Тощева Ольга
Конспект познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста «Движение и спорт — здоровье бережёт»
▼ Скачать +Заказ
Цель: обобщение представлений дошкольников о значении движения и занятий спортом
жизни и в деле укрепления здоровья каждого человека, ориентирование детей на
здоровый образ жизни.
Программные задачи:
1. Закрепить представления детей о частях тела, их основном функциональном назначении.
2. Упражнять в умении правильно называть основные виды движений и соответственно употреблённому названию их выполнять.
3. Продолжать учить выделять противоречие в ситуации болезни человека.
Публикация «Конспект познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста „Движение и спорт — здоровье бережёт“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Спорт. Конспекты занятий
- Темочки
4. Побудить детей к воспроизведению полученных знаний и впечатлений об известных им видах спорта, тренировке спортсменов через рассказывание небольшого рассказа о них, а так же о спортивных увлечениях детей этой группы.
5. Активизировать в речи дошкольной слова и выражения : двигаться, название видов спорта (плавание, бег, фигурное катание, лыжный спорт, бегуны, пловцы, лыжники, фигуристы, тренировка и др). Ввести в словарь детей выражение «Санный спорт», «Спортсмены – саночники». Упражнять в использовании обобщающих выражений «Части тела», употреблении вежливых форм обращения.
6. Способствовать развитию мыслительной активности детей, установлению связей между внешним видом и состоянием объекта.
7. Вызвать чувство сопереживания герою деятельности детей, желание быть активным, заниматься спортом.
Методы обучения: информационно-рецептивный, репродуктивный, метод проблемного изложения материала.
Приё мы: наглядный, словесный, практический.
Оборудование: Кукла мальчик – дергунчик Вася, мультимедийные средства (компьтер, проектор, экран, презентация «Спорт».
Используемая литература: С. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» Москва 2008 г.
Предварительная работа: Беседы о различных видах спорта, рассматривание иллюстраций о процессах тренировки спортсменов, чтение произведений, проведение игр соответственно ТРИЗ технологии, подвижные игры с использованием основных видов движений и др.
Ход деятельности:
ЧАСТЬ 1 (вводная)
Воспитатель вносит коробку в группу и не привлекая внимание детей достаёт из неё куклу мальчик – дергунчик, с помощью которой воспитатель совершает движения. Включается магнитофонная запись и от лица куклы звучит речь.
Мальчик – дергунчик: Сейчас чего-нибудь достану,
Тяни меня, я просто встану!
Ну, что тянуть-то перестала,
Подёргай, я на ноги встану!
(фраза звучит несколько раз до тех пор, пока дети не обратят не действие, совершаемое воспитателем, и не подойдут к ней).
ЧАСТЬ 2
В: Ребята, я что-то не пойму кто это?
Д: Мальчик, кукла…
В: Ребята, а Вам не кажется, что он необычный?
Д: У него есть ниточки и поэтому он движется.
В: Давайте рассмотрим! Что у него есть?
(Дети и воспитатель рассматривают и комментируют, действие происходит стоя)
В: Ребята, а Вы не хотите узнать, кто он такой, может, стоит с ним познакомиться!
Д: Хотим. Его надо спросить, как его зовут?
В: Я тоже так считаю, как это правильно сделать?
Д: Извините, пожалуйста, мы хотим с Вами познакомиться. Как Вас зовут!
М-Д: (включается магнитофонная запись) - Меня зовут ВАСЯ! Но Васей меня никто не
называет, все зовут ДЕРГУНЧИК. А мне это не нравиться.
Д: Очень приятно. Меня зовут Таня, меня Максим, меня зовут Дима… - мы ребята группы
«Сказка».
В: И мне очень приятно, меня зовут Ольга Николаевна, я воспитатель. Значит Вася тебе
не нравиться, что тебя называют ДЕРГУНЧИК? Скажи, пожалуйста, что ты умеешь
делать?
Вася: (пожимает плечами) Сейчас чего-нибудь достану,
Тяни меня, я просто встану!
Ну, что тянуть-то перестала,
Подёргай, я на ноги встану!
В: Ничего не понимаю? А вы ребята понимаете? Он сам двигается?
Д: Нет, его двигаете Вы!
В: Так я и думала, а если мы его попросим, сделать какое-нибудь упражнение он сделает,
как Вы думаете?
Д: Он будет делать тогда, когда Вы будете дёргать его за нити!
В: Ребята, а это хорошо когда кто-то за тебя что-то делает?
Д: Нет, лучше всё уметь делать самому.
В: Вася, посмотри какие упражнения, дети умеют выполнять!
ИГРА – ЗАГАДКА «Отгадай и назови» (один из ребят водящий, он загадывает упражнение и показывает другим, а остальные отгадывают его и правильно называют) Например, «Приседание», «Прыжки», «Подскоки» - игра проводится в круге.
В: Вася, ты видел, сколько упражнений знают и умеют выполнять дети САМИ? А за тебя
всё время кто-то думает и делает? Вот и не обижайся на то, что тебя называют
ДЕРГУНЧИК. Ребята, как Вы думаете можно научить Васю быть самостоятельным?
Д: Да.
В: Что же его сдерживает (ему мешает?
Д: Нити.
В: Давайте освободим его от этих нитей! И посмотрим, что произойдёт? Как это сделать?
Д: Обстригают нити по очереди
ЧАСТЬ 3
ВАСЯ – становиться самостоятельным и превращается в куклу – бибабо
В: Раз, два – выше голова!
Три, четыре – ноги шире,
Пять, шесть – тихо сесть! – двигательная пауза – дети садятся на стулья в круг.
Вася выполняет движения (хватается за нос, уши) не соответствующие речёвке.
В: Ребята, какая беда, Вася не знает где у него голова, ноги, руки… Что же делать?
Д: Научить его.
В: Давайте поиграем в игру «РУКИ, НОГИ, ГОЛОВА» Воспитатель называет части
тела, нужно до них дотронуться. Кто ошибся, тот выбывает из игры. Игра
проводится около стульев, стоя, в достаточно быстром темпе. В игре Вася
выполняет всё верно.
В: Ребята, Вася выполняет всё верно (продемонстрировать это снова детям). Расскажите ему, как можно назвать руки, ноги, голову… одним речевым выражением? И для чего они необходимы человеку?
Д: Части тела. Руки нужны для того, что бы что - брать, делать, ноги – ходить,
пальцы – делать мелкие движения…
(можно использовать условные изображения)
В: (обращается к Васе, надеюсь, ты все понял?
Вася: Ой, ой – что-то я плохо себя чувствую, заболели руки, ноги, нет больше силы, жду
подмоги!
В: Значит Васенька, ты не здоров! Я так и знала, совсем не много ты подвигался и уже
не здоров и говоришь ты это с таким удовольствием. Разве болеть хорошо?
Вася: ХОРОШО, ХОРОШО!
ИГРА «ПРОТИВОРЕЧИЯ В БОЛЕЗНИ»
В: Чем же хорошо?
Вася: Все тебя жалеют, можно телевизор весь день смотреть, мама всегда рядом.
Д: Гулять нельзя, уколы делают, таблетки необходимо пить…
(остановить игру на последней фразе детей и обобщить, что болеть всё-таки плохо)
В: А знаешь ли ты, что нужно, что бы быть здоровым? Вот об этом тебе расскажут дети.
Д: Для того, что бы быть здоровым необходимо всё съедать, много двигаться, много
гулять.
В: Правильно, есть такие люди, которые всё это выполняют, а самое главное много
двигаются. Вот сейчас я покажу тебе их, а ребята назовут их и немного расскажут.
ЧАСТЬ 4
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ФОТОГРАФИЙ «СПОРТСМЕНЫ»
Д: Это - спортсмены, каждый спортсмен занимается каким-то видом спорта.
Есть спортсмены – бегуны. Они быстро бегают. У них сильные, крепкие ноги. Для
того, что бы быстро бежать бегуны делают широкие шаги и поэтому догнать их трудно.
Для того, что бы быть бегуном надо много тренироваться.
Это спортсмены – пловцы. Они могут долго плыть без остановки. У них сильные,
крепкие руки, тело. Такой человек безопасно может плавать в реке, море, потому что
он хорошо плавает. Для того, что бы быть пловцом надо много тренироваться.
(Фигуристы, лыжники)
3-4 рассказа детей.
В: (обращается к Васе, Ты заметил, Вася, для того, что быть спортсменом, необходимо
много тренироваться. Наши дети хотят быть крепкими, здоровыми и многие из них
рассказывали мне, что в будущем хотят быть спортсменами. Правда, ребята?
Вот посмотри на экран!
Далее на экране появляется фотография детей, которые катаются с горы на санях,
ледянках.
Расскажите о своих увлечениях ребята!
Мы очень любим кататься на санях и ледянках. У нас на участке построена горка из
снега. Её построили наши папы и мамы. Они заливали горку водой, а она потом
замёрзла. На санках с горы скатиться можно очень далеко…
Далее на экране появляется фотография спортсменов – саночников (2-3 слайда)
Воспитатель рассказывает о спортсменах- саночниках и о санном спорте.
Есть ещё один зимний вид спорта и о нём я сейчас хочу рассказать.
Это санный спорт. Спортсменов занятых санным спортом называют спортсмены – саночники. Их задача быстро проехать на санях. Спуск на санях очень длинный с поворотами. Для безопасности движения спортсмены – саночники должны крепко держаться. В время езды они могут изменять положение своего тела: наклоняться вперёд или ложиться полностью на сани для того что бы они быстро летели вперёд. Ещё они могут спускаться с горы, сидя по два человека на одних санях. Спортсмены – саночники одеты в специальную одежду: гладкую, тонкую, яркую. Это сделано для того, что бы такого спортсмена было хорошо видно и одежда не мешала ему во время соревнований.
Вася: Эх, здорово! Прокатиться бы на санках или на ледянках, я побежал кататься с
вашей горки!
В: Подожди, подожди, но ведь ты даже не умеешь кататься с горы, ведь она, же скользкая.
Это мы тебе это покажем. Правда, ребята? Но для начала необходимо расслабиться и
немного отдохнуть, особенно тебе Вася, ведь тебе предстоит учиться обращаться с
новым приспособлением для катания.