Копылова Оксана
Конспект познавательной исследовательской деятельности на тему «Насекомые. Бабочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие начальной компетенции у детей, исследовательских способностей и умений.
Образовательные задачи:
Познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности.
Познакомить с пиктографическим письмом, которое позволяет отразить информацию, полученную посредством различных сенсорных каналов при помощи различных символов.
Развивающие задачи:
Продолжать развивать логическое мышление.
Развивать творческие способности.
Публикация «Конспект познавательной исследовательской деятельности на тему „Насекомые, Бабочки“» размещена в разделах
- Бабочка. Все о бабочках для детей
- Бабочка. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2014
Развивать навык исследовательского поведения и обработки полученного материала.
Учить ставить вопрос (выделять проблему).
Учить детей смело высказывать свои определения.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к познавательной деятельности.
Воспитывать самостоятельность.
Бережное отношение к природе.
Активизация словаря:
Исследование, «методы исследования», пиктографическое письмо, доклад, кукла, окукливается, жизненный цикл бабочки.
Подготовка к НОД:
Карточки с символическими изображениями «методов исследования», карточки с «темами» будущих исследований «Насекомые», карандаши, листочки бумаги 7/7 сантиметров, макет папки юного исследователя, детские энциклопедии, альбом «Насекомые», схема и игра – пазл «Жизненный цикл бабочки», академический головной убор.
Ход НОД:
Подгруппа (8- 10 детей) располагается вокруг несколько составленных вместе столов, на которых организована «Лаборатория» для исследования объекта, который будет выбран из карточек по теме «Насекомые», и будут размещены карточки с «методами исследования».
Воспитатель:
- Сегодня у нас открывается исследовательская лаборатория, а мы будем в ней изучать мир природы – как изучают взрослые ученые; будем учиться проводить самостоятельные исследования с помощью разных методов. Кто знает, что такое исследование? Кто слышал это слово?
- Исследование – это значит узнать, о чем то побольше, получение новых знаний, о том, что мы исследуем.
- Для демонстрации этапов проведения исследовательской работы понадобится два «добровольца - исследователя». Им предстоит вместе со мной и помощниками выполнять работу.
Выбор темы:
В обсуждении по поводу темы включаем всех участвующих в занятии детей. При выборе темы ориентировать детей к тому, чтобы они выбирали то, что им действительно интересно исследовать.
Выбранную карточку с темой «бабочка», кладем на середину образованного сидящими детьми круга. Остальные карточки с темами исследования убираем.
Составление плана исследования :
Воспитатель:
- Тема нашего исследования – бабочки. Наша задача – получить как можно больше новых сведений о бабочке и подготовить сообщение – небольшой доклад. Для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать все, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать ее. Как это можно сделать? Что мы должны сделать вначале? Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?
Вопросы обращены ко всем детям. В ходе коллективного обсуждения дети называют основные методы: «прочитать в книге», «понаблюдать», «узнать у взрослых» и др. Каждый ответ обязательно отмечаем, ответившего ребенка поощряем. После того как, например, кто-то из детей назвал один из методов исследования, показываем карточку. Таким образом, закрепляем «методы исследования».
- Вот постепенно у нас выстраивается цепочка методов исследования. Карточки с обозначением «методов исследования», лежащие перед нами на столе – это план нашего исследования. Но мы их раскладывали бессистемно, случайно. Теперь наш план надо сделать более строгим и последовательным.
Давайте подумаем, что нам следует сделать в самом начале. С чего начать нашего исследование? А что делать во вторую, в третью очередь.
Дети предлагают самые разные варианты. Необходимо «подвести» детей к тому, что сначала надо подумать самостоятельно.
- Что нам следует сделать после этого?
Отвечая на аналогичные вопросы вместе с детьми, мы постепенно выстраиваем линию из карточек: «подумать самостоятельно», «посмотреть в книгах», «спросить друг у друга», «позвонить по телефону», «посмотреть в книгах».
- План исследования составлен. Наши исследователи и их помощники готовы к поиску. Наш план изображен на карточках, а у взрослого исследователя описан в его текстах.
Сбор материала:
Воспитатель:
- Следующий этап – сбор материала. Мы начинаем действовать по намеченному плану. Материал надо зафиксировать. Собираемые сведения можно запомнить, но это трудно, поэтому лучше сразу зафиксировать. Для этого существует пиктографическое письмо. На маленьких листочках бумаги карандашом можно делать заметки – рисунки, значки, символы. Это могут быть несложные изображения, отдельные буквы или слова, а так же специальные, придуманные знаки и различные символы.
Мы можем зарисовать схематично, зафиксировать идею.
1. Бабочка – это насекомое. Рисуем на карточке.
2. Бабочки разноцветные. Рисуем на карточке.
3. Бабочка живет в теплое время года и в теплых странах. Рисуем на карточке.
4. В зимнее время некоторые бабочки впадают в спячку. Рисуем на карточке.
5. Бабочка питается нектаром цветов и соком фруктов. Рисуем на карточке.
6. Жизненный цикл бабочки – откладка яиц – гусеница – куколка – бабочка. Игра – пазл и схема «Жизненный цикл бабочки». Рисуем на карточке.
7. Сколько времени живет бабочка? Рисуем на карточке.
Все дети участники помогают паре исследователей. Они подсказывают идеи, ищут информацию в книгах, помогают фиксировать информацию.
Обобщение полученных данных.
Воспитатель:
- Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Раскладываем на столе наши записи и пиктограммы так, чтобы они были видны всем. Начинаем смотреть и рассуждать: что интересного мы узнали? Что нового мы можем рассказать по результатам проведенного исследования? Выделим главные идеи, отметим второстепенные, а затем и третьестепенные.
Доклады детей:
После обобщения информации, «добровольцы - исследователи» готовятся к докладам. Надев академический головной убор, дети делают сообщение. Начинают они с определения основных понятий, сообщают кто такие бабочки, затем продолжают свое повествование, опираясь на собранный материал.
После выступления исследователей – завершения доклада – обсуждение, слушатели задают вопросы.
Затем решаем, какой объект будем исследовать в следующий раз.