Наталья Габдушева
Конспект подгруппового занятия по теме: Автоматизация звука[Ш]
▼ Скачать + Заказать документы
Подгрупповое занятие по автоматизации звука [Ш].
ФФНР, ФНР, легкая степень псевдобульбарной дизартрии.
Тема: «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях»
Цели:
I. Коррекционно-образовательные
1. Автоматизировать правильное произношение звука в слогах, в словах, предложениях.
2. Учить точно и полно отвечать на вопросы
3. Закреплять знания об артикуляционных особенностях звука [ш].
II. Коррекционно-развивающие
1. Развитие внимание.
Публикация «Конспект подгруппового занятия по теме: Автоматизация звука[Ш]» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
2. Развивать фонематический слух (умение определять наличие звука в слогах, словах, предложениях).
3. Учить определению наличия позиции звука [ш] в словах.
III. Коррекционно-воспитательные
1. Воспитывать положительное отношение к занятию.
2. Воспитывать навыки самоконтроля, самостоятельности.
Оборудование: картинка «Змейка», картинки для артикуляционной
гимнастики, счетные палочки.
Ход занятия:
1. Организационный момент - Здравствуйте ребята! Сегодня к нам на занятие пришел необычный гость. Я загадаю о нем загадку, а вы попробуйте догадаться, кто это? Слушайте внимательно:
Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел. ( ответ: змея)
- Правильно, это змея. А зовут её Пуша. Ну, что нравится вам наша гостья? Пуша очень любит шипеть и поэтому хочет помочь вам правильно произносить звук [ш].
2. Развитие пальцевой моторики. Но сначала давайте разомнем наши пальчики.
«Засолка капусты».
Резкие движения кистями вверх и вниз. Движения пальцев, имитирующие посыпание солью из щепотки. Интенсивно сжимать пальцы обеих рук в кулаки.
Мы капусту рубим,
Мы морковку трем,
Мы капусту солим,
Мы капусту жмем.
«Зайцы».
Указательный и средний пальцы правой руки вверх, остальные выпрямить и соединить. Ладонь правой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены. Ладонь левой руки вертикально вверх, пальцы широко расставле-ны. Указательный и средний пальцы вверх, остальные выпрямить и соединить.
Скачет зайка косой.
Под высокой сосной.
Под другою сосной
Скачет зайка второй.
2. Артикуляционная гимнастика - Но сначала нужно подготовить наш язычок. Давайте покажем Пуше, какие упражнения для этого нужно выполнить.
Упражнение «Лопатка» : Язык лопаткой положи.
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счё т его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.
Упражнение «Накажем непослушный язык» :
На губу язык клади,
«Пя-пя-пя» произноси,
Мышцы расслабляются.
Лопатка получается,.
Ты под счет её держи.
До пяти. до десяти.
Упражнение «Улыбка»
Упражнение «Иголочка» : Улыбаюсь: вот шутник –
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.
Чередовать «Лопаточка» и «Иголочка» (широкий и узкий язык).
Упражнение «Вкусное варенье» : Ох, и вкусное варенье!
Жаль осталось на губе –
Язычок я подниму
И остатки оближу.
Упражнение «Чашечка» : Любим пить мы крепкий чай,
Ну-ка, чашку подставляй!
Упражнение «Качели» : На качелях я качаюсь:
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Я до крыши поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.
Упражнение «Чашечка» и выдох на кончик языка.
Упражнение «Чистим зубки» : Чищу зубы,
Чищу зубы
И снаружи.
И внутри.
Не болели,
Не темнели,
Не желтели чтоб они.
3. Анализ артикуляции звука - Произнесем звук [ш] со змейкой.
- Где стоит язык, как располагаются губы и зубы? (Описание детьми артикуляции звука).
Когда мы произносим звук Ш - губы выдвинуты вперед - рупором; зубы чуть-чуть приоткрыты; язык поднят вверх и образует щель с передней частью твердого неба; Язык как чашечка, воздух идет по середине языка. При произ-несении звука ш, воздух, который мы выдыхаем - теплый.
4. Характеристика звука - Давайте вспомним какой звук [ш]?
(Звук [ш] – согласный, всегда твёрдый, глухой, шипящий).
- Почему согласный? (есть преграда).
- Почему твёрдый? (произносим строго).
- Приложите руку к горлу и определите, звонкий он или глухой.
- Глухой (произносим без голоса).
5. Соотнесение звука [ш] с буквой «Ш» - На письме звук [ш] обозначается буквой «Ш». Звук – это то, что мы слышим и произносим, а буква – это то, что мы видим и пишем. Посмотрите на картинку. Это буква «Ш». Давайте вместе выложим букву «Ш» на столе из палочек.
Змея шипит, шипит, шипит,
Полгода учит алфавит.
Для шипенья хороша
В алфавите буква Ша.
6. Развитие фонематических процессов - Хлопайте в ладоши, когда услышите слово со звуком [ш] :
ослик, ландыш, шайба, майка, уши, лиса, клавиши, вишенка, мимоза, стол, рыба, шут.
- А теперь определите, где стоит звук [ш] в слове – в начале, середине, или в конце:
шут, карандаш, шахматы, ландыш, душ, камыш, уши, шина, малыш.
7. Закрепление звука в слогах - Пуша умеет прекрасно шипеть. И для этого она придумала слоговые шипелки. Слушайте очень внимательно и повторяйте шипелки вместе со змейкой. При этом старайтесь говорить правильно.
Ши-ши-ши – у нас дома (малыши)
Уш-уш-уш – я приму горячий … (душ)
Аш-аш-аш – это красный … (карандаш)
Ша-ша-ша – мама моет … (малыша)
Шок-шок-шок – разбудил нас … (петушок)
Шина-шина-шина – у папы новая … (машина)
Ушка-ушка-ушка – пуховая … (подушка)
8. Физминутка - Давайте немного отдохнем. Послушайте стишок и по-вторяйте движения за мной.
Мы шагаем, мы шагаем,
Выше ноги поднимаем,
Влево шаг —. (вправо) шаг,
Шаг вперёд — шаг. (назад).
Мы шагаем, мы шагаем,
Ноги дружно поднимаем.
Шаг немножко замедляем,
Постепенно. (ускоряем).
Сейчас быстро мы пойдём,
Затем. (медленно) идём.
Руки вверх мы поднимаем,
Потом. (вниз) их. (опускаем).
Мы шагаем, мы шагаем,
И антонимы мы знаем.
9. Закрепление звука в словах - Пуша очень любит сочинять стихи. А чтобы ей было легче, подскажи ей последние слова.
Прицепившись к задней шине
Мишка едет на (машине).
И шалить без передышки
целый день могли ….(мартышки).
Уронила белка шишку,
шишка стукнула…. (мартышку).
Будут кушать малыши
Суп молочный из … (лапши).
Молока налили в плошку,
«Кис-кис-кис», - позвали… (кошку).
Любопытные мартышки
Собирают с елок… (шишки).
Наша Мурка спит и слышит,
Как в углу скребутся… (мыши).
Ложится спать, кряхтя, старушка,
Кладет под голову … (подушку).
В день рождения Петрушке
Купили новые. (игрушки)
10. Закрепление звука в предложениях А еще змейка принесла с собой интересные картинки, давайте рассмотрим их. Расскажите, что изображено на этой картинке? Мышка убегает от кошки. У Миши шишка на макушке. Кошка катает катушку.
- А сейчас я буду говорить предложения, а вы повторяйте за мной
В шахматах не хватает пешки. У бабушки в шкатулке много катушек. Швея шьет на машине. У Миши шлем. Машины штаны надо штопать. Маша нашла в мешке шпагат. Маша, ешь кашу. Миша пойдет в душ. Малыш нашел ландыш. У кошки ушки на макушке.
11. Итог занятия - Нам пора прощаться с Пушей. Вы сегодня хорошо занимались. Пуше тоже понравилось, как вы говорили и выполняли задания.
- А над каким звуком мы сегодня работали?
- В каком положении находятся губы, зубы, язык?
- Воздушная струя теплая или холодная?
- Звук [ш] – гласный или согласный, глухой или звонкий, твердый или мягкий?
Пуша дарит вам шарики! Спасибо за работу!
12. Домашнее задание Гимнастика:
1) для губ: «рупор» : вытянуть губы вперед, так, чтобы были видны зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5;
2) для языка: «лопата» : открыть рот, положить широкий язык так, чтобы нижнюю губу не было видно. Удерживать в таком положении под сет от 1 до 5;
3) «чашечка» : улыбнуться, открыть рот, высунуть язык «лопатой» и поднять края языка вверх так, чтобы получилась форма «чашечки». Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.
Выучить: Тише, мыши, тише, мыши!
Кот сидит на нашей крыше.