Коцуба Кристина Юрьевна
Конспект прогулки «Осенняя прогулка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект прогулки в формате проектно-исследовательской деятельности
Тема: «Осенняя прогулка».
Выполнила: Воспитатель
подготовительной
группы «Островок» Коцуба К. Ю
Троицкое, 2020
Цель: Создание условий для закрепления представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
Публикация «Конспект прогулки „Осенняя прогулка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2021
- Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь ( словарь: черешок, кромка, хлорофилл).
- Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи).
- Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
- Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
- В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
- Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
- Расширение знаний детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают.
- Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Освоение содержания образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, самообслуживание и элементарный бытовой труд.
Средства реализации: обручи, листва деревьев мелкая и крупная, лупы, камешки-галька, кусочки белой ткани.
Ход занятия Деятельность воспитателя Деятельность детей
1. Наблюдение за сезонными изменениями в природе с приходом осени. - Ребята, сегодня мы с вами совершим прогулку по территории нашего детского сада и будем искать следы осени. Сначала, давайте вспомним, какие меры безопасности мы должны соблюдать на прогулке.
- Молодцы ребята. Мы вспомнили правила безопасного поведения и теперь можем начать нашу осеннюю прогулку замечательными стихами:
Льет дождь, холодный, точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
О каком времени говорится в стихотворении Ивана Бунина?
- Какая бывает осень?
– Какие осенние месяцы вы знаете? Назовите их.
- Какие признаки осени вы знаете?
- Правильно ребята, по всем этим признакам мы узнали, что наступила осень.
- А теперь проверим, умеете ли вы осенние загадки отгадывать :
1) Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
2) Листья падают с осин
Мчится в небе острый клин.
3) Весной вырастают, сенью опадают.
- Молодцы, ребята, легко справились с загадками. А сейчас я вам немножко расскажу о народных приметах. Все они подмечены были народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы.
Народный календарь на 10 октября:
Сухая погода в этот день указывает на то, что холода наступят нескоро.
Если первый снег в этот день выпал, то через 40 дней наступит настоящая зима.
Дождь со снегом сулят в январе сильные оттепели, а также дождливый и холодный июнь.
Облака с юга на север плывут – к ненастью, с севера на юг – к хорошей погоде.
- Ребята‚ скажите, пожалуйста, какая у нас сегодня погода?
- Действительно сегодня прекрасная осенняя погода. По народному календарю нескоро наступят холода.
- Ребята, а мы с вами продолжаем прогулку. На площадке разложены обручи – «домики». Я предлагаю вам сыграть в игру "Ветер-ветерок".
Я буду проговаривать слова, а вы свободно бегаете по площадке, но только я скажу «Скоро дождь, надо нам разбегаться по домам». Вы занимаете «домики». Кто из вас не успел занять домик выбывает из игры.
Осень, осень у ворот
Кружит листьев хоровод.
Раз, два, три – летят листочки,
Раз, два, три – кружат листочки.
Скоро дождь, надо нам
Разбегаться по домам.
- Молодцы. Ответы детей.
Об осени.
Ранняя, золотая, и поздняя.
-Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Ответы детей:
- солнце светит, но греет слабо;
- день короче, а ночь длиннее;
- на деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.
- небо серое, хмурое;
- часто идут дожди;
- перелетные птицы улетают на юг;
- дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;
- люди надевают демисезонную одежду;
- собирают урожай овощей, фруктов и зерна.
Отгадки:
1. Осень.
2. Журавлиный клин.
3. Листья.
Ответы детей.
Слушают правила игры.
Играют в игру, следуя правилам.
2. Исследовательская деятельность - Листья легкие, вот поэтому они летят на землю медленно, летят и кружатся в воздухе.
- Ребята, скажите, а когда листья кружатся, летают, кто им помогает?
- Что такое ветер?
- Ветер - это движение воздуха над поверхностью земли.
- С помощью чего мы можем узнать, есть ли сегодня ветер? И какой он?
- Определить есть ли ветер на улице, и какой он силы можно, если понаблюдать раскачиваются ли на деревьях ветви, шевелятся ли на них листочки, за движением облаков в небе.
-При помощи флюгера. Если флюгер сильно раздувается, то ветер сильный, слабо ветер слабый.
- А вы хотите превратиться в ветерок?
Познавательно – исследовательская деятельность – исследование силы ветра. Опыт «Здравствуй, ветер».
- Я предлагаю вам взять листочки в руки, поднять над головой и сильно подуть. Листочки плавно летят и кружатся. Скажите, какой можно сделать вывод.
-Ребята, прежде чем приступить к следующему опыту я предлагаю приготовить наши пальчики:
Раз, два, три, четыре, пять
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба,
Мы соберем
Маме осенний букет отнесем.
Подведем итог: 1)Что помогает листьям кружиться и летать?
2)С помощью чего можно определить силу и направление ветра?
Исследование строения листа с помощью лупы.
- А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?
- А вам интересно узнать, как устроен лист?
А для того, чтобы лучше рассмотреть, чем надо пользоваться?
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите, жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой.
- А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Исследование «Почему лист зеленый?».
- Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?
Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь возьмите камень и сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
- Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет.
- Давайте, сделаем вывод.
- Какого цвета бывают листья у деревьев осенью?
-Как называется вещество, которое делает литья зелеными?
-Почему осенью листья меняют свой цвет?
Ветер.
Ответы детей.
Да.
Вывод: Лист летит, он легкий.
Выполняют пальчиковую гимнастику.
Подводят итог: Ветер помогает листьям летать, определить силу ветра и направление ветра с помощью наблюдения и флюгера.
- Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит и питается.
-Интересно.
Ответы детей: воспользуемся увеличительным прибором – лупой.
Рассматриваю лист вместе с воспитателем.
Ответы детей.
В ходе опыта обнаружили, что на ткани появились зеленые пятна.
Вывод детей:,Осенью листья становятся желтыми, оранжевыми, коричневыми.
Вещество, которое делает листья зелеными называется хлорофилл, Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым.
3. Игровая деятельность -Ребята давайте поиграем в игру со словами «Да и нет».
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну, а птицы гнёзда вьют?
А букашки прилетают?
Звери в норки залезают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаём ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну, а что же надо делать?
- Молодцы!
- А теперь я вам предлагаю поиграть в подвижные игры по вашему желанию.
- В конце нашей прогулки предлагаю поиграть с выносным материалом по выбору. Играют в игру, отвечают на вопросы.
Играют в игры.
4. Трудовая деятельность Сбор сухих листьев, веток на участке и возле него.
Сбор выносного материала в контейнер. Выполняют поручения воспитателя.
5. Подведение итогов Ребята, понравилось ли вам сегодняшняя прогулка? Что запомнилось больше всего? Что было сложным для вас? Остались ли у вас еще вопросы по опытам? Что еще интересно было бы узнать? Дети отвечают на вопросы.
Используемые источники:
1) Электронный ресурс: Образовательная социальная сеть www.nsportal.ru
2) Электронный ресурс: www.maam.ru
3) Электронный ресурс: www.infourok.ru
4) Электронный ресурс: vashechudo.ru.