Нуриманова Рита Ринатовна
Конспект практикума-семинара для родителей «Играем и речь развиваем»
▼ Скачать
Конспект практикума-семинара для родителей
на тему: «Играем и речь развиваем»
Цель: Повышение педагогической культуры родителей в области речевого развития дошкольников
Задачи:
- Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;
Публикация «Конспект практикума-семинара для родителей „Играем и речь развиваем“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.
Ход мероприятия.
Организационный момент.
-Добрый день, уважаемые родители! Я очень рады видеть вас на нашей встрече, посвященной проблеме развития речи дошкольников.
В детском саду развитием речи детей занимается логопед и воспитатель. Но нам очень необходима ваша помощь и поддержка. Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Достичь этой цели нелегко. Жизнь современного родителя перегружена : работой, бытовыми обязанностями, зачастую вам не хватает времени для занятий с ребенком. В основном, дети заняты просмотром телевизора, планшета, играют в игрушки самостоятельно. Реже читают сказки с родителями, а специально организованные игры на развитие речи большая редкость. Сегодня я хочу вам помочь. Расскажу и с вашей помощью покажу, как можно развивать речь ребёнка. В дошкольном возрасте усвоение новых знаний и их закрепление происходит успешнее в игре, чем на учебных занятиях. Как загораются глаза детей, когда вы скажете: «А сейчас будем играть». Совсем не обязательно усаживать ребёнка, садиться рядом и требовать выполнения задания, можно просто поиграть, не отрываясь от бытовых дел, на прогулке, по пути в садик, в общественном транспорте, в поликлинике и т. д. от вас необходимо лишь большое желание помочь своему ребенку.
Основная часть.
1. Дыхательная гимнастика с использованием игровых приемов
Развитие дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую речь, развивают самоконтроль над поведением и произвольность, снижают гиперактивность и импульсивность. Также упражнения успокаивают и способствуют концентрации внимания.
1) «Футбол»
- Из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота – два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.
2) «Шторм в стакане»
- Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.
3) «Снегопад»
- Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребенку устроить снегопад у себя дома. Положите «Снежинку» на ладошку ребенку. Пусть он правильно ее сдует, не надувая щек и вытянув губы в трубочку.
4) «Мыльные пузыри»
- Научите ребенка пускать мыльные пузыри: вдох – носом, а выдох через сложенные в трубочку губы, длинный и мягкий, тогда пузырь получится большой и красивый.
Игры на обогащение словаря.
Игры “По дороге в детский сад”
Каждый день бежим мы в сад. И по пути мы будем играть.
Игра «Что на что похоже» (развитие связной монологической речи, творческих способностей)
Предлагается подобрать похожие слова (сравнения) :
Белый снег похож на (что? сахар, вату)
Синий лед похож на… (что? море, небо, цветок)
Густой туман похож на… (что? дым, пыль)
Блестящая на солнце паутина похожа на… (что? лучик, капельку)
Игра «Веселый счет» (согласование числительного с существительным и прилагательным)
Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна.) Давай их посчитаем. Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д. (Каждый день можно подбирать разные определения к одному слову. Например: высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом)
Игра «Один –много» (образование множественного числа существительных) :
сорока – сороки, много сорок, берёза - берёзы, много берез, машина -машины, много машин и т. д.
Игра «Отгадай предмет по названию его частей»
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик);
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево);
Подъезд, этаж, лестница, квартиры (дом).
«Игры на кухне»
- Каждая мама, придя домой, идет на кухню готовить. А что в это время делает ребенок? Идет за мамой. Это время так же можно использовать для общения с ребенком, да и различных материалов для игр на кухне более чем достаточно.
Конечно же, многие мамы знают о пользе развития мелкой моторики рук для развития речевых навыков и позволяют своим малышам поиграть на кухне с крупами. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или даже пшено – тем самым малыш окажет вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики.
Так же можно: искать спрятанные в крупе мелкие игрушки, рисовать пальчиками на рассыпанной на плоском подносе манке, проталкивать фасоль в узкое горлышко бутылки, нанизывать макароны на шнурок.
- А теперь мы с вами разберем сумку с покупками (повторяем предлоги) :
Куда мы положим мясо? Правильно, в холодильник. Фрукты оставим на столе, а печенье уберем на полку возле шкафа… (предлоги это, наверное, одно из самых сложных частей речи, детям тяжело в них ориентироваться).
Игра «Варим варенье», «Приготовим сок» (преобразование существительных в прилагательные) например, из яблок варенье яблочное, а из смородины – смородиновое, из клубники – клубничное, из вишни – вишнё вое и наоборот: черничное варенье из чего?
«Игры с мячом»
Игра с мячом «Назови ласково»
Дом-домик, цветок-цветочек, стул-стульчик, улыбка-улыбочка, кошка-кошечка и т. д.
Игра с мячом «Съедобное несъедобное»
Бросайте ребенку мяч и называете разные слова (существительные). Все, что можно съесть, ребенок должен поймать, а «несъедобное» отбросить.
Игра «Скажи наоборот».
- Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»).
- Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»).
- Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).
- Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»!
- Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).
- Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).
Игра «Подружи слова» (образование сложных слов)
листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад,
сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос и тд.