Лариса Бурмистрова
Конспект познавательного занятия по ознакомлению с природой в детском саду «Осадки»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель Бурмистрова Лариса Викторовна.
Конспект по ознакомлению с природой в детском саду.
Раздел: Познание.
Тема: «Осадки».
Возраст: Старшая группа.
Программное содержание:
- расширять знания детей об осадках (дождь, град, снег);
- познакомить с образованием осадков;
- развивать у детей внимание, память, мышление, познавательный интерес;
Публикация «Конспект познавательного занятия по ознакомлению с природой в детском саду „Осадки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Погода и природные явления
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
- воспитывать любознательность, интерес к природе, позитивное отношение к занятию;
Материал: флэшка с иллюстрациями, телевизор или экран (для демонстрации иллюстраций), сосуд с кипящей водой, крышка, подтаивающий лед в тарелке, полоски для выкладывание снежинок.
Словарная работа: «Осадки».
Связь с другими занятиями и видами деятельности: наблюдения на прогулках, экскурсиях, НОД: рисование, аппликация, рассматривание иллюстраций, фотографий, изображающих природу.
Методика проведения:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки:
1. Меня частенько просят, ждут,
А только покажусь-
Так прятаться начнут. (Дождь, после ответов детей, показ иллюстрации).
2. Зимой в поле лежал,
А весной в реку побежал. (Снег, показ).
3. Рассыпался горох
На семьдесят дорог:
Никто его не подберет. (Град, показ).
- Молодцы, все загадки отгадали. Ребята, а кто из вас знает, как можно назвать дождь, снег, град одним словом? (Ответы детей).
- Правильно, ребята это осадки. Осадки это вода в жидком состоянии (дождь) или в твердом состоянии (град, снег). Осадки выпадают из облаков и остаются на земле.
- Ребята, давайте сегодня поговорим об осадках, что это такое, как они образуются.
- Вспомните наш цветик-годовик, какое сейчас время года?
- Правильно ребята, осенью начинает холодать, листья с деревьев опадают.
- Как вы думаете, какие осадки идут осенью?
- Правильно, осенью часто идут дожди.
- Когда еще идут дожди? (летом, весной, редко зимой).
- Ребята, а вы знаете, что такое дождь? Откуда он берется?
- Правильно, дождь это вода. А откуда вода берется, я вам сейчас расскажу.
- На нашей земле много воды. Где ее мы можем увидеть. Правильно, вода есть в реках, морях, озерах (показ иллюстраций с водоемами). Ребята, но вода постоянно испаряется – это значит, он превращается в пар и поднимается высоко – высоко в небо, где облака.
- Как же она попадает на такую высоту? И что происходит там с паром? Посмотрите (провожу опыт).
Опыт: Держу крышку над горячей водой, через некоторое время на крышке появляются капельки воды.
- Ребята посмотрите на крышку. Что вы на ней видите? (капли воды). Как вы думаете, откуда она там взялась? (дети делают умозаключение).
- Правильно ребята, когда я держала крышку над паром, то он, поднимаясь вверх остывает и превращается в капельки воды. Тоже происходит в природе.
- Послушайте, как об этом сказано в книге писательницы Марины Гумилевской «Почему так бывает?» (показ пособия «Круговорот воды в природе»).
- «Солнце согревает воду в океане, в море, в реке, в любой луже. Вода испаряется кверху, туда, куда увлекают ее за собой теплые потоки воздуха. Поднимается все выше легкий водяной пар от нагретой солнцем земли, забирается он высоко туда, где постоянно даже в самый жаркий летний день очень холодно, как зимой, пар теплый, а когда он прикасается к холодному воздуху, то превращается в холодные капельки воды. Они легкие, как пух и отлично держаться в воздухе. Теплый воздух подбрасывает капельки еще выше, холодный тащит их вниз, так они и летают, крохотные путешественники, то вверх, то вниз, они танцуют, сливаются вместе, становятся крупнее. Их очень- очень много и все вместе они образуют облако. В верхней части облака капельки замерзают – там очень холодно, они превращаются в льдинки, растут, тяжелеют, вот они уже не могут держаться в облаке и падают вниз. А падая, тают, потому что внизу куда теплее, снова становятся капельками воды, сливаются вместе и на земле идет дождь».
- Ребята, а в какое время года идет град? Правильно весной, летом и осенью когда начинается похолодание. Что же такое град? (показываю схему)
- Да, ребята, водяной пар поднимается высоко в небо и превращается в капельки воды. Но когда начинается похолодание, капельки воды замерзают и получаются маленькие ледяные шарики, напоминающие горошины, они выпадают на землю в виде града.
- Так что же такое град? /Льдинки/ (Показываю лед в формочке, даю потрогать каждому ребенку)
- Ребята, посмотрите, что это? Как вы догадались?
Ребята, если расколоть этот кусочек льда на много-много маленьких кусочков, то получатся такие же градинки, только форма у них будет не такая круглая.
- Как вы думаете, что происходит с градинками, когда они попадают на землю? Правильно, они тают. Как вы думает, почему?
- Да, ребята, потому что град – это льдинки, а лед при теплой погоде тает.
- Ребята, а какие осадки идут зимой?
- Правильно, зимой идет снег. А откуда он берется? (показываю схему).
- Правильно ребята, высоко над землей, где очень холодно, особенно зимой, водяные пары не успевают перейти в воду, потому что сразу замерзают и превращаются в крохотные льдинки. Они малы, как пылинки. Это снежинки, они растут.
Если мороз не очень сильный, ледяные пылинки, попав в тучу, обрастают новыми иголочками, становятся все больше и больше принимают вид знакомых вам снежинок.
Посмотрите, какие бывают снежинки. (Показываю иллюстрации)
- Ребята, а кто-нибудь видел, как снег падает хлопьями? Отчего это зависит? Когда зимой погода мягкая, снежинки слетаются и образуют густые пушистые хлопья. Как поэтому называют снег? /Пушистым/.
- Ребята, вы когда-нибудь бегали по дорожке в ясный морозный день? Вы слышали, как снег скрипит под ногами? Как вы думаете, почему он скрипит?
- Это ломаются под ногами маленькие лучики холодных звездочек – снежинок. А так как ломается их сразу слишком много, мы слышим треск.
- Ребята, я сейчас вам раздам маленькие палочки, а вы попробуйте создать из них снежинки. (Показываю иллюстрацию).
- Молодцы, ребята, у вас получились красивые снежинки.
Физминутка: – Ребята, а теперь давайте немного разомнемся, покачаемся, как деревья осенью.
Ветер тихо клен качает
Вправо-влево наклоняет,
Раз наклон и два наклон
Зашумел листвою клен.
Д/и «Когда это бывает?»
А теперь, ребята, давайте поиграем с вами в игру, которая называется «Когда это бывает?»
- Я буду читать вам короткие стихотворения о каком-нибудь времени год, а вы должны будете его отгадать.
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает,
Когда это бывает?
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?
Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает,
Когда это бывает?
Тает снежок,
Ожил лужок,
Солнце припекает,
Когда это бывает?
- Ребята, с чем мы сегодня познакомились?
- Что нового узнали?
- Что вам понравилось?
- Молодцы, ребята, сегодня вы все были активные.