оксана серженко
Конспект педагогического совета «Народные ремесла и промысли в экологическом образовании детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В музыкальном зале собираются все педагоги (делятся на три команды). Музыкальное сопровождение
1 скоморох: Всем! Всем! Всем! Кто подходит и кто здесь. Сообщаем важную весть!
2 скоморох: Заходите поскорей! Народ собирается. Наша Ярмарка открывается!
1 скоморох: Все на Ярмарку спешите. И друзей сюда зовите. Пляски дружно заводите! (вызывают на хороводную игру для сплочения, затем усаживают на места)
1 слайд
Публикация «Конспект педагогического совета „Народные ремесла и промысли в экологическом образовании детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
Ведущий (старший воспитатель) : Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня в нашем зале третье заседание педагогического совета – ярмарка, тема которого «Народные ремесла и промыслы в экологическом образовании детей дошкольного возраста».
2 слайд
Цель - совершенствование работы педагогов детского сада по формированию у дошкольников основ экологической культуры посредством народных ремесел».
3 слайд
Ведущий (старший воспитатель) : Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края – это все вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей в детском саду. Успешному развитию экологических знаний у детей дошкольного возраста помогает народная педагогика. Истоки экологической культуры берут свое начало в многовеком опыте народа – в традициях ответственно-бережного и любовного отношения к природным богатствам родной земли. Природа становилась основой искусства орнамента. Типичные черты местности, флоры и фауны родного края накладывали отпечаток на все ремесла, которые отражались в народном быту – домашняя утварь, игрушки, национальные костюмы, войлочные промыслы, вышивка, росписи, орнаменте, где чудно сплетались в рисунках и ярком колорите цветов родной природы.
Велика Россия наша, и талантлив наш народ. О Руси родной умельцах на весь мир молва идет!
Приглашаю Вас на ярмарку ремесел народных умельцев.
4 слайд (Картинка ярмарка)
1 скоморох: Тары, бары, растабары. Есть хорошие товары! Не товар, а сущий клад. Разбирайте нарасхват!
2 скоморох: Подходите, подходите. Мои бублики, купите! Мимо всем не дам пройти, их вкуснее не найти! А чтоб бублики купить нужно умненькими быть, свои знанья показать и кроссвордик разгадать! (командам предлагается разгадать кроссворд)
Ведущий: Предлагаю проверить, правильно ли вы разгадали кроссворд (за правильно разгаданные кроссворды получают связку бубликов);
Кроссворд по цифрам составить слово узнаете как называлась ярмарка по другому на Руси :
1. Гжель всем нравится своим цветом (Синий);
2. Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полховский Майдан (Дерево);
3. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку (глина);
4. Название промысла, для которого характерно изготовление подносов (Жостово);
5. Благодаря этому цвету хохлому часто так называют (Золотая);
6. Как одним словом можно назвать изделия мастеров Дымково, Филимоново, Каргополья (Игрушка);
7. Профессия мастеров, чьими руками изготавливались глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского севера в Каргополье (Гончар);
8. К какому виду пространственных искусств можно отнести изделия дымковских, каргопольских, филимоновских мастеров, т. к. они являются объемными, но маленькой декоративной пластики (Скульптура);
9. Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей это изделие, собственного приготовления, которое невеста брала с собой на посиделки. Что это? (прялка);
СВИСТУНЬЯ
1 скоморох: Посмотрите на платки. Как они красивы! Разбегаются глаза, от такого дива!
2 скоморох: Разноцветные платки, набивные шали. Скольких женщин на Руси, в праздник украшали!
5 слайд
Ведущий: Промыслы по текстилю.
Текстиль — это ткань, созданная из искусственных или натуральных волокон, а само слово переводится с латинского, как «плести, переплетать». Текстильные промыслы еще с первобытных времен были уделом прекрасной половины человечества. Женщины занимались прядением и ткачеством, а из полученного сырья делали одежду, обувь, полотенца, покрывала, скатерти, платки и другие предметы обихода. Самыми популярными материалами были лен и шерсть. Также использовали коноплю и крапиву, но из этого сырья получались менее прочные ткани. Нитки и ткани наши предки умели окрашивать в разные цвета. Лучше всего колористическим изменениям подвергалась шерсть, а вот полотна из растительных волокон приходилось отбеливать. До начала XX столетия тканое ремесло было приоритетным домашним занятием у большинства народов России.
Информация на слайд - ПРОМЫСЛЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТКАНИ
Одним из распространенных видов народного искусства на Руси было ручное узорное ткачество. В 16-17 вв. в Москве располагалось несколько ткацких слобод, где делали льняные полотенца и узорные скатерти для бояр. Узорами украшали передники, сарафаны, рукава и подолы рубах. Ткани изготавливали на ручных станках, а ткать и прясть девочки учились с малых лет. Считалось, что вышивка играет роль оберега. Промыслы с использованием ткани:
Вологодское кружево.
Елецкое кружево.
Оренбургский пуховый платок.
Павлопосадский платок.
Древнерусское лицевое шитье.
Крестецкая вышивка.
Слайд № 6
1 скоморох: Чтоб платочек вам купить, нужно правильно схему выложить
Ведущий: педагогам предлагает составить схему как получали сырье для ткачества на Руси, по схеме составить рассказ. Придумать цели и задачи связанные с экологией в этом виде промысла в данном задании. (за выполненное задание скоморохи раздают платки командам);
Слайд № 7
1 скоморох: Деревянная подружка. Без неё мы как без рук! На досуге - веселушка, и накормит всех вокруг!
2 скоморох: Ложки деревянные, расписные, разные. Сами пляшут, и играют, и народ весь потешают! Инструменты покупайте, Звонко, весело играйте! Что бы приз вам получить, нужно гостей ярмарки развеселить!
1 скоморох: Внимание! Внимание! Начинаем соревнования!
Ведущий: предлагается каждой команде выполнить домашнее задание танец с ложками; (каждая команда получает приз)
2 скоморох: А вот каждой команде и цветные фонарики – воздушные шарики!
Слайд № 8
1 скоморох: Глянешь налево – лавка с товаром! Глянешь направо – веселье даром!
2 скоморох – Подходи честной народ покупай : здесь посуду продают, здесь игрушки продают. Здесь и дымка. Здесь и гжель. Хороша посуда расписная. И игрушек яркий хоровод и видна в них радость молодая ставшая народным ремеслом.
Слайд № 9
Ведущий: Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа. Земля наша, Русская, испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.
Слайд № 10
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДРЕВЕСИНЫ Россия самая лесная страна в мире – 45% ее территории покрыто лесом. Неудивительно, что во многих районах страны получили развитие народные промыслы с использованием древесины. Вот самые известные из них:
Матрешка. Ставшая символом страны деревянная игрушка появилась в подмосковной усадьбе
Хохломская посуда.
Волховская роспись по дереву.
Богородская игрушка
Слайд № 11
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ : РОСПИСЬ
Узоры резьбы и росписи в художественных промыслах России имели определенное символическое и магическое значение. Отличительной чертой старинных художественных промыслов является использование натуральных красителей: сажи, соков растений, глины, отваров коры деревьев, ягод и корней.
Примеры: Гжель, Городецкая, Борецкая, Мезенская, Палехская минитатюра
Федоскинская миниатюра.
Слайд № 12
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРУШКИ ИЗ ГЛИНЫ
Наряду с игрушками из дерева, соломы и ткани, в России были широко распространены игрушки из глины. Создавались они в основном из остатков глины, используемой для изготовления посуды. Русские народные промыслы, представленные глиняными игрушками: Дымковская игрушка, филимоновская игрушка. Каргопольская игрушка, Романовская игрушка. Старооскольская глиняная игрушка. Абашевская игрушка.
Слайд № 13
ПРОМЫСЛЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТАЛЛА
Обработка металла издавна развивалась на Руси. Литье было освоено еще в 6-8 вв. В Новгороде, Киеве, Владимире и Москве ремесленники изготавливали браслеты, пряжки и поясные накладки. Использовали бронзовые сплавы, золото, серебро. Литье часто сочеталось с эмалью, чеканкой, филигранью. Самого высокого уровня художественная обработка металла достигла в Костроме, Вологде, Ростове, Калуге, Великом Устюге. Русские народные промыслы с использованием металла: Жостовский поднос. Тагильский поднос. Каслинское литье. Великоустюжское чернение по серебру, Мороз по жести
Слайд № 14
В Славянской мифологии цвета тоже обладают чётким значением
Белый цвет – это пространство, которое расположено между небом и землей. Этот цвет обозначает светлое время суток. Время труда и благих дел.
В декоративно-прикладном искусстве в символике узора черный цвет символизирует землю, а значит материнство и плодородие.
Красный цвет символизирует огонь, жизнь, безукоризненность
Солнышко красное – дает жизнь;
Весна-красна – дает новую жизнь растениям и животным;
Красное лето – празднование жизни;
Синий цвет – символизирует небо, Считается, что вода отражает небесное в земном
Зеленый — Символ Леса, молодости и возрождения. Это весна, воспроизведение, радость, уверенность, природа, рай, изобилие, преуспевание, мир. Зелёным обозначалось Древо мира.
Так же символ засеянного поля, молодых всходов всегда наносился зелёным цветом. Зеленый цвет соотносится с вечнозелёной природой.
«Зелёный сад» — в мифологии обычно употребляется в метафорическом значении «цветущая жизнь»
«Жёлтый цвет – цвет солнышка» С жёлтым граничит другой его оттенок – золотой. В славянской культуре он также является ключевым солнечным цветом.
Слайд № 15
1 скоморох: Чтоб товары эти купить, нужно некоторые задания выполнить
Ведущий: предлагаю всем выполнить следующее задание «Составить конспект беседы с детьми по предложенным видам народных промыслов и ремесел». Придумать цель и задачи связанные с экологией.
Ведущий: следующее задание «Игра — лабиринт «Чей цветок?»
1 скоморох: Кому петушки на палочке? Подходите, покупайте! Красный, желтый выбирайте!
2 скоморох: Петушка чтоб вам купить, нужно что – то смастерить!
Ведущий: каждой команде предлагаю украсить узорами изделия
1 скоморох: А ведущий сидит, да на народ все глядит! Все запоминает – кто что в свою копилку собирает! Но и своим сейчас поделиться!
Ведущий (старший воспитатель) : подводит итоги тематического контроля.
Выработка решений педсовета.
1 скоморох: Тары-бары-растобары, раскупили все товары музыкальное сопровождение
2 скоморох: Мы закрываем ярмарку сейчас! Пусть будет настроение у вас! И радостью сияют ваши лица!