Получи документы

Конспект занятия по орксэ «Основы православной культуры»

Татьяна Данкина
Конспект занятия по орксэ «Основы православной культуры»
▼ Скачать +Заказ

Предмет:РКСЭ «Основы православной культуры»

Класс: 4.

Учитель: Данкина Т. В.

Школа: ГБОУ г. Москвы «Школа №667 имени Героя Советского Союза К. Я. Самсонова».

Тема: «Милосердие и сострадание»

Цель:

• Познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия, показать взаимосвязь понятий «милосердие», «ближний», «любовь к врагам».

Публикация «Конспект занятия по орксэ „Основы православной культуры“» размещена в разделах

• Формировать у учащихся понимание милосердия как «путь к радости», и сострадание как соединение с чужим страданием.

Задачи:

Обучающая: познакомить с лексическим значением слова «милосердие»; научить понимать христианское значение слова «ближний», «милостыня».

Развивающая:

• осознать суть христианского отношения к ближнему;

• понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам; развитие навыков учебного сотрудничества;

• осознание того, кто я, какими качествами я обладаю, что для меня приоритетно, какие личностные качества, черты характера нужно развивать;

• развитие моральной самооценки.

Воспитывающая: усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются. Подвести детей к желанию проявлять добродушие.

Ход урока

1. Организационный момент.

-Добрый день, дети!

Сегодня мы начнем необычно наш урок, а вы сумеете еще раз убедиться в том, что в жизни все связано: и науки, и события в жизни людей.

В математике есть задача на логику: «Два голубя сидели рядышком. Один смотрел на север, а другой смотрел на юг, но при этом один видел испачканные лапки своего соседа, а второй – зернышко в клюве у друга. Как такое могло быть? (Ответы детей).

Правильный ответ : голуби смотрели друг на друга.

Вот и мы с вами повернемся друг к другу, улыбнемся и начнем урок.

2. Мотивационный этап. Постановка темы урока.

Василий Сухомлинский

Карасик в аквариуме

У Петрика дома – маленький аквариум. Там живут золотые рыбки.

Петрик их кормит.

Однажды пошел Петрик к пруду. Поймал в мисочку маленького карасика. Принес домой и пустил в аквариум. Думает, что там карасику будет хорошо.

Дает Петрик еду рыбкам. Золотые рыбки едят, а карасик не ест.

Забился в уголочек на самое дно и сидит там.

– Почему это ты, карасик, не ешь? – спрашивает Петрик.

– Выпусти меня в пруд, – просит карасик, – а то я погибну здесь.

Выпустил Петрик карасика в пруд.

- Как вы оцениваете поступок мальчика?

О каком качестве человека говорится?

Да, ребята, в этом рассказе говорится о человеке с добрым сердцем, милым сердцем, которое милует, любит и жалеет. А какое сложное слова можно образовать от слов МИЛОЕ СЕРДЦЕ?

Сформулируйте тему урока.

Сегодня я приглашаю вас к разговору о милосердии – это и будет тема урока.

3. Актуальность темы.

А сейчас из предложенного перечня качеств человека, выберите те, которые вы бы хотели в большей степени видеть у себя:

б) забота

в) любовь

г) преданность

д) жесткость

е)жалость

Дети выбирают себе черту характера, объединяют пару и делятся своим мнением.

-А какими вы хотели бы видеть других людей вокруг себя? (ответы детей)

Задумайтесь, для чего рождается и живёт человек? (Чтобы делать добро)

К сожалению, все чаще мы видим в современной жизни совсем другое. Поэтому разговор у нас будет очень важный!

4. Постановка целей:

Прочитайте в учебнике вопросы, на которые нам предстоит ответить на уроке.

А как это слово -милосердие- возникло в русском языке и каково его современное значение?

Дети объединяются в группы и смотрят в толковом словаре понятие милосердие.

Какое слово упоминается в каждом объяснении? (сострадание)

Вывод: Так что же такое милосердие? Какому слову оно близко по значению? (сострадание)

5. Работа по учебнику стр. 42-44

Чтение про милосердие и дом милосердия.

- Почему доктор не согласился со священником?

- Что означает фраза священника «…я сказал эту глупость, это не я забыл о Христе. В ту минуту Христос забыл обо мне».

6. Работа над понятием милостыня.

А вы можете назвать одно из самых важных дел милосердия?

Продолжите работу в группе. Прочитайте текст на стр. 44-45 и ответьте на вопросы:

Что такое милостыня?

Кто больше пользы имеет – просящи милостыню или дающий её?

Что делала святая Ульяна Муромская, чтобы помочь бедным?

Объясните смысл пословицы «Дорога милостыня в скудости».

Каждый из нас может милостыню и мы под этим понятием понимаем какое-либо подношение кому-либо.

Милостыня – акт вещественного или духовного милосердия; добрые поступки, которые возникают как результат христианской любви к ближнему.

Евангелие учит нас заботиться о нищих. («Азбука веры»).

- А теперь послушайте рассказ и постарайтесь ответить на вопрос: как бы вы поступили в этой ситуации?

Тамара Ломбина

Буханка хлеба

Саня просто остолбенел, когда увидел, как бабушка, вроде бы нормальная с виду, вдруг быстро спрятала у себя под какими-то тряпицами в сумке буханку хлеба.

«Во дает, – подумал он, – наверно, насмотрелась фильмов про преступников».

Санька просто прирос к полу. Он проводил глазами старушку, которой удалось-таки пронести хлеб мимо кассирши. Опомнившись, он дернул маму за рукав и зашептал ей на ухо:

– Ма, а вот та бабушка хлеб украла! Давай заявим в милицию.

– Какая бабушка, что ты выдумываешь, – отмахнулась было мама, но Санька тащил маму к выходу и пальцем указывал на воровку. А бабушка тут же, в магазине, отламывала от хлеба маленькие кусочки и, почти не жуя, проглатывала их, закрывая глаза.

«Видимо, от удовольствия», – подумал Санька.

Мама зачем-то дернула сына за рукав и прошептала: «Молчи!» А когда они подошли к кассе, она сказала кассиру:

– Тут у меня бабушка вышла случайно с буханкой хлеба, возьмите за «Бородинский».

– Мама, – раскипятился Санька, – ты что, покрываешь воровку?

Мама притянула к себе сына и как-то грустно, но жестко посмотрела ему в глаза:

– Расти, сын, большим и умным, и дай Бог, чтобы, когда ты станешь взрослым, тебе не приходилось видеть нищих стариков и детей. А сейчас отнеси бабушке деньги и пакет молока.

Санька хотел крикнуть, что ворам он не подает, но посмотрел на бабушку и увидел, что она закрывает глаза потому, что из них катятся и катятся слезы.

(Обсуждение рассказа).

7. Закрепление.

Итак, по отношению к кому и как можно проявлять милосердие? Что мы можем сделать, что в наших силах? Представим полученные знания в виде кластера.

Милосердие

помочь бездомному животному

заботиться о стариках

поделиться с другом

уступить слабому

простить обиду

помочь ближнему

утешить добрым словом

попросить прощение

подать милостыню

извиниться

Ребята, проявляя милосердие, мы должны ждать, требовать вознаграждения, брать плату?

8. Итог урока

После сегодняшнего урока вы задумаетесь о том, как важно уметь прощать, сочувствовать, помогать близким, а может быть и незнакомым людям, которые попали в сложную ситуацию.

Я предлагаю вам сейчас прочитать цитаты знаменитых людей о милосердии и закончить их:

• Поистине велик тот, кто обладает великим….(милосердием)

• Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям. Не думая о (вознаграждении).

9. Домашнее задание.

• Подобрать пословицы и поговорки о добре и милосердии.

• Привести примеры из своей жизни о добрых делах.

• Учебник. стр. 45, ответить на вопросы.

Публикации по теме:

К уроку по основам светской этики и православной культуры «Народы Крыма» Скифы. Кочевые племена скифов появились в Северном Причерноморье и равнинном Крыму в VII в. до н. э., постепенно переходя к оседлому образу.

Конспект и презентация урока по Орксэ в 4 классе «Свобода и ответственность» Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 4г. Маркса Саратовской области Урок по предмету: ОСНОВЫ.

Конспект урока на тему «Предпринимательская деятельность» по дисциплине «Основы предпринимательства» в 9 классе Е. А. Гавриловчук преподаватель ГОУ «Тираспольское суворовское военное училище» г. Тирасполь Приднестровье/Молдова Конспект урока на тему:.

Конспект урока по основам православной культуры в 10 классе на тему «Давид. Книга Премудрости Соломона» Тема урока: «Давид. Книга Премудрости Соломона.» Цель: - формирование знаний о жизнедеятельности персонажей Ветхого Завета; - развитие.

Конспект занятия «Основы антитеррористической безопасности» в младшей разновозрастной группеКонспект занятия «Основы антитеррористической безопасности» в младшей разновозрастной группе Цель: Довести до сознания детей важность соблюдения правил антитеррористической безопасности, умения проявлять осторожность и осмотрительность.

Конспект занятия по формированию целостной картины миры в подготовительной группе «Дворцы и дома культуры в Березниках»Конспект занятия по формированию целостной картины миры в подготовительной группе «Дворцы и дома культуры в Березниках» Образовательная область: Познавательное развитие Раздел: Ознакомление с социальным миром Тема: «Дворцы и дома культуры в Березниках» Цель:.

Мастер-класс «Применение творческих заданий познавательного характера на уроках Орксэ» Мастер-класс «Применение творческих заданий познавательного характера на уроках ОРКСЭ как условие формирования духовной, нравственной культуры.

Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста "Если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем.

Семинар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчётСеминар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчёт 23 марта на базе нашего детского сада был проведён семинар-практикум по теме "Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного.

Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности как основы нравственного воспитания «Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности, как основы нравственного воспитания личности»выступление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по орксэ «Основы православной культуры»
Опубликовано: 27 января 2020 в 17:05
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по орксэ «Основы православной культуры»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Данкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД