Лучший педагог года

Конспект прогулки на тему «Наблюдение за изменением в природе осенью»

ЕРОВЕНКОВА СВЕТЛАНА
Конспект прогулки на тему «Наблюдение за изменением в природе осенью»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад г. Фатежа «Золотой ключик»

Фатежского района Курской области

Конспект прогулки

на тему :

«Наблюдение за изменением в природе осенью»

Составитель:

Еровенкова Светлана Владимировна

воспитатель группы № 6

г. Фатеж

2017г.

Разработка и анализ копспекта

Автор разработки: воспитатель, Еровенкова Светлана Владимировна

Публикация «Конспект прогулки на тему „Наблюдение за изменением в природе осенью“» размещена в разделах

Название: прогулка

Форма: наблюдение, игра

Тема: «Наблюдение за изменением в природе осенью»

Возраст детей: 5-6 лет

Образовательные области:

1. Познавательная

2. Социально-коммуникативная

3. Речевая

4. Физическая культура

5. Художественно-эстетическая

Методические приё мы:

1. Словесный метод (вопросы к детям, уточнение, напоминание, восприятие на слух заданий, загадок, словестной игры)

2. Наглядно-действенный (рассматривание дидактического материала (деревья и листья)

3. Практический метод (участие в играх, выполнение трудовых поручений, индивидуальная работа, самостоятельная деятельнось детей на участке)

4. Игровой метод (Дидактическая игра «С какого дерева листок?», подвижная игра «Мышеловка», дидактическая игра «Закончи предложение», подвижные игры «Гуси-Лебеди», «Рыбак и рыбки»)

5. Контроля и стимуляции (одобрение, похвала, поощрение)

6. Двигательный (физминутка «Осенние листочки»)

Виды деятельности: игровая, социально-коммуникативная, продуктивная, двигательная, познавательно-исследовательская

Цель: обращать внимание на то, как изменилась природа; учить сравнивать природные изменения; развивать наблюдательность.

Задачи:

• развивать умение детей называть приметы осени используя образные слова и выражения, внимание, связную речь;

• совершенствовать интонационную выразительность речи, диалогическую и монологическую речь. Формировать умение сочетать движение и речь;

• расширять представления детей о жизни животных, растений, деревьев осенью;

• закреплять умение устанавливать связь между признаками в природе, делать выводы;

• продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения;

• создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной игровой деятельности детей.

• воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.

Предварительная работа:

• чтение художественной литературы;

• дидактические игры;

• подвижные игры;

• слушание произведений о временах года;

• складывание разрезных картинок;

• сортировка различного материала;

• отгадывание загадок.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой сегодня чудесный день. Отгадайте загадку:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Как такое время года зовется? (Осень)

Воспитатель: - Какое сейчас время года? (Осень)

Воспитатель: Сколько месяцев в осеннее время?

Дети: Три.

Воспитатель: -Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь)

Воспитатель : Давайте расскажем, какие виды осени мы знаем. (Ранняя, золотая, поздняя).

- Правильно. Назовите признаки ранней осени. (появляются желтые листочки).

- А золотой? (начинается листопад, птицы улетает в теплые края).

- И конечно же, поздняя осень (листвы на деревьях нет, наступают морозы, выпадает снег).

Воспитатель: Да, осень – это такое время года, когда вся природа меняется. Дни становятся короче, а ночи длинее, солнце греет мало, становится холоднее, часто идут дожди. Перелетные птицы улетают на юг.

Воспитатель: - А какой сейчас месяц? (Ноябрь)

В ноябре, в ноябре

Частый дождик во дворе.

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Заготовлены дрова

На зиму для печек.

Воспитатель: - Какой он по счету из осенних месяцев? (Третий)

Воспитатель: - Ребята, какая вы думаете сегодня погода? (Пасмурная, ясная и т. д.)

Воспитатель: - Почему? (Ярко светит солнце, нет дождя)

Воспитатель: - Давайте подышим свежим, осенним воздухом.

Дыхательная гимнастика: делаем 3 раза глубокий вдох через нос, выдох – через рот, губы сложены в «трубочку».

Дети мы сейчас пройдем вогруг нашего сада и внимательно посмотрим, что изменилось с приходом поздней осени.

Воспитатель: - Что происходит с растениями, птицами, деревьями осенью?

(Отметить изменения, которые произошли с ними за первый месяц осени (отцвели, дали плоды и семена, засохли потеряли листву). Обобщить знания: растения по-разному приспосабливаются к наступающей зиме.)

Воспитатель вместе с детьми заходят на веранду. Дети становятся полукругом.

Воспитатель: Почему осень называют поздней?

Дети: Птицы улетают в теплые края. Люди одеваются теплее. В ноябре листьев почти не осталось. Деревья готовятся к зиме.

Воспитатель: Поздняя осень – предзимье. Небо серое, темное. Чаще идут холодные дожди со снегом. Дуют снеговые ветры (дать понятие «снеговей»). пасмурная, ясная, солнечная, прохладная, ветреная, дождливая, холодная, теплая, морозная.

Воспитатель: Я вам прочитаю стихотворение, а вы слушайте внимательно.

Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет:

В шубке белой – зимой,

Вся в сережках – весной,

Сарафан зеленый – летом,

В день осенний – в плащ одета.

Если ветер налетит,

Золотистый плащ шуршит.

И. Семенова

Воспитатель: Ребята как вы думаете, про какое дерево я прочитала стихотворение? (ответы детей)

Воспитатель: Да, про берёзу. Посмотрите на берёзку. Как она изменилась с приходом поздней осени? Из каких частей состоит дерево? (ствол, ветки, листья) Какой у неё ствол? (ответы детей)

Воспитатель: Берёза и отличается от других деревьев белым стволом. Поэтому её ещё называют белоствольной. На стволе есть чёрные горизонтальные полосы, которые называются чечевички. Через них берёза дышит.

Воспитатель: Ребята, по каким признакам мы узнали, что наступила осень? (Стало холодно, желтеют и опадают листья, часто идут дожди, по утрам бывают заморозки, дни становятся короче, а ночи – длиннее, насекомые и животные готовятся к зиме, люди стали одеваться теплее, убирают урожай в садах, полях, на огородах)

Воспитатель: Дети а сейчас мы поиграем в игру «С какого дерева листок?»

Дидактическая игра «С какого дерева листок?»

Цель: формировать представления детей о различных видах деревьев, их особенностях, пользе для человека. Развивать познавательный интерес детей, внимание, наблюдательность, умение описывать; активизировать словарный запас детей; воспитывать любознательность, добрые чувства к природе.

С дуба…дубовый.

С липы…липовый.

С осины…. осиновый.

С клена…кленовый.

С рябины…. рябиновый.

С березы…. березовый.

А у ёлочки, какие листочки….иголочки

(Сопровождаю показом картинок с изображением листьев с данных деревьев)

Воспитатель: Дети, скажите, а когда листья кружатся, летают, что им помогает? (Ветер)

- А вы хотите превратиться в ветерок? (Да)

- Тогда становимся в кружок и начинаем наше «превращение» :

Мы – листочки, мы – листочки, (Стоя, поднять руки вверх)

Мы – осенние листочки. (Покачивание туловища в стороны)

Мы на веточке сидели, (Присесть на корточки)

Ветер дунул – полетели.

Мы летали, мы летали, (Бег в разных направлениях)

А потом летать устали.

Перестал дуть ветерок –

Мы присели все в кружок. (Присесть)

Ветер снова вдруг подул

И листочки быстро сдул. (Встать, прыжок вверх, выбрасываем листья)

Все листочки полетели

И на землю тихо сели. (Присесть)

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь поиграем в другую весёлую игру. Но сначала давайте вспомним правила безопасного поведения на прогулке и во время игр.

(Дети сами рассказывают правила безопасного поведения)

Воспитатель: Молодцы, всё рассказали правильно, но не забывайте эти правилам соблюдать. А теперь подвижная игра «Мышеловка»

Подвижная игра «Мышеловка»

Цель: совершенствовать координацию движения и ловкость, умение действовать после сигнала.

Ход: играющие делятся на две неравные группы. Меньшая группа детей, взявшись за руки, образует круг. Они изображают мышеловку. Остальные дети (мыши) находятся вне круга. Изображающие мышеловку начинают ходить по кругу, приговаривая:

Ах, как мыши надоели,

Всё погрызли, всё поели,

Берегитесь же, плутовки,

Доберёмся мы до вас.

Вот поставим мышеловки,

Переловим всех сейчас!

Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из неё. По сигналу воспитателя «Хлоп» стоящие по кругу дети опускают руки, приседают – мышеловка захлопывается. Мыши, не успевшие выбежать из круга (мышеловки, считаются пойманными. Пойманные становятся в круг, мышеловка увеличивается. Когда большая часть детей поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется. Игра повторяется 4-5 раз.

Воспитатель: Молодцы. Наша следующая игра «Закончи предложение». Становимся вкруг, внимательно меня слушаем и правильно продолжаем предложение.

Дидактическая игра: «Закончи предложение»

Цель: формировать умение подбирать слова, в соответствии со смыслом предложения.

1. Лимоны кислые, а сахар.

2. Собака лает, а кошка.

3. Ночью темно, а днем.

4. Трава зеленая, а небо.

5. Зимой холодно, а летом.

6. Ты ешь ртом, а слушаешь.

7. Птица летает, а змея.

8. Лодка плывет, а машина.

9 .У человека две ноги, а у собаки.

10. Птицы живут в гнездах, а люди.

11. Зимой идет снег, а осенью.

Воспитатель: А теперь играем в подвижную игру «Гуси-Лебеди»

Подвижная игра «Гуси – лебеди»

Цель: Развитие навыков общения со сверстниками. Развитие ловкости, выносливости, умения бегать.

Ход игры:

Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные - гуси – лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живёт волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зелёной травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовёт гусей. Идё т перекличка между хозяином и гусями:

Гуси – гуси!-

Га-га-га.

Есть хотите?-

Да,да,да!

Гуси – лебеди! Домой!

Серый волк под горой

Не пускает нас домой!

Зубы точит, съесть нас хочет!

-Ну летите, как хотите, только крылья берегите!

Гуси летят к себе в дом, а волк выбегает из своего логова и старается поймать кого – либо из убегающих. Поймав 2-3 играющих, выбирают нового волка и хозяина.

Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам на веранду ветер принёс листочки, веточки. Помогите мне убрать нашу веранду.

Трудовая деятельность: Уборка веранды.

Цель: прививать умение работать сообща.

Воспитатель: Ребята, действительно, осенью нужно внимательно относиться к своему здоровью. Нам надо быть сильными, ловкими, умелыми. И тогда ни одна болезнь не сможет нас одолеть. А помогут нам в этом различные физические упражнения. Я предлагаю вам взять для игр скакалки, мячи… Как мы можем играть со скакалкой? А с мячами?.

Подвижная игра «Рыбак и рыбки» (со скакалкой)

Цель: формировать согласованность двигательных действий, доставить детям множество положительных эмоций

Ход игры: Дети встают в круг – это рыбки; в центре – рыбак (воспитатель) со скакалкой в руках (удочкой). Длина скакалки должна быть больше, чем расстояние от рыбака до любой рыбки. Рыбак низко над землей крутит удочку, а рыбки должны перепрыгнуть через скакалку в тот момент, когда она приближается к их ногам. Сложность игры заключается в расчете времени прыжка. Если прыгнуть раньше или позже, то скакалка запутается вокруг ног, и тогда рыбка считается пойманной и выбывает из игры. Побеждает самый внимательный ребенок – кто дольше всех продержался.

7. Итог

Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами разговаривали на прогулке?

-Ребята, что мы сегодня с вами наблюдали?

-В какие игры мы играли?

-Что вам больше всего понравилось?

-Что интересного вы запомнили?

Самоанализ занятия

Тема: «Наблюдение за изменением в природе осенью»

Использовала компоненты интеграции следующих образовательных областей: познавательное, речевое, художественно - эстетическое, физическое и социально - коммуникативное развитие.

Перед собой ставила следующие цель и задачи:

Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях; развивать наблюдательность. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Задачи:

• развивать умение детей называть приметы осени используя образные слова и выражения, внимание, связную речь;

• совершенствовать интонационную выразительность речи, диалогическую и монологическую речь. Формировать умение сочетать движение и речь;

• расширять представления детей о жизни диких животных осенью;

• закреплять умение устанавливать связь между признаками в природе, делать выводы;

• продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения;

• воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.

Приё мы: В ходе занятия использовала целый ряд методов: наглядный, практический, словесный, игровой.

В процессе занятия применялись следующие технологии: игровая деятельность;

- деятельностный подход; технология развивающего обучения; здоровьесберегающая технология, которая была использованы для предупреждения утомляемости детей и снятия эмоционального напряжения.

Формы организации детей: групповая и индивидуальная

Перед занятием была проведена следующая предварительная работа:

Наблюдение на прогулке за опадающими листьями с деревьев, сбор листьев разной формы и окраски, беседы об осени, чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихотворений об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина; разучивание стихов и поговорок об осени;

рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев; проведение конкурса поделок из природного материала.

Индивидуальная работа: побуждать к активной деятельности малоактивных детей

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.

Занятие состояло из трёх частей

Вводная часть предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность - доказать что сейчас время года осень, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя.

Основная часть занятия - В основную часть занятия были включены задания на речевое развитие: «С какого дерева листок?»; «Продолжи предложение», что способствовало закреплению и активизация в речи детей названий осенних месяцев, примет, изменений в природе, умению согласовывать имена прилагательные с именами существительными, отвечать на вопросы полным ответом. Кроме того, смена различных видов деятельности также способствовала снятию усталости у воспитанников. Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности. На протяжении всей образовательной ситуации сохранялась выдержанность сюжетной линии, наличие логической связи между этапами, сохранение целевых ориентиров, мотивации и осмысленного отношения к деятельности на каждом этапе. Использовала сочетание методов самооценки и взаимооценки детьми.

Во время занятия использовался демократический стиль общения, выслушивались ответы каждого ребенка, побуждались к высказыванию дети нерешительные.

Дети были активны, проявляли интерес к деятельности, предложенной педагогом, легко включались в работу, работали в заданном темпе, были ориентированы на общение с педагогом, что способствовало развитию познавательного интереса детей.

В заключительной части занятия - В рефлексивно - оценочном этапе, был подведён итог усвоение материала и закрепление успешной реализации поставленной цели. В течение всей образовательной деятельности формировались предпосылки познавательной деятельности, что соответствует требованиям ФГОС.

Я считаю, что выбранная мной форма организации прогулки была достаточно эффективной. Об этом можно судить по ответам и действиям детей, по интересу и желанию выполнять задания. Поставленные цель и задачи удалось реализовать полностью, дети вели себя эмоционально, активно, заинтересовано, увлечённо, получили радостное впечатление от прогулки. С поставленной целью и задачами я и дети справились.

Публикации по теме:

Конспект прогулки «Наблюдение за бабочкой осенью»Конспект прогулки «Наблюдение за бабочкой осенью» Вот и осень вступила в свои права. Все чаще небо хмурится, идет из тучки дождь… Но буквально сегодня погода нас приятно удивила. Солнышко.

Конспект прогулки «Наблюдение за цветами осенью»Конспект прогулки «Наблюдение за цветами осенью» Цель прогулки: Уточнить с детьми названия цветов,их строение,особенности размера,окраски,формы лепестков,листьев,стебля;побуждать детей.

Конспект прогулки «Наблюдение за цветником осенью»Конспект прогулки «Наблюдение за цветником осенью» Цель прогулки: Уточнить у детей названия цветов с целью определения их строения (найти стебель, листья,цветки,корни). Побуждать к сравнительным.

Конспект прогулки «Наблюдение за изменением цвета листвы»Конспект прогулки «Наблюдение за изменением цвета листвы» Цель прогулки: расширять представления детей об осени как времени года; развивать умения сравнивать объекты по признакам различия и сходства;.

Конспект прогулки «Наблюдение за насекомыми осенью»Конспект прогулки «Наблюдение за насекомыми осенью» .

Конспект прогулки «Наблюдение за насекомыми осенью»Конспект прогулки «Наблюдение за насекомыми осенью» Цель прогулки:Закрепить представления детей о многообразии насекомых,почему с наступлением осени их все меньше. Формировать знания о том,что.

Конспект прогулки «Наблюдение за растениями осенью»Конспект прогулки «Наблюдение за растениями осенью» Цель прогулки: Уточнить представления детей о том, что растения живые- они растут и изменяются. Развивать наблюдательность,умение делать.

Конспект прогулки «Наблюдение за солнцем осенью»Конспект прогулки «Наблюдение за солнцем осенью» Цель прогулки:В ходе наблюдений дать детям понятие о роли солнца в жизни животных и растений;развивать познавательные процессы,устойчивое.

Конспект прогулки «Наблюдение за тополем осенью»Конспект прогулки «Наблюдение за тополем осенью» Цель прогулки: Знакомить детей с тополем осенью (какую пользу он приносит людям; когда и почему бывает тополиная метель). Воспитывать.

Конспект прогулки «Наблюдения за изменениями в природе осенью»Конспект прогулки «Наблюдения за изменениями в природе осенью» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект прогулки на тему «Наблюдение за изменением в природе осенью»
Опубликовано: 5 марта 2022 в 21:33
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект прогулки на тему «Наблюдение за изменением в природе осенью»» (включая файлы) размещена пользователем ЕРОВЕНКОВА СВЕТЛАНА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД