Алина Степанова
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Сказки Смоленского края»
Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста со сказками Смоленского края.
Задачи:
1. Образовательные:
• Познакомить детей с произведениями родного края;
• Познакомить детей с писателями-земляками;
• Закрепить знания детей о символике города Смоленска;
• Познакомить детей с этнографом Владимиром Николаевичем Добровольским;
• Познакомить детей с писателем Шурыгиным Василием Федоровичем;
• Пополнить знания детей о сказочном жанре.
2. Развивающие:
• Развивать связную и грамотную речь;
• Развивать способность воспринимать художественную культуру;
• Развивать эмоциональную реакцию на художественные произведения;
• Развивать способность точно и правильно отвечать на заданные вопросы.
3. Воспитывающие:
• Воспитывать интерес к художественной литературе родного края;
• Воспитывать любовь к родному краю и к творчеству писателей-земляков через знакомство со сказками.
Оборудование: голубое покрывало; фотографии: В. Н. Добровольского, В. Ш. Федоровича, «Жар-птицы», герба Смоленского края; музыкальное оборудование, книжки со сказками, книга «Сказки Смоленского края».
Возраст: 5-6 лет
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Ход НОД
«Сказки, как старые друзья, их надо навещать время от времени.»
Джордж Мартин
1. Вводная часть (1-2 мин.)
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на ковёр, у меня для вас есть кое-что очень-очень интересное! Но сперва настроимся с вами на работу.
Играет припев песни из м/ф «Крошка енот» - «Улыбка». Дети повторяют движения за воспитателем.
2. Основная часть (20-22 мин)
Воспитатель: Ребята, скажите, а что это у меня в руках?
Воспитатель держит в руке и поднимает вверх детские книжки со сказками.
Воспитатель: Верно, это уже знакомые нам с вами сказки. А вы любите сказки? А какая ваша самая любимая сказка?
Воспитатель: Много вы сказок знаете, молодцы. А кто пишет сказки, знаете?
Воспитатель: Какие вы умнички, всё знаете!
Воспитатель: А теперь скажите мне, пожалуйста, в каком городе мы живём? Верно, в Смоленске. А знаете ли вы, что были писатели нашего с вами края, которые тоже писали чудесные сказки для таких деток, как вы? Я хочу вас познакомить с этими великими людьми, интересно? Тогда приступаем!
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Неужели гости к нам пришли, послушать про сказки?
Воспитатель: Заходите, гости дорогие!
В группу вбегает девушка в древнерусском наряде.
Девушка: Ох ты, здравствуйте мальчишки, здравствуйте девчонки! Я мимо проходила и услышала, что вы тут о сказках болтаете, так я все про них знаю, давайте вам поведаю!
Воспитатель: И о писателях знаешь наших?
Девушка: Конечно знаю, о них тоже расскажу!
Воспитатель: Хорошо, слушаем тебя.
Девушка: Я же не представилась. Меня звать Марфуша можно, жительница мира сказок, как чуяла, что не зря сегодня в городе была.
Марфуша: Не дело это рассказывать про сказки просто в саду, давайте сами в сказку перенесёмся.
Приём "Волшебное покрывало".
Чтобы попасть в сказку детям предлагается сесть на покрывало голубого цвета, расстеленное на полу – это волшебное облако, оно перенесет детей в сказку, пока звучит "волшебная музыка".
Марфуша: Вот теперь мы готовы. Ребята, сказки, рожденные на смоленской земле, были записаны В. Н. Добровольским, писателем В. Ф. Шурыгиным и другими людьми. Эти сказки сохранили особенность нашего края, его неповторимое многообразие и даже говор!
Марфуша: Для того, чтобы вы с вами могли прочесть сказки, чтобы они сохранились на письме сначала Владимиром Добровольским была проделана огромная работа! Он ездил по деревням и селам – слушал и записывал сказки. На это ему понадобилось очень много лет. Затем писатель Василий Шурыгин записал эту огромную работу.
Марфуша: И вот, благодаря проделанной работе, я могу в руках держать эту прекрасную книгу под названием «Сказки Смоленского края». В книге собрано небольшие количество сказок, а именно 31, все они очень и интересные, и необычные. Сегодня я предлагаю вам познакомиться с одной из сказок из этой книги – сказкой «Жар-птица».
Чтение детям сказки «Жар-птица», на фоне тихо играет спокойная музыка.
Марфуша: Ну что, понравилась сказка вам? И мне тоже она очень нравится! А давайте мы тоже с вами побудем «Жар-птицей»? Вставайте рядом со мной.
Птица-жар летела гордо, облетая города,
Хвост прекрасный струйкой словно развивался в небеса,
«Что за дивная ты птица?», - говорил честной народ,
А прекрасная жар-птица птица сказочных пород.
Полюбуйтесь ей скорей, в мире нет ее светлей.
Марфуша: Спасибо вам, ребята, у меня еще не было таких внимательных слушателей. Приходите еще в гости, почитаю вам сказки нашего края! Присаживайтесь поудобнее, отправляю вас обратно в группу.
Играет музыка, дети сидят на голубом покрывале.
Воспитатель: С возвращением, ребята! Мы уже вас потерять успели.
Воспитатель: Понравилось вам в гостях? Будем еще слушать сказки? Отлично!
Воспитатель: Ребята, а про кого вы сегодня сказу слушали? А знаете ли вы, что Жар-птица на гербе нашего города красуется. Посмотрите! Вот какая красавица.
Воспитатель демонстрирует фотографию герба города Смоленска.
3. Заключительная часть (1-2 мин.)
Воспитатель: Ну что, ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? А как зовут писателей нашего края? А кто изображен на гербе нашего города? Понравились вам сказки нашего края, будем еще их читать? Спасибо, вы большие молодцы.
Список используемой литературы:
1. Ирина Г. «Вхождение в сказку или игровые мотивации» – ссылка;
2. Мейлун Н. «Сказки Смоленского края». Познавательная беседа для старших дошкольников. – ссылка.
3. Нугаева Н. С. «Сказочные физминутки» – ссылка;
4. Стихи о сказках и героях – ссылка;
5. Учебно-методический комплекс «Литература Смоленского края» – ссылка;