ЕРОВЕНКОВА СВЕТЛАНА
Конспект прогулки на тему «Наблюдение за изменением в природе осенью»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад г. Фатежа «Золотой ключик»
Фатежского района Курской области
на тему :
«Наблюдение за изменением в природе осенью»
Составитель:
Еровенкова Светлана Владимировна
воспитатель группы № 6
г. Фатеж
2017г.
Разработка и анализ копспекта
Автор разработки: воспитатель, Еровенкова Светлана Владимировна
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Признаки осени. Наблюдения на прогулке
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Название: прогулка
Форма: наблюдение, игра
Тема: «Наблюдение за изменением в природе осенью»
Возраст детей: 5-6 лет
Образовательные области:
1. Познавательная
2. Социально-коммуникативная
3. Речевая
4. Физическая культура
5. Художественно-эстетическая
Методические приё мы:
1. Словесный метод (вопросы к детям, уточнение, напоминание, восприятие на слух заданий, загадок, словестной игры)
2. Наглядно-действенный (рассматривание дидактического материала (деревья и листья)
3. Практический метод (участие в играх, выполнение трудовых поручений, индивидуальная работа, самостоятельная деятельнось детей на участке)
4. Игровой метод (Дидактическая игра «С какого дерева листок?», подвижная игра «Мышеловка», дидактическая игра «Закончи предложение», подвижные игры «Гуси-Лебеди», «Рыбак и рыбки»)
5. Контроля и стимуляции (одобрение, похвала, поощрение)
6. Двигательный (физминутка «Осенние листочки»)
Виды деятельности: игровая, социально-коммуникативная, продуктивная, двигательная, познавательно-исследовательская
Цель: обращать внимание на то, как изменилась природа; учить сравнивать природные изменения; развивать наблюдательность.
Задачи:
• развивать умение детей называть приметы осени используя образные слова и выражения, внимание, связную речь;
• совершенствовать интонационную выразительность речи, диалогическую и монологическую речь. Формировать умение сочетать движение и речь;
• расширять представления детей о жизни животных, растений, деревьев осенью;
• закреплять умение устанавливать связь между признаками в природе, делать выводы;
• продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения;
• создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной игровой деятельности детей.
• воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Предварительная работа:
• чтение художественной литературы;
• дидактические игры;
• подвижные игры;
• слушание произведений о временах года;
• складывание разрезных картинок;
• сортировка различного материала;
• отгадывание загадок.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой сегодня чудесный день. Отгадайте загадку:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Как такое время года зовется? (Осень)
Воспитатель: - Какое сейчас время года? (Осень)
Воспитатель: Сколько месяцев в осеннее время?
Дети: Три.
Воспитатель: -Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь)
Воспитатель : Давайте расскажем, какие виды осени мы знаем. (Ранняя, золотая, поздняя).
- Правильно. Назовите признаки ранней осени. (появляются желтые листочки).
- А золотой? (начинается листопад, птицы улетает в теплые края).
- И конечно же, поздняя осень (листвы на деревьях нет, наступают морозы, выпадает снег).
Воспитатель: Да, осень – это такое время года, когда вся природа меняется. Дни становятся короче, а ночи длинее, солнце греет мало, становится холоднее, часто идут дожди. Перелетные птицы улетают на юг.
Воспитатель: - А какой сейчас месяц? (Ноябрь)
В ноябре, в ноябре
Частый дождик во дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.
Воспитатель: - Какой он по счету из осенних месяцев? (Третий)
Воспитатель: - Ребята, какая вы думаете сегодня погода? (Пасмурная, ясная и т. д.)
Воспитатель: - Почему? (Ярко светит солнце, нет дождя)
Воспитатель: - Давайте подышим свежим, осенним воздухом.
Дыхательная гимнастика: делаем 3 раза глубокий вдох через нос, выдох – через рот, губы сложены в «трубочку».
Дети мы сейчас пройдем вогруг нашего сада и внимательно посмотрим, что изменилось с приходом поздней осени.
Воспитатель: - Что происходит с растениями, птицами, деревьями осенью?
(Отметить изменения, которые произошли с ними за первый месяц осени (отцвели, дали плоды и семена, засохли потеряли листву). Обобщить знания: растения по-разному приспосабливаются к наступающей зиме.)
Воспитатель вместе с детьми заходят на веранду. Дети становятся полукругом.
Воспитатель: Почему осень называют поздней?
Дети: Птицы улетают в теплые края. Люди одеваются теплее. В ноябре листьев почти не осталось. Деревья готовятся к зиме.
Воспитатель: Поздняя осень – предзимье. Небо серое, темное. Чаще идут холодные дожди со снегом. Дуют снеговые ветры (дать понятие «снеговей»). пасмурная, ясная, солнечная, прохладная, ветреная, дождливая, холодная, теплая, морозная.
Воспитатель: Я вам прочитаю стихотворение, а вы слушайте внимательно.
Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой – зимой,
Вся в сережках – весной,
Сарафан зеленый – летом,
В день осенний – в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
И. Семенова
Воспитатель: Ребята как вы думаете, про какое дерево я прочитала стихотворение? (ответы детей)
Воспитатель: Да, про берёзу. Посмотрите на берёзку. Как она изменилась с приходом поздней осени? Из каких частей состоит дерево? (ствол, ветки, листья) Какой у неё ствол? (ответы детей)
Воспитатель: Берёза и отличается от других деревьев белым стволом. Поэтому её ещё называют белоствольной. На стволе есть чёрные горизонтальные полосы, которые называются чечевички. Через них берёза дышит.
Воспитатель: Ребята, по каким признакам мы узнали, что наступила осень? (Стало холодно, желтеют и опадают листья, часто идут дожди, по утрам бывают заморозки, дни становятся короче, а ночи – длиннее, насекомые и животные готовятся к зиме, люди стали одеваться теплее, убирают урожай в садах, полях, на огородах)
Воспитатель: Дети а сейчас мы поиграем в игру «С какого дерева листок?»
Дидактическая игра «С какого дерева листок?»
Цель: формировать представления детей о различных видах деревьев, их особенностях, пользе для человека. Развивать познавательный интерес детей, внимание, наблюдательность, умение описывать; активизировать словарный запас детей; воспитывать любознательность, добрые чувства к природе.
С дуба…дубовый.
С липы…липовый.
С осины…. осиновый.
С клена…кленовый.
С рябины…. рябиновый.
С березы…. березовый.
А у ёлочки, какие листочки….иголочки
(Сопровождаю показом картинок с изображением листьев с данных деревьев)
Воспитатель: Дети, скажите, а когда листья кружатся, летают, что им помогает? (Ветер)
- А вы хотите превратиться в ветерок? (Да)
- Тогда становимся в кружок и начинаем наше «превращение» :
Мы – листочки, мы – листочки, (Стоя, поднять руки вверх)
Мы – осенние листочки. (Покачивание туловища в стороны)
Мы на веточке сидели, (Присесть на корточки)
Ветер дунул – полетели.
Мы летали, мы летали, (Бег в разных направлениях)
А потом летать устали.
Перестал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок. (Присесть)
Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул. (Встать, прыжок вверх, выбрасываем листья)
Все листочки полетели
И на землю тихо сели. (Присесть)
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь поиграем в другую весёлую игру. Но сначала давайте вспомним правила безопасного поведения на прогулке и во время игр.
(Дети сами рассказывают правила безопасного поведения)
Воспитатель: Молодцы, всё рассказали правильно, но не забывайте эти правилам соблюдать. А теперь подвижная игра «Мышеловка»
Подвижная игра «Мышеловка»
Цель: совершенствовать координацию движения и ловкость, умение действовать после сигнала.
Ход: играющие делятся на две неравные группы. Меньшая группа детей, взявшись за руки, образует круг. Они изображают мышеловку. Остальные дети (мыши) находятся вне круга. Изображающие мышеловку начинают ходить по кругу, приговаривая:
Ах, как мыши надоели,
Всё погрызли, всё поели,
Берегитесь же, плутовки,
Доберёмся мы до вас.
Вот поставим мышеловки,
Переловим всех сейчас!
Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из неё. По сигналу воспитателя «Хлоп» стоящие по кругу дети опускают руки, приседают – мышеловка захлопывается. Мыши, не успевшие выбежать из круга (мышеловки, считаются пойманными. Пойманные становятся в круг, мышеловка увеличивается. Когда большая часть детей поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется. Игра повторяется 4-5 раз.
Воспитатель: Молодцы. Наша следующая игра «Закончи предложение». Становимся вкруг, внимательно меня слушаем и правильно продолжаем предложение.
Дидактическая игра: «Закончи предложение»
Цель: формировать умение подбирать слова, в соответствии со смыслом предложения.
1. Лимоны кислые, а сахар.
2. Собака лает, а кошка.
3. Ночью темно, а днем.
4. Трава зеленая, а небо.
5. Зимой холодно, а летом.
6. Ты ешь ртом, а слушаешь.
7. Птица летает, а змея.
8. Лодка плывет, а машина.
9 .У человека две ноги, а у собаки.
10. Птицы живут в гнездах, а люди.
11. Зимой идет снег, а осенью.
Воспитатель: А теперь играем в подвижную игру «Гуси-Лебеди»
Подвижная игра «Гуси – лебеди»
Цель: Развитие навыков общения со сверстниками. Развитие ловкости, выносливости, умения бегать.
Ход игры:
Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные - гуси – лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живёт волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зелёной травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовёт гусей. Идё т перекличка между хозяином и гусями:
Гуси – гуси!-
Га-га-га.
Есть хотите?-
Да,да,да!
Гуси – лебеди! Домой!
Серый волк под горой
Не пускает нас домой!
Зубы точит, съесть нас хочет!
-Ну летите, как хотите, только крылья берегите!
Гуси летят к себе в дом, а волк выбегает из своего логова и старается поймать кого – либо из убегающих. Поймав 2-3 играющих, выбирают нового волка и хозяина.
Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам на веранду ветер принёс листочки, веточки. Помогите мне убрать нашу веранду.
Трудовая деятельность: Уборка веранды.
Цель: прививать умение работать сообща.
Воспитатель: Ребята, действительно, осенью нужно внимательно относиться к своему здоровью. Нам надо быть сильными, ловкими, умелыми. И тогда ни одна болезнь не сможет нас одолеть. А помогут нам в этом различные физические упражнения. Я предлагаю вам взять для игр скакалки, мячи… Как мы можем играть со скакалкой? А с мячами?.
Подвижная игра «Рыбак и рыбки» (со скакалкой)
Цель: формировать согласованность двигательных действий, доставить детям множество положительных эмоций
Ход игры: Дети встают в круг – это рыбки; в центре – рыбак (воспитатель) со скакалкой в руках (удочкой). Длина скакалки должна быть больше, чем расстояние от рыбака до любой рыбки. Рыбак низко над землей крутит удочку, а рыбки должны перепрыгнуть через скакалку в тот момент, когда она приближается к их ногам. Сложность игры заключается в расчете времени прыжка. Если прыгнуть раньше или позже, то скакалка запутается вокруг ног, и тогда рыбка считается пойманной и выбывает из игры. Побеждает самый внимательный ребенок – кто дольше всех продержался.
7. Итог
Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами разговаривали на прогулке?
-Ребята, что мы сегодня с вами наблюдали?
-В какие игры мы играли?
-Что вам больше всего понравилось?
-Что интересного вы запомнили?
Самоанализ занятия
Тема: «Наблюдение за изменением в природе осенью»
Использовала компоненты интеграции следующих образовательных областей: познавательное, речевое, художественно - эстетическое, физическое и социально - коммуникативное развитие.
Перед собой ставила следующие цель и задачи:
Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях; развивать наблюдательность. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
• развивать умение детей называть приметы осени используя образные слова и выражения, внимание, связную речь;
• совершенствовать интонационную выразительность речи, диалогическую и монологическую речь. Формировать умение сочетать движение и речь;
• расширять представления детей о жизни диких животных осенью;
• закреплять умение устанавливать связь между признаками в природе, делать выводы;
• продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения;
• воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Приё мы: В ходе занятия использовала целый ряд методов: наглядный, практический, словесный, игровой.
В процессе занятия применялись следующие технологии: игровая деятельность;
- деятельностный подход; технология развивающего обучения; здоровьесберегающая технология, которая была использованы для предупреждения утомляемости детей и снятия эмоционального напряжения.
Формы организации детей: групповая и индивидуальная
Перед занятием была проведена следующая предварительная работа:
Наблюдение на прогулке за опадающими листьями с деревьев, сбор листьев разной формы и окраски, беседы об осени, чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихотворений об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина; разучивание стихов и поговорок об осени;
рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев; проведение конкурса поделок из природного материала.
Индивидуальная работа: побуждать к активной деятельности малоактивных детей
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.
Занятие состояло из трёх частей
Вводная часть предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность - доказать что сейчас время года осень, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя.
Основная часть занятия - В основную часть занятия были включены задания на речевое развитие: «С какого дерева листок?»; «Продолжи предложение», что способствовало закреплению и активизация в речи детей названий осенних месяцев, примет, изменений в природе, умению согласовывать имена прилагательные с именами существительными, отвечать на вопросы полным ответом. Кроме того, смена различных видов деятельности также способствовала снятию усталости у воспитанников. Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности. На протяжении всей образовательной ситуации сохранялась выдержанность сюжетной линии, наличие логической связи между этапами, сохранение целевых ориентиров, мотивации и осмысленного отношения к деятельности на каждом этапе. Использовала сочетание методов самооценки и взаимооценки детьми.
Во время занятия использовался демократический стиль общения, выслушивались ответы каждого ребенка, побуждались к высказыванию дети нерешительные.
Дети были активны, проявляли интерес к деятельности, предложенной педагогом, легко включались в работу, работали в заданном темпе, были ориентированы на общение с педагогом, что способствовало развитию познавательного интереса детей.
В заключительной части занятия - В рефлексивно - оценочном этапе, был подведён итог усвоение материала и закрепление успешной реализации поставленной цели. В течение всей образовательной деятельности формировались предпосылки познавательной деятельности, что соответствует требованиям ФГОС.
Я считаю, что выбранная мной форма организации прогулки была достаточно эффективной. Об этом можно судить по ответам и действиям детей, по интересу и желанию выполнять задания. Поставленные цель и задачи удалось реализовать полностью, дети вели себя эмоционально, активно, заинтересовано, увлечённо, получили радостное впечатление от прогулки. С поставленной целью и задачами я и дети справились.