Оксана Плотникова
Конспект по развитию речи в подготовительной логопедической группе: «Сочиняем сказку».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие монологической речи в процессе составления творческого рассказа.
Задачи.
Образовательные:
1. Уточнить и обогатить знания детей об устном народном творчестве.
2. Учить придумывать содержание знакомой сказки, опираясь на обстоятельства, предложенные воспитателем, содержательно и эмоционально рассказывать её, используя выразительные средства, традиции начала сказки и окончания.
Публикация «Конспект по развитию речи в подготовительной логопедической группе: „Сочиняем сказку“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Сочиняем сказку
- Темочки
3. Учить рассказывать сказку с помощью мнемотаблицы.
Развивающие :
1. Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память.
2. Развивать интонационно выразительную речь, логическое и образное мышление;
3. Развитие координацию движений рук и мелкой моторики пальцев рук.
Коррекционно - воспитательные:
1. Воспитывать любовь к сказкам, доброжелательное и корректное отношение друг к другу, прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.
2. Воспитывать интерес к театрализованной деятельности.
Оборудование:
Мнемотаблица к сказке, конверт для сюрпризного момента, маски.
Контурное большое изображение колобка.
Предварительная работа.
Показ сказки РНС «Колобок» (настольный театр). Дидактические игры: "Чего не стало", "Узнай по описанию". Викторина: «Знаешь ли ты сказки?», «Скажи наоборот», разучивание пальчиковой гимнастики и физминутки.
Ход занятия:
В: - Ребята, сегодня к нам пришло много гостей. Давайте поздороваемся с гостями и подарим им свои улыбки. А теперь улыбнитесь друг другу.
В: Ребята вы любите сказки?
В: А что происходит в сказках?
В: А кто же сказки сочиняет?
В: Как называются сказки, которые сочиняет народ?
В: Какие русские народные сказки вы знаете?
В: А давайте все вместе, дружно, чтобы не перебивать друг друга вспомним знакомые нам сказки. Приготовили свои ручки:
Пальчиковая гимнастика: «Любимые сказки».
(Дети поочерёдно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши).
Будем пальчики считать.
Будем сказки называть :
Рукавичка, теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, волк-лиса.
Не забудем Сивку – Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем.
Знаем волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
В:- А вы хотите быть сказочниками? Сегодня мы будем сочинять сказку. Вы знаете, что любая сказка начинается зачином. Кто мне подскажет, как? (Жили-были, как - то раз, однажды в тридевятом царстве). Сказки всегда имеют развязку – какое-то событие, когда что-то происходит с героями. Каждая сказка имеет, как и начало, так и конец. А чему учат нас сказки? (Быть добрыми, бесстрашными, честными, помогать старшим, заботиться о малышах, поступать справедливо). Ой, ребята, я совсем забыла. Когда я сегодня пришла в детский сад, то у нас в группе обнаружила конверт. А вот куда убрала его не помню. Вы не видели его? Давайте все вместе поищем. Да вот же он.
А конвертик не простой,
Он волшебный – вот какой!
(воспитатель открывает конверт)
Буду с вами я играть.
Сказку надо вам узнать.
Наш герой не любит кушать,
Лихо песенку поёт,
Каждого заставит слушать,
Вокруг пальца обведёт.
Покатился – нет и следа,
У него румяный бок.
Обманул он бабу, деда…
Кто же это? (Колобок.)
- Правильно, Колобок. Вот он какой. (Показывает изображение колобка) .
- Вы помните сказку про колобка? Как начинается сказка? (Жили-были дед и баба). Кончается она как? (Лиса съела колобка).
- Правильно. Давайте вернемся на начало сказки. Как вы думаете, что с дедом и бабой случилось, когда от них убежал колобок? (Дед и баба стали грустными. Дед остался голодным). Какая это сказка грустная или весёлая?
- Как же нам помочь деду и бабушке? (Надо испечь новый колобок) .
- Предлагаю вам сочинить сказку про то, как дед и баба испекли нового колобка.
Дети садятся на ковёр.
С чего начнем сказку? (Жили-были дед и баба).
- Что произошло дальше? (Дед попросил бабу испечь ему колобок) .
Баба замесила тесто на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и поставила… (На окошко) .
- Колобок оттуда может убежать. Куда поставим колобка? (На стол) .
Вызванный ребенок вставляет карточки с изображением колобка и стола:
- И когда колобок испекся, баба поставила его на стол остудиться. Сидел, сидел колобок и … (и стало ему скучно) .
Воспитатель рисует грустного колобка.
- Что же решил колобок? (Пойти в лес) .
- Рано утром, когда дед и баба спали, он вышел из дому и побежал по тропинке в лес. Воспитатель рисует три ёлочки. И мы с вами пойдем по тропинке в лес за колобком. А чтобы нам было не скучно, давайте поиграем
Физкультминутка: «Это тоже я могу».
(Дети повторяют движения воспитателя, сопровождая их словами: «Это тоже я могу».
- Кто, скажите, может, дети, повторить движенья эти?
- Руки вверх я подниму. - Это тоже я могу!
- Вправо-влево разведу. - Это тоже я могу!
- И, как птица, полечу. - Это тоже я могу!
- Головою поверчу. - Это тоже я могу!
- А потом, присяду, встану, и не сколько не устану.
- Это тоже я могу!
- Я попрыгаю немного. - Это тоже я могу!
- И пешком пойду в дорогу. - Это тоже я могу!
- Если надо побегу. - Это тоже я могу!
- Всё на свете я могу!
- Прогулялись по лесной тропинке. Давайте сядем и отдохнем.
Гимнастика для глаз:
Сомкнули глазки.
Открываем глазки – раз,
А зажмуриваем – два.
Раз, два, три, четыре,
Раскрываем глазки шире
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули.
- Как вы думаете, кого встретил колобок, когда побежал по тропинке? (Зайца)
Воспитатель рисует зайца и спрашивает: - Шел, шел колобок и встретил зайца. Ребята, а заяц какой? Что сказал заяц колобку? («Колобок, колобок, я тебя съем.) Что ответил на это колобок? (Не ешь меня заяц, давай лучше дружить с тобой). Заяц обрадовался и пошли они дальше в лес по тропинке.
- Кого потом увидел колобок? (Волка). Волк какой? Что сказал волк колобку? («Колобок, колобок, я тебя съем.) Что ответил на это колобок? (Не ешь меня волк, давай лучше дружить с тобой). Волк обрадовался и пошли они дальше в лес по тропинке. Шли, шли они по тропинке и увидели кого? (Медведя). А медведь какой? Что сказал медведь колобку? («Колобок, колобок, я тебя съем.) Что ответил на это колобок? (Не ешь меня медведь, давай лучше дружить с тобой). Медведь обрадовался и пошли они дальше в лес по тропинке.
- Шли, шли и встретил лису.
- Колобок, колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня лиса. А лучше скажи, ты не видела моего братца Колобка? Он убежал в лес и пропал.
- Нет, не видела. Колобок, Колобок, сядь ко мне на носок да посмотри вокруг, может увидишь его где-нибудь.
- Нет, лиса, я боюсь высоты.
- А твой братец был смелый, он сел на мой носок и песенку спел, а потом я его съела. Я и тебя съем.
- Как же нам спасти колобка? Кто ему поможет? (Его друзья). Сказки всегда имеют кульминацию, развязку; какое-то событие, когда что-то происходит с героями. Сказка наша заканчивается. Заревел медведь, волк завыл страшным голосом и прогнала лису. Проводили они колобка домой к деду и бабке, а колобку сказали : «Никогда не ходи один в лес. А то потеряешься, или тебя съедят». Обрадовались дед и бабка стали жить поживать, да добра наживать. Ребята, а как мы назовём свою сказку? Я вам предлагаю назвать её «Как колобок друзей нашёл». Дети, вам понравилось быть сказочниками? (Ответы детей). А теперь я вам предлагаю показать нашу сказку гостям. Прежде всего нужно распределить роли между артистами. А чтобы было всё по честному я буду загадывать вам загадки, а вы отгадывать их. Кто назовёт героя правильно, тот и будет этим героем. Договорились? Молодцы! Интересная у нас получилась сказка. А скажите мне ребята, что можно делать со сказкой? Сказку можно сочинить, нарисовать, показать. Люди издают для нас вот такие замечательные, красочные книги. Посмотрите, все изображения персонажей нашей сказки черно-белые. Предлагаю вам немного отдохнуть и разукрасить к персонажей цветными карандашами, чтобы и наша сказка стала красивой и яркой. Вспомните, какой окрас наших животных, какого цвета наш колобок.
Заключительная часть.
Ребята, увидеть сказки, побывать в сказках, так приятно, правда? И завершить своё путешествие в сказку я хочу вот такими словами:
Чтобы сказки не обидеть,
Надо их почаще видеть,
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть.
Давайте попрощаемся с нашими гостями и пойдём отдыхать.