Галина Теренина
Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования «Весёлый снеговик»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
«ВЕСЁЛЫЙ СНЕГОВИК»
Задачи:
• Формировать представления детей о снеге и его свойствах;
• Учить анализировать, делать выводы и процесс экспериментирования;
• Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы;
• Вызвать радость от открытий, полученных в результате опытов.
Публикация «Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования „Весёлый снеговик“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Снег, лёд. Опыты и эксперименты со льдом и снегом
- Снеговик. Материалы про снеговиков
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Предварительная работа: наблюдение за снегом на прогулке, его характеристика (сухой - мокрый, рыхлый - плотный, холодный); игры со снегом (снежки, лепка снежных фигур, рассматривание картин, иллюстраций с зимними пейзажами, чтение отрывка из книги Г. Скребицкого «Четыре художника («Зима», рассматривание на прогулке снежинок через лупу.
Оборудование и материалы: модель «тучка со снежинками», салфетки для вытирания рук, пластиковые ложки, лейка с горячей водой, два пластиковых контейнера с отметкой, аудиозапись «Вальса снежных хлопьев» П. Чайковского, картинка «Вода в различных состояниях», картина К. Юона «Волшебница-зима», картинка «весёлый снеговик», пластиковые снежинки для детей.
Ход занятия
1. Звучит «Вальс снежных хлопьев» П. Чайковского.
Воспитатель. Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И. Суриков
Дети, посмотрите на картину (демонстрирует картину К. Юона «Волшебница-зима»), скажите, на что похож снег. (На мягкий белый ковер.) А из чего он состоит? (Из снежинок.) Посмотрите, из нашей тучки спускаются снежинки. Какие они? (Белые, пушистые, ажурные, кружевные.)
Зимой часто бывает метель, вьюга. В это время снежинки носятся по воздуху, сталкиваются друг с другом. Ребята, покажите, как летают снежинки.
Дети под музыку изображают летающие снежинки, затем садятся на ковёр.
2. Воспитатель загадывает детям загадку.
Мягкий он, а не подушка.
Белый он, а не пушок.
Он холодный, как лягушка,
Возьмёшь в руки - ручеёк.
О чём эта загадка? (О снеге.) Почему в загадке снег сравнивается с подушкой? С пухом? С лягушкой? (Ответы детей.)
Посмотрите на картину, где изображён весёлый снеговик. Где лежит снег? Почему дети отошли подальше от снеговика? (Ответы детей.)
Послушайте внимательно историю.
Много выпало снега зимой. Вышли ребята во двор снеговика лепить. Кто постарше - большие комки катают, те, кто помладше, - маленькие. А любопытные птички на деревьях сидят, за ребятами наблюдают. Большой получился снеговик! Надели ему ребята на голову ведро, из морковки сделали нос, из пуговиц - глаза. В руки снеговику дали дощечку. На неё насыпали семечек и крошек.
Увидели это птички, прилетели, сели на дощечку. Стали крошки клевать, на ребят поглядывать. Радуются ребята: «Вот как наш снеговик птичек кормит!». А снеговик стоит, смотрит на всех и улыбается.
Покажите, как снеговик радуется, наблюдая за птицами; как снеговик тает весной.
Дети изображают снеговика в разных состояниях.
3. Воспитатель. Пойдемте в нашу лабораторию, там для вас кое-что приготовлено.
На столе таз со снегом, накрытый салфеткой.
Воспитатель. Как вы думаете, что здесь?
Дети с помощью тактильных ощущений пытаются определить, что в тазу лежит снег.
Опыт №1: «Снег в тепле тает»
Воспитатель. Возьмите снег в руки. Какой он? (Холодный, мокрый.) Почему руки стали мокрыми? (Снег тает, превращается в воду.) Попробуйте слепить снежок. Снег лепится? (Да.) Почему? (Он мягкий, мокрый.)
Помните, мы с вами говорили о волшебнице-воде, о том, что она умеет превращаться. Во что она умеет превращаться? (В лёд.) А теперь снег от ваших тёплых рук тает и превращается в воду.
Опыт №2: «Снег может лепиться»
Воспитатель. Давайте для нашего весёлого снеговика слепим друга.
Дети лепят снеговичка, вставляют вместо рук веточки, на голову надевают крышку от бутылки, вместо глаз - ягоды рябины, нос - крылатка от клёна.
Воспитатель. Дети, у вас руки не замёрзли? (Замёрзли.) Почему?(Снег холодный.)Разогреем руки: сильно-сильно потрём ладошки друг о друга, похлопаем, ещё потрём, помашем руками.
Дети выполняют предложенные действия.
Воспитатель. Вот наши руки разогрелись и стали сухими. А куда же делась вода? (Испарилась.)
Опыт №3: «Снег тает в воде»
Воспитатель. Посмотрите, ребята, я налью в один контейнер холодную воду (на контейнере - синий кружок) до отметки, а в другой (с красным кружком) - горячую, тоже до отметки. Ложечками накладываем снег в контейнеры.
Дети накладывают в контейнеры снег, наблюдая за тем, что с ним происходит.
Воспитатель. Что происходит со снегом? (Он тает.) Где быстрее тает снег? (В горячей воде.) вода в контейнерах поднялась выше отметки. Почему воды стало больше, чем было? (Снег тает, превращается в воду.)
4. Воспитатель. Оставим снеговичка в лаборатории. Предлагаю поиграть на ковре в игру «Где снежинки?».
На ковре разложены картинки с изображениями воды в разных состояниях.
Воспитатель. Вот пришла зима.
Стужи, вьюги, холода.
Выходите погулять.
Где снежинки наши ждать?
Дети выбирают картинки: сугробы, снег, лёд, сосульки.
Воспитатель. Вот лето наступило.
Солнце ярче засветило,
Стало жарко припекать.
Где снежинку нам искать?
Дети выбирают картинки: река, ручей, дождь, лужа, роса, пар.
5. Итог занятия
Воспитатель. Как много мы сегодня узнали о снеге! Он какой? (Белый, холодный.) от тепла становится каким? (Мокрым, лепится, тает.) в тепле превращается. (в воду). Я хочу подарить вам на память снежинки, которые никогда не растают и будут напоминать вам о зиме.
После прогулки дети смотрят, что случилось со снеговичком. Воспитатель обращает внимание на то, что вода от снеговика грязная, и подводит детей к выводу, что снег, несмотря на свою белизну, не такой уж чистый.