях города, республики, страны.
• Познакомить с названиями различных видов народных кукол.
• Способствовать развитию мелкой моторики рук детей.
• Закрепить умение детей выразительно читать стихи.
Развивающие задачи:
• Развивать интерес к получению новых знаний (П, С);
• Развивать диалогическую и монологическую речь (К);
• Развивать внимание, логическое мышление, память, воображение (П, К).
Воспитательные задачи:
• Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать (К);
• Воспитывать бережное отношение к предметам быта (Б, С);
• Воспитывать умение работать в группах (К);
• Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу (К).
Материал:
Куклы разных видов, ИКТ, флажки, карточки с пословицами, заготовки вариантов тканей, палочка, костюмы русской и татарской культуры, клубок, музыка.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, книг. Рассказывание сказок. Знакомство с видами тканей. Отгадывание загадок.
Интеграция образовательных областей:
Коммуникация
Познание Беседа, вопросы на заданную тему.
Социализация Игры: «Угадай из чего игрушка?»,
«Мы - два друга»,
Здоровье логоритмическая физминутка «Гусеница»,
смена деятельности.
Музыка Использование народной музыки во время изготовления «пеленашек» .
Группа украшена элементами народных орнаментов. В центре стоит стол застеленный красивой лоскутной скатертью. На доске закреплены карточки с народными пословицами. С боку мини-музей народной игрушки. На одной из стен подвижный экран. Воспитатель одета в одежду с элементами народного костюма.
Дети сидят напротив мини-музея.
Воспитатель: Выйду в поле: широта-раздолье!
Солнышку поклонюсь, цветикам улыбнусь.
Красотам летним, ярким, неприметным,
Травушке-муравушке зеленой, пахучей,
Уж нет её лучше,
Нет и Родины краше, чем Россия наша!
В. : Дети, а кто скажет как называется наша Родина?
Д. : Наша родина-Россия.
В. : А как называется наша республика и город в котором мы живем?
Д. : Республика называется Татарстан, а город-Казань.
Перед детьми выставляются на экране появляются репродукции с видами города, природы края.
В. : А сейчас послушайте ребята мой рассказ. Когда-то давно тоже жили люди, но они одевались и устраивали свой быт по-другому. В группу заходят дети одетые в русский и татарские народные костюмы. Вам нравиться это одежда? Ответы детей. Рассматриваем подробнее виды, элементы украшений, обувь. Да дети всё это человек изготавливал своими руками: ткали ткани, окрашивали их, кроили одежду и шили, обязательно украшая вышивкой какого-либо орнамента.
В каждой семье были дети и взрослые делали игрушки сами для своих малышей. Из соломы, дерева,глины, ткани и прочего.
Встанем дети. Предлагаю поиграть в игру «Чудесный мешочек»(в нем собраны народные игрушки из разных материалов: глиняная свистулька, соломенный козлик,тряпичная кукла, деревянная собачка).
Но мы сегодня поговорим об одной из этих игрушек. Сперва отгадайте загадку:
Платье носит,есть не просит, всегда послушна, но с ней не скучно?
Д. : Кукла.
Во всех уголках России жили мастера кукольного дела, бабушки, прабабушки да и молодые девушки с охотой изготовляли кукол для своих детей и внуков. В куклы не только играли, они помогали на протяжении всей жизни, с ними справляли календарные обряды, призывали дождь в засуху, солнце и тепло в холодную погоду, когда нужно было сеять или убирать урожай. С ними встречали гостей, их дарили на дни рождения, о них придумывали сказки.
Вот и сегодня мы вспомним сказку писателя А. Н. Афанасьева «Василиса Премудрая».
«Жил купец, был в супружестве 12 лет и прижил одну дочь Василису Премудрую. Когда мама скончалась, девочке было 8 лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку,благословила и передала ей куколку,наказывая беречь, никому не показывать. А когда приключиться горе,дать ей поесть и спросить совета. Отец вскоре женился на злой женщине с дочерью. Она каждый день Василисе сложную работу задавала, а свою дочь только берегла, от всего ограждала. Вскоре Василиса расцвела,похорошела, а мачехина дочка худеет, да дурнеет день ото дня. Как же у Василисы всё получалось?»
Д. : Василисе помогала куколка.
В. : «Да. Девочка поест,попьёт, а самый лакомый кусочек оставит. Вечером все спать лягут. Девочка
Закроется в старом чуланчике, покормит куколку да и поведает о своем житье-бытье. Та покушает,да и утешает её, даст совет и спать велит. А утром вся работа сделана. Вот ребятки и нам Василиса показывает пример доброты, трудолюбия, терпения.»
В. предлагает детям встать и сделать лого-ритмическую физминутку (слова сопровождают движениями)
Гусеница.
Этот странный дом без окон
У людей зовется кокон.
Свив на ветке этот дом
Дремлет гусеница в нём.
Спит без просыпа всю зиму,
Но зима промчалась мимо.
Март, прель, капель…весна!
Просыпайся соня-сонюшка,
Под весенним ярким солнышком.
Гусеницы не до сна
Стала бабочкой она.
В. : кукол начинали делать с 4-5 лет из 2-3 лоскутков поношенной одежды, они сами легко рвались. Для подарка делали из новой ткани. А что такое ткань?
Тканей огромное множество. Вот они показывает образцы (ситец, хлопок, лён) – это натуральные ткани. Позднее люди стали создавать искусственные ткани.
Задание: из множество кусочков лежащих на столе,определи наощупь и сложи кусочки сперва натуральные, потом искусственные в линию.
В. : Ребята, а название каких кукол вы знаете.
1- ая девочка : зернушка (столбушка)-самая древняя и простая кукла. Основа – столбик из плотной ткани, бересты или наполненный крупой мешочек. Их делали и пожилые и малыши, потом украшали и наряжали.
2-ая девочка: кувадка – одна из первых кукол которую встречает над своей колыбелькой малютка.
Мальчик : куклак- кукла –мальчик,бойцовая. Она помогала лучше научиться владеть своим телом. Мальчики устраивали кукольные бои, ведь тогда часто случались междуусобные войны.
3-яя девочка: барыня –кукла-мечта, образцовая хозяйка у которой есть время на отдых и праздники. У неё яркий красивый наряд. И стоит она уперев руки в бока. кукла с которой могли играть в свадьбу, в семью.
В. : Смотрите,ребята, а кто это у нас здесь спит.
4-ая девочка: это кукла-пеленашка. Оберег,младенчик, их делали будущие мамы для своих деток. Думая о том, каким он будет крепким, умным, счастливым.
В. : А вы хотите сделать кукол своими руками?
Воспитатель предлагает детям изготовить куколок.
Когда вы вырастите у вас тоже будут детки. Вы будите о них заботиться и любить.
Ребята, а кто знает стихи о семье,дети читают.