Светлана Щербак
Конспект занятия по ПДД «Велосипед» для 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомить детей с историй создания велосипеда. Расширять знания о средствах передвижения. Уточнять привила безопасности велосипедиста. Развивать слуховое внимание, восприятие. Воспитывать желание соблюдать правила безопасности.
Активизация словаря. Седок, велосипедист, руль, рама, изобретатель.
Материал. Иллюстрации из истории велосипеда, самокаты, карточки «чего не должно быть», детская коляска, велосипед.
Ход занятия.
I. Психогимнастика.
Публикация «Конспект занятия по ПДД „Велосипед“ для 6–7 лет» размещена в разделах
- Велосипед. Все о велосипедах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Подготовительная группа
- Темочки
1 «Четыре стихии» На слова» земля» - опустить руки вниз, на слова «вода» - вытянуть руки вперед. «Воздух» - поднять руки вверх,»огонь» - вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.
2. «Чашечка» Рот широко открыт, передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаться зубов: «Рот открывай, чашку доставай»
3. Пальчиковая гимнастика «Мы считаем».
Можно пальчики считать: Поочередно разгибать пальцы правой руки (затем левой, начиная с мизинца.
Раз, два, три, четыре, пять.
На другой руке - опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
II. Беседа.
Педагог. Отгадайте загадку.
Этот конь не ест овса. Вместо – ног два колеса,
Сядь на нем и мчись на нем!
Только лучше правь рулем!
У загадки ест ответ:
Это мой …
Дети. Велосипед.
Педагог. И какой же мальчишка не любит велосипед? Нет такого мальчишки. Велосипед - лучшее подарок. Велосипед – мечта. Велосипед - лучшее средство передвижения. Кстати взрослые тоже считают его удобным видом транспорта. И древним, Это доказано историей изобретения велосипеда. Об этом я вам сегодня расскажут. История нашего велосипеда начинается с глубокого древнего самоката на двух колесах (показывает иллюстрации). Он был слишком тяжел и неудобен, а совершенствовать его тогда не могли. Потом появился не самокат, а «бегунок» как его тогда называли. Сидящий верхом на «бегунке» человек попеременно отталкивался от земли ногами, как бы бежал. Руля у «бегунка» не было; чтобы повернуть нужно было наклониться в ту или иную сторону, часто при этом человек терял равновесие и валился набок вместе со своим деревянным конем (показывает иллюстрации). Затем изобрели первый велосипедный руль. «Бегунок» стало легко поворачивать в нужную сторону. Мастера украшали эти первые велосипеды резными лошадиными головами, хвостами, приделывали кожаные седла (показывает иллюстрации). Давайте покажем, как можно было кататься на «Бегунке» (показывает движения).
Потом приделали велосипеду третье колесо, чтобы было устойчивее, и стали продавать такие велосипеды для детей. Так появился хорошо знакомый вам трехколесный велосипед. Только сначала он был деревянным, железо было слишком дорогим материалом.
У железного велосипеда колеса были деревянные, только обтянуты толстым железом, шинами. Зато рама была выкована из квадратного железного бруса. При поворотах надо было заранее поднимать ногу, иначе колесо ударяло седока под колено. Чтобы меньше трясло, седло прикрепили не прямо к раме, а к изогнутой железной пластине, вроде рессоры. Велосипед получил прозвище «костотряс». Измученный тряской и непосильным трудом, велосипедист часто слезал с» железного коня» и вел его «на поводу», чтобы немного передохнуть.
И все же «костотряс» был уже не деревянной самоделкой, а машиной, которую стали изготавливать на заводах. Здесь инженеры занялись его усовершенствованием. В течение нескольких лет «косотряс»» получил (показывает иллюстрации). Резиновые шины, легкие колеса легкую раму из стального прута. Новый велосипед напоминал паука на высоких и тонких ногах. И прозвали эти велосипеды «пауками». Даже самые долговязые велосипедисты престали доставать до педалей ногами. Нелегко было взгромоздиться на эту машину, зато ехать на ней можно было очень быстро.
И вот однажды в конце XIX века в Москве были устроены необыкновенные скачки. Несколько казаков на резвых конях скакали наперегонки с велосипедистами. Сначала казаки вырвались вперед,но вскоре велосипедисты стали их настигать, все более раскручивая педали своих «пауков». Казаки своих коней гиканьем и свистом, погоняли их хлыстами и шпорами. Бока коней потемнели от пота, глаза налились кровью. пена клочьями летела с удил. Но велосипедисты не отставали, через каждые две версты казаков ждала подмена 6 новые всадники на своих лошадях. Скачущую лошадь не догонит бегущий бегун. А тут человек обогнал лошадь. Правда, он ехал на машине, но ведь эта машина не имела мотора,не имела не какого другого двигателя. кроме сам ого человек.
Получилось, что стоит человеку влезть на колесо с тонкими спицами и начать крутить его ногами – и сила его как бы увеличивалась в несколько раз. Недаром появилось название «велосипед» : по- латыни «веласе» - быстрый, а «педес» - ноги. Попробуем и мы с вами понять,почему все-таки велосипед делает человека таким быстроногим?
(Дети рассуждают)
Педагог. Ответ на этот вопрос будет неожиданным: потому что мы плохо бегаем. Ведь бег – это ряд прыжков, следящим один за другим. Вот мы оттолкнулись левой ногой. Прыгнули, опустились на правую ногу, снова прыгнули. Каждый шаг бегуна вперед - это тоже время прыжков вверх.
Хотите в этом убедиться?
Давайте попробуем двигать детскую коляску так, как движется бегущий человек (прикладом шаге приподнимать ее, потом переносить вперед и снова ставить)
(Дети проводят опыт)
Педагог. Конечно же, такой способ никуда не годиться. У коляски есть колеса, и гораздо лучше ее катить. Тогда вся сила уходит на движение вперед. А современный легкий велосипед на шариковых подшипниках облегчает движение в четыре раза. Вот по этому велосипедист и обгоняет скачущую лошадь. Ведь лошадь тоже движется прыжком. Можно считать, что эта машина уже усложнилась. Давно умерли ее изобретатели, а велосипед все живёт и приносит радость сотням миллионов людей во всем мире. На велосипеде катит Сельский почтальон, едут колхозники работать в поле и на ферму, родители везут малышей, посадив их специальное креслице. А дети сами разъезжают на велосипеде : сначала на трехколесном, потом на маленько двухколёсном, потом на подростковом.
III. Игра «Экзамены в штабе «Светофор»
Ведущий (педагог) держит в руках жезл для регулирования дорожного движения. Он подходит к кому -то из участников игры и передает ему жезл. В ответ назвать правила поведения велосипедиста на улице. Услышав неправильный ответ,ведущий передает жезл другому участнику игры,и тот называет правило. Поэтому все должны внимательно слушать друг друга. И конечно выполнять все правила
Правила для велосипедистов :
Ездить на велосипеде только тем, кому исполнилось 14 лет.
Ехать по улице только на расстоянии не более 1 метра от тротуара и обочины.
Поворачивать влево (вправо) лишь на перекрестке той улицы, по которой едут машины в один ряд.
Велосипед должен быть в полной исправности, иметь звонок, надежный тормоз, руль.
Велосипедисту строго воспрещается :
1. Кататься вдвоем на одном велосипеде.
2. Ездить на велосипеде, держась за руль одной рукой или вообще не держась за руль.
3. Цепляться за борт едущего автомобиля.
4. С большой осторожностью объезжайте стоящий у тротуара автомобиль.
Вопросы к детям:
Почему опасно ездить на не исправном велосипеде?
Почему опасно ездить на велосипеде, не держась за руль?
Почему нельзя прицепляться к автомобилю?
Детям, правильно назвавшим правила, вручаться «водительские удостоверения»