ТРУСОВА ИРИНА
Конспект занятия по сенсорике «Осязание. Одинаковый на ощупь»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование познавательно-исследовательской деятельности детей.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить на основе сравнения и практических тренировок различать и изображать различные осязательные ощущения человека.
2. Учить определять название различных свойств материала, устанавливать отношения между материалом и его ощущением.
3. Работать над умением определять название различных осязательных ощущений, опираясь на тактильные ощущения, то есть формировать осязательное восприятие.
Развивающие:
- формировать умение понимать учебную задачу и точно её выполнять.
Публикация «Конспект занятия по сенсорике „Осязание, Одинаковый на ощупь“» размещена в разделах
- учить точно выполнять инструкции воспитателя, повторять движения за взрослым, развивать общую моторику.
- формировать связь «предмет-образ-слово», развивать логическое мышление, наблюдательность, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
-формировать положительный настрой.
Коррекционно-речевые:
-обогащать словарный запас по теме занятия (мягкий, шероховатый, твердый, колючий, гладкий, пушистый и т. д.).
.Материал к занятию :
1. Демонстрационный: образцы различных на ощупь материалов (гладкий кафель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель, наклеенные на картон,мягкая игрушка мышки, льняной платок, хлопчатобумажный мешочек.
НОД:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок-не высок. Интересно, кто в этом домике живет?
Потрясите домик, заглянуть в окошки. Затем просуьте палец в окно или дверь и сразу же его отдерните.
Там кто-то кусается?
Еще раз попытаться просунуть палец, сделать вид, что снова кто-то его кусает. Предложить просунуть пальчик детям.
Может быть там мышонок? Тогда попробуем его угостить кусочком сыра.
Поднести кусочек сыра к домику. Оттуда появляется мышонок с мешочком. Дети здоровуются с ним. Мышонок поднимается по руке одного из детей.
Мышонок:
Вот приходит мышка в гости,
Нацепила бант на хвостик.
Динь, динь, донна, донна,
А сегодня Нина дома? Тянет ребенка за мочку уха.
Затем игра повторяется с другим ребенком.
Мышка: Ребята, смотрите, что у меня есть! Показать мешочек (в мешочек приготовить по паре образчиков материалов, наклеянные на листы картона и явно отличающихся на ощупь (гладкий кафель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель, вата, наждачная бумага, пошуметь содержимым-что там? Показать, что в мешочке, которым трясли, много разных квадратиков.
Дать каждому ребенку поиграть с квадратиками, ощупать их. Поговорите с детьми о различных свойствах материалов: твердые они или мягкие, гладкие или шершавые, колючие или пушистые.
Сравнивание поверхности между собой и окружающими предметами: пушистый, как снег, а вы как думаете?. колючий как? (ежик, елочка, цветок) гладкий как? (мамина ладошка, лед, стекло, кафель, мягкий как? (бархат, твердый как? линолеум.
Когда дети запомнят свои ощущения, возникающие при осязательном восприятии различных типов поверхностей, смешайте квадратики и дайте каждому ребенку по одному образцу. Смогут ли они подобрать пару для этого образца? Конечно, дети смогут ориентироваться не только с помощью осязательных ощущений, но и с помощью зрения.
Раскладывают материал парами на столе.
Физкультминутка.
Вышли мышки как-то раз Дети шагают на месте
Поглядеть, который час
Раз, два, три, четыре- Хлопают в ладоши
Мыши дернули за гири. Делают вид, будто дергают за гири.
Вдруг раздался страшный звон- Громко топают ногами
Убежали мышки вон. Мышки разбигаются и занимают свои места
Мышка: Ребята, смотрите кто-то навел беспорядок на столе. Наверно здесь побывал кот. Ох, уж этот кот! Некоторые квадратики остались на столе а другие спрятались вот в этом волшебном мешочке, давайте посмотрим что там такое.
Игра «Волшебный мешочек»
Каждому ребенку раздается квадратик с материалом и он должен в мешочке на ощупь подобрать «двойников». Мышка с мешочком обходит каждого ребенка. В данном случае ребенок будет ориентироваться, целиком опираясь на осязательное восприятие.
Давая это задание, попросите детей называть свойства материалов: твердый, мягкий, гладкий, шершавый, колючий, пушистый.
Воспитатель: Ребята, а теперь мышке пора домой в свою лесную норку. Давайте её проводим до леса.
Дыхательная гимнастика.
Воспитатель предлагает детям изобразить деревья и листочки на них, которые качает ветерок. Дует легкий ветерок, листочки слегка шевелятся (взрослый и дети делают глубокий вдох и длительный выдох). Имитируя легкое дуновение ветра, дети слегка шевелят пальцами.
А теперь ветер становится сильнее (вдох становиться еще глубже, а выдох сильнее). Сильный ветер уже не просто шевелит листья, а качает деревья (делаем наклоны туловищем).
Затем взрослый читает стихотворение, а дети повторяют движения и гласные звуки.
Осенние листочки на ветках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый: «А-а-а»; рябиновый: «И-и-и»;
Березовый: «О-о-о»; дубовый: «У-у-у».
Итог занятия.
Что вы запомнили? Что вам понравилось?
Дети вспоминают, о чем говорилось на занятии, рассказывают, чему они научились, что им особенно понравилось, и они запомнили.