Папки-передвижки

Конспект подгруппового занятия по теме: Автоматизация звука[Ш]

Наталья Габдушева
Конспект подгруппового занятия по теме: Автоматизация звука[Ш]
▼ Скачать +Заказ

Подгрупповое занятие по автоматизации звука [Ш].

ФФНР, ФНР, легкая степень псевдобульбарной дизартрии.

Тема: «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях»

Цели:

I. Коррекционно-образовательные

1. Автоматизировать правильное произношение звука в слогах, в словах, предложениях.

2. Учить точно и полно отвечать на вопросы

3. Закреплять знания об артикуляционных особенностях звука [ш].

II. Коррекционно-развивающие

1. Развитие внимание.

Публикация «Конспект подгруппового занятия по теме: Автоматизация звука[Ш]» размещена в разделах

2. Развивать фонематический слух (умение определять наличие звука в слогах, словах, предложениях).

3. Учить определению наличия позиции звука [ш] в словах.

III. Коррекционно-воспитательные

1. Воспитывать положительное отношение к занятию.

2. Воспитывать навыки самоконтроля, самостоятельности.

Оборудование: картинка «Змейка», картинки для артикуляционной

гимнастики, счетные палочки.

Ход занятия:

1. Организационный момент - Здравствуйте ребята! Сегодня к нам на занятие пришел необычный гость. Я загадаю о нем загадку, а вы попробуйте догадаться, кто это? Слушайте внимательно:

Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел. ( ответ: змея)

- Правильно, это змея. А зовут её Пуша. Ну, что нравится вам наша гостья? Пуша очень любит шипеть и поэтому хочет помочь вам правильно произносить звук [ш].

2. Развитие пальцевой моторики. Но сначала давайте разомнем наши пальчики.

«Засолка капусты».

Резкие движения кистями вверх и вниз. Движения пальцев, имитирующие посыпание солью из щепотки. Интенсивно сжимать пальцы обеих рук в кулаки.

Мы капусту рубим,

Мы морковку трем,

Мы капусту солим,

Мы капусту жмем.

«Зайцы».

Указательный и средний пальцы правой руки вверх, остальные выпрямить и соединить. Ладонь правой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены. Ладонь левой руки вертикально вверх, пальцы широко расставле-ны. Указательный и средний пальцы вверх, остальные выпрямить и соединить.

Скачет зайка косой.

Под высокой сосной.

Под другою сосной

Скачет зайка второй.

2. Артикуляционная гимнастика - Но сначала нужно подготовить наш язычок. Давайте покажем Пуше, какие упражнения для этого нужно выполнить.

Упражнение «Лопатка» : Язык лопаткой положи.

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И под счё т его держать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

Упражнение «Накажем непослушный язык» :

На губу язык клади,

«Пя-пя-пя» произноси,

Мышцы расслабляются.

Лопатка получается,.

Ты под счет её держи.

До пяти. до десяти.

Упражнение «Улыбка»

Упражнение «Иголочка» : Улыбаюсь: вот шутник –

Узким-узким стал язык.

Меж зубами, как сучок,

Вылез длинный язычок.

Чередовать «Лопаточка» и «Иголочка» (широкий и узкий язык).

Упражнение «Вкусное варенье» : Ох, и вкусное варенье!

Жаль осталось на губе –

Язычок я подниму

И остатки оближу.

Упражнение «Чашечка» : Любим пить мы крепкий чай,

Ну-ка, чашку подставляй!

Упражнение «Качели» : На качелях я качаюсь:

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Я до крыши поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

Упражнение «Чашечка» и выдох на кончик языка.

Упражнение «Чистим зубки» : Чищу зубы,

Чищу зубы

И снаружи.

И внутри.

Не болели,

Не темнели,

Не желтели чтоб они.

3. Анализ артикуляции звука - Произнесем звук [ш] со змейкой.

- Где стоит язык, как располагаются губы и зубы? (Описание детьми артикуляции звука).

Когда мы произносим звук Ш - губы выдвинуты вперед - рупором; зубы чуть-чуть приоткрыты; язык поднят вверх и образует щель с передней частью твердого неба; Язык как чашечка, воздух идет по середине языка. При произ-несении звука ш, воздух, который мы выдыхаем - теплый.

4. Характеристика звука - Давайте вспомним какой звук [ш]?

(Звук [ш] – согласный, всегда твёрдый, глухой, шипящий).

- Почему согласный? (есть преграда).

- Почему твёрдый? (произносим строго).

- Приложите руку к горлу и определите, звонкий он или глухой.

- Глухой (произносим без голоса).

5. Соотнесение звука [ш] с буквой «Ш» - На письме звук [ш] обозначается буквой «Ш». Звук – это то, что мы слышим и произносим, а буква – это то, что мы видим и пишем. Посмотрите на картинку. Это буква «Ш». Давайте вместе выложим букву «Ш» на столе из палочек.

Змея шипит, шипит, шипит,

Полгода учит алфавит.

Для шипенья хороша

В алфавите буква Ша.

6. Развитие фонематических процессов - Хлопайте в ладоши, когда услышите слово со звуком [ш] :

ослик, ландыш, шайба, майка, уши, лиса, клавиши, вишенка, мимоза, стол, рыба, шут.

- А теперь определите, где стоит звук [ш] в слове – в начале, середине, или в конце:

шут, карандаш, шахматы, ландыш, душ, камыш, уши, шина, малыш.

7. Закрепление звука в слогах - Пуша умеет прекрасно шипеть. И для этого она придумала слоговые шипелки. Слушайте очень внимательно и повторяйте шипелки вместе со змейкой. При этом старайтесь говорить правильно.

Ши-ши-ши – у нас дома (малыши)

Уш-уш-уш – я приму горячий … (душ)

Аш-аш-аш – это красный … (карандаш)

Ша-ша-ша – мама моет … (малыша)

Шок-шок-шок – разбудил нас … (петушок)

Шина-шина-шина – у папы новая … (машина)

Ушка-ушка-ушка – пуховая … (подушка)

8. Физминутка - Давайте немного отдохнем. Послушайте стишок и по-вторяйте движения за мной.

Мы шагаем, мы шагаем,

Выше ноги поднимаем,

Влево шаг —. (вправо) шаг,

Шаг вперёд — шаг. (назад).

Мы шагаем, мы шагаем,

Ноги дружно поднимаем.

Шаг немножко замедляем,

Постепенно. (ускоряем).

Сейчас быстро мы пойдём,

Затем. (медленно) идём.

Руки вверх мы поднимаем,

Потом. (вниз) их. (опускаем).

Мы шагаем, мы шагаем,

И антонимы мы знаем.

9. Закрепление звука в словах - Пуша очень любит сочинять стихи. А чтобы ей было легче, подскажи ей последние слова.

Прицепившись к задней шине

Мишка едет на (машине).

И шалить без передышки

целый день могли ….(мартышки).

Уронила белка шишку,

шишка стукнула…. (мартышку).

Будут кушать малыши

Суп молочный из … (лапши).

Молока налили в плошку,

«Кис-кис-кис», - позвали… (кошку).

Любопытные мартышки

Собирают с елок… (шишки).

Наша Мурка спит и слышит,

Как в углу скребутся… (мыши).

Ложится спать, кряхтя, старушка,

Кладет под голову … (подушку).

В день рождения Петрушке

Купили новые. (игрушки)

10. Закрепление звука в предложениях А еще змейка принесла с собой интересные картинки, давайте рассмотрим их. Расскажите, что изображено на этой картинке? Мышка убегает от кошки. У Миши шишка на макушке. Кошка катает катушку.

- А сейчас я буду говорить предложения, а вы повторяйте за мной

В шахматах не хватает пешки. У бабушки в шкатулке много катушек. Швея шьет на машине. У Миши шлем. Машины штаны надо штопать. Маша нашла в мешке шпагат. Маша, ешь кашу. Миша пойдет в душ. Малыш нашел ландыш. У кошки ушки на макушке.

11. Итог занятия - Нам пора прощаться с Пушей. Вы сегодня хорошо занимались. Пуше тоже понравилось, как вы говорили и выполняли задания.

- А над каким звуком мы сегодня работали?

- В каком положении находятся губы, зубы, язык?

- Воздушная струя теплая или холодная?

- Звук [ш] – гласный или согласный, глухой или звонкий, твердый или мягкий?

Пуша дарит вам шарики! Спасибо за работу!

12. Домашнее задание Гимнастика:

1) для губ: «рупор» : вытянуть губы вперед, так, чтобы были видны зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5;

2) для языка: «лопата» : открыть рот, положить широкий язык так, чтобы нижнюю губу не было видно. Удерживать в таком положении под сет от 1 до 5;

3) «чашечка» : улыбнуться, открыть рот, высунуть язык «лопатой» и поднять края языка вверх так, чтобы получилась форма «чашечки». Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.

Выучить: Тише, мыши, тише, мыши!

Кот сидит на нашей крыше.

Публикации по теме:

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 5–7 лет (ОНР — III уровень речевого развития) Содержание коррекционной работы 1. Обследование всех сторон речи (арт. моторики, звукопроизношения, фонем, слуха, словарного запаса, слогового.

Логопедическое занятие «Автоматизация звука [З]» Тема: «Автоматизация звука – З –» Цель: упражнять в правильном произнесении звука [з], изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект подгруппового занятия по теме: Автоматизация звука[Ш]
Опубликовано: 26 марта 2015 в 21:06
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект подгруппового занятия по теме: Автоматизация звука[Ш]» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Габдушева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД