Людмила Макаревич
Конспект тематической прогулки в зимнее время года для детей 4–5 лет «Наблюдение за земляным покровом»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование умения устанавливать связи между временами года и состоянием растений
Задачи:
Образовательные:
-расширять представления детей об изменениях в жизни растений и животных зимой;
-формировать умение наблюдать и делать выводы на основе наблюдений;
-закреплять знания детей об изменениях в природе зимой
Развивающие:
-развивать мышление, внимание, память, речь детей;
Темочки:
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Зима. Зимние прогулки и наблюдения
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Клубника, земляника
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Покров день. 14 октября
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
-развивать двигательную активность посредством подвижных игр и трудовой деятельности;
-развивать умение чередовать ходьбу мелкими и широкими шагами;
Воспитательные:
-воспитывать любовь и заботливое отношение к природе;
-воспитывать трудолюбие
Оборудование: лопатки, бумажные снежинки, маленький мяч
Ход прогулки
1. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель:
-Ребята, сегодня утром во время проветривания к нам в группу залетела снежинка.
-Что за волшебница нам её послала? (волшебница-зима)
На снежинке что-то написано.
Воспитатель читает: «На прогулке снежинки волшебные собирайте и задания мои выполняйте.» Зимушка-зима
Воспитатель: Ребята, будем собирать волшебные снежинки Зимы на прогулке?
Воспитатель: Перед тем как мы отправимся на поиски волшебных снежинок, давайте вспомним правила поведения на прогулке.
Правила поведения на прогулке :
- нельзя есть снег
-нельзя прикасаться к металлическим предметам языком
-нельзя во время игры «В снежки» бросать снежок в лицо
-нельзя толкать друг друга на горке
-нельзя скатываться с горки вниз лицом
-нельзя кататься на льду
Воспитатель: Правила поведения повторили, собираемся на прогулку.
2. На пути к прогулочному участку дети находят первую снежинку с заданием: «Отгадайте загадки»
Загадки
Дел у меня немало –
Я белым одеялом всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня … (зима)
Смотришь – летает,
На нос присядет – сразу растает. (снежинка)
Одеяло белое не руками сделано.
Не шилось и не ткалось,
А с неба на землю свалилось (снег)
Кто там с крыши надо мною нависает в холода?
У кого это с весною с носа капает вода? (сосулька)
Прозрачен как стекло,
Но не вставишь его в окно (лёд)
Все его зимой боятся –
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице… (мороз)
Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки Зимы отгадали!
3. Дети на участке находят снежинку с заданием:
«Проведите наблюдение за земляным покровом»
Наблюдение за земляным покровом.
Воспитатель: Ребята, видите ли вы землю на участке (нет)
Почему? (она покрыта снегом)
Давайте раскопаем снег и выясним в каком состоянии находится земля под снегом. (воспитатель раскапывает снег до земли)
Попробуем копать землю лопаткой.
Почему лопатка с трудом входит в землю? (земля твёрдая, она замёрзла)
Но чем глубже раскапывать землю, тем она будет теплее и мягче. Поэтому корни растений не погибают зимой, они как бы спят. Можно сделать вывод: растениям зимой не хватает тепла и воды, но они живые. Чем больше будет снега вокруг деревьев, тем теплее будет корням.
Земля – среда, в которой существуют растения и животные. Под землёй находятся не только корни растений, но и многие живые организмы: насекомые, дождевые черви, лягушки, мыши. Зимой они зарываются поглубже в землю, чтобы мороз не достал их. Одни впадают в зимнюю спячку, другие запасаются кормом на всю зиму. Чем глубже зимой будет снежный покров, тем лучше будет для подземных жителей.
Ребята, для растений и живых организмов, которые находятся под землёй лучше : когда зимой много снега или мало? (много)
4. Трудовая деятельность
Воспитатель: Ребята, посмотрите хорошо ли деревья на нашем участке укрыты снегом? (нет)
Давайте лопатками накидаем побольше снега к деревьям, чтобы корням было теплее. (дети лопатками носят снег к деревьям)
5. Дидактическая игра «Что зимою не бывает»
Воспитатель: Если я скажу, что зимою не бывает – вы в ответ мне топайте. А если скажу, что зимою бывает – в ответ мне дружно хлопайте.
В снежки играете с друзьями (хлопают)
Может, сходим за грибами (топают)
На санках с гор катаетесь (хлопают)
И в речке все купаетесь (топают)
Лыжи будем доставать (хлопают)
А кораблики пускать (топают)
Шубы одеваем (хлопают)
Или загораем (топают)
На каток несём коньки (хлопают)
Из цветов плетём венки (топают)
Ёлку наряжаем (хлопают)
А малину собираем (топают)
Зима – отличная пора (хлопают)
Отвечайте громко – Да
6. Индивидуальная работа по ОВД и самостоятельные игры детей.
Игра «Карлики-Великаны» (упражнять детей в чередовании мелких и широких шагов)
Воспитатель: Кто хочет поучаствовать в игре «Карлики-Великаны»?
Дети, не участвующие в игре занимаются самостоятельной игровой деятельностью.
Воспитатель: Сначала мы превратимся в Карликов. Карлики маленького роста и шаги у них тоже маленькие. Шагаем маленькими шагами как Карлики. А теперь превратимся в Великанов. Великаны огромного роста и шаги у них тоже огромные. Шагаем большими шагами как Великаны.
А теперь будьте внимательны! По моей команде: «Карлики!» шагаете как Карлики. По команде: «Великаны!» шагаете как Великаны.
7. Подвижная игра «Утка-Гусь»
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем в подвижную игру «Утка - Гусь»
Давайте вспомним правила игры.
Дети встают в круг, руки прячут за спиной. С помощью считалки выбирается водящий. Он стоит за кругом, держит в руках маленький мячик. Со словами: «Утка, утка, утка!» водящий идёт за кругом мимо стоящих к нему спиной детей. Говоря слово: «Гусь!» водящий кладёт в руки одного из игроков мяч. После этого водящий и игрок с мячом в руках идут в разные стороны вокруг круга. Они идут шагом, а когда встречаются говорят друг другу слова: «Добрый день!», кивают головой и продолжают идти до места, где стоял игрок, которому водящий дал мяч. Побеждает тот, кто придёт на место первым. Победивший становится водящим.
8. Снежинка с заданием: «Назовите изменения, происходящие в природе зимой»
Воспитатель: Ребята, пока мы играли, Зима послала нам ещё одну снежинку с заданием.
Воспитатель читает задание на снежинке: «Назовите изменения, происходящие в природе зимой»
(Зимой небо серое; солнце светит мало, если светит, то не греет; земля покрыта снегом; реки и озёра покрыты льдом; дни короткие, а ночи длинные; на улице холодно - люди одели тёплую одежду; звери сменили лёгкие шубки на тёплые; медведь и ёж впали в спячку; зимующим птицам холодно и голодно, они прилетают ближе к жилью человека)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Снежинки Зимы нашли и со всеми её заданиями справились! Наша прогулка заканчивается, пора возвращаться в детский сад.