Ирина Мусурманова
Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования для детей старшего возраста (6–7 лет) «Круглый год»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи.
Систематизировать и углублять представления детей о характерных приметах осени и зимы, закономерностях в природе.
Формировать у детей представления о планете Земля и о Солнце - источнике света и тепла.
Продолжать учить:
- устанавливать закономерности в природе;
- высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих;
- внимательно выслушивать ответы друг друга и давать обоснованные дополнения.
Способствовать развитию познавательного интереса.
Публикация «Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования для детей старшего возраста (6–7 лет) „Круглый год“» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
Развивать у детей элементы экологического сознания «Мы нужны друг другу на земле».
Воспитывать любовь к природе родного края, желание глубже познавать ее тайны.
Активизировать словарь детей.
Материал к занятию : модель траектории движения планеты Земля вокруг Солнца;
белые халатики по количеству детей;
красные и голубые круги;
по два стакана на каждого ребенка, сахарный и речной песок, вода, формочки, брусничный сок;
результат опыта «Вода нужна всем».
Медальки для приготовленной заранее инсценировки.
Предварительная работа.
В течение года дети знакомились с различными явлениями природы, с последовательностью месяцев в году их названиями и основными признаками, а также учили стихотворения о временах года. Получали знания о планете Земля и модели планеты – глобусе.
Ход занятия.
Воспитатель читает стихотворение.
Ты только посмотри вокруг;
Тут речка, там зеленый луг.
В лесу дремучем не пройдешь,
Воды в пустыне не найдешь.
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой…
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них название есть-
Леса, и горы и моря,
Все называется – Земля.
На нашей планете на разных материках наблюдается разный климат. Есть такие страны, где всегда стоит жара, круглый год лето.
Дети. Африка, Австралия и т. д.
Есть такие места на материках, где всегда холодно, круглый год – зима.
Дети. Антарктида, Северный полюс.
Воспитатель. А есть страны, где щедрая природа дарит весну, лето, осень и зиму. Мы с вами живем в такой стране (как называется) и имеем возможность любоваться всеми временами года. (Назовите времена года.)
Каждое время года радует нас своей неповторимостью: весна рассыпает по земле изумруды зелени; лето раскрашивает землю всеми цветами радуги; осень одаривает землю золотом листьев; зима щедро укутывает землю серебром снежинок.
Ребята, как вы думаете, почему меняются времена года?
Ответы детей.
Воспитатель. Сейчас я вам расскажу и покажу, как это происходит. (Показывает на модели траекторию движения планеты Земля вокруг Солнца). Вокруг звезды Солнце наша планета летит целый год, вот такой долгий, длинный путь у нее. Да еще Земля вокруг своей оси : то одну сторону погреет у солнечной печки, то другую. Так и меняются на планете времена года: весна, лето, осень, зима.
Воспитатель. Почему говорят, круглый год? С какого времени года и месяца начинается год? Заканчивается? Давайте еще раз посмотрим, как вращается Земля вокруг Солнца. Вот прошло лето, и наступила…. Назовите осенние месяцы.
Давайте вспомним, как изменяется погода, жизнь растений и животных?
Ответы детей.
Воспитатель. Закончилась осень и наступила …. Назовите зимние месяцы.
Какие чудеса происходят зимой?
В связи с этим как изменилась жизнь живых организмов?
Ответы детей.
Воспитатель. Почему люди говорят «Волшебница вода»?
Ответы детей. (Умеет превращаться в снег, лед, испаряться.)
Воспитатель. Ребята, хотите узнать, что умеет делать вода?
Дети закройте глаза и слушайте мои слова.
Девочки и мальчики,
Вокруг себя повернитесь,
В лаборантов превратитесь.
Пойдемте в лабораторию. Дети садятся за столы с приготовленным материалом для опытов.
Опыт №1.
«Вода прозрачная».
Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой с молоком. В оба стакана положить палочки. В каком из стаканов они видны, а в каком-нет? Молоко и вода – жидкость. Вода прозрачная, а молоко-нет.
Опыт №2.
«Вода не имеет формы».
Вода разливается в емкости разной формы. Она принимает ту форму, в какую мы ее наливаем.
Опыт №3.
«В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются».
Возьмите два стакана с водой. В один дети положат обычный речной песок и попробуют размешать его, растворить. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стакан и насыплем в него ложечку сахарного песка, помешаем, что теперь произошло? В каком из стаканов песок растворился? Напоминаю детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.
Опыт №4.
Предлагаю детям налить в воду брусничный сок. Что произошло? Почему вода стала цветной? Сок растворился и окрасил воду.
Дети представьте себе, что вы капельки, девочки – воды, мальчики- брусничного сока. Мы знаем, какого цвета вода (прозрачного, а когда рисуем речку, раскрашиваем ее каким цветом? (голубым или синим). Девочки возьмут голубые круги, а мальчики – красные.
Без меня не будет моря,
Океана и реки,
Даже лужицы, в которой
Бултыхаются щенки.
Раз и два, раз и два.
Стала капелькой сама.
Проигрывается опыт. Я налила в стакан воды. Девочки с голубыми кругами двигаются хаотично. Потом выливаю брусничный сок. Вбегают мальчики с красными кругами. Что должно произойти? Краска в воде растворяется и окрашивает воду. Девочки поворачивают круги красной стороной.
Опыт №5
«Вода нужна всем».
Ребята посмотрите сюда, и ответьте, что произошло с нашими семенами. Дети рассказывают об опыте. Несколько фасолин мы положили на блюдце в намоченную вату и постоянно поддерживали ее влажной. Другие фасолины поместили на другое блюдце в сухую вату. Оба блюдца стояли на подоконнике. В результате таких наблюдений дети наглядно убеждаются в роли воды в развитии, прорастании растений.
Воспитатель. Ребята, значит вода важнее всего?
Ответы детей.
Воспитатель. Знаете ли вы, что на свете важнее всего?
Раздает детям нагрудные знаки с изображением: солнца, воды, воздуха (ветра, почвы, растения, насекомого, травоядного животного (зайца, хищного животного (волка, человека, микроба. Каждый ребенок говорит, что его герой самый важный в природе, и поясняет почему.
Дети (поочередно).Я-солнышко, самое главное. Всем нужно мое тепло.
Я - вода, главнее. Без меня вы погибните от жажды.
Я - воздух. Все живое дышит. Без меня не было бы жизни. Я- самый важный.
Я - почва, я - самая важная. Пусть будет солнце, воздух и вода, но без меня ничего не вырастет.
Я - растение – земли украшение. Я тебя главнее, я на тебе расту.
Я - насекомое, я тебя опыляю. Без меня у тебя не будет семян!
Я - заяц, травоядное животное, тебя, растение, съем. Значит, я важнее.
Я - хищник, волк. Я на тебя заяц охочусь. Я сильнее и важнее тебя.
Я - человек. Могу управлять водой и ветром, распахать землю, посадить растения, разводить животных. А на тебя, волк, могу охотиться.
Я - микроб. Если ты, человек, не вымоешь руки, то заболеешь. Значит, я главный!
Воспитатель. Не хвались, микроб. Солнце, свежий воздух и чистая вода тебя победят! В природе нет ничего лишнего, все связано со всем.
Итог занятия. Что нового узнали? Что понравилось на занятии?