Наталья Гребенникова
Конспект открытого занятия в рамках реализации комплексно-целевой программы «Флорики»
▼ Скачать
Конспект организации совместной деятельности «Подводное донское царство – богатое государство». (старшая групп
а)[/b]
Цель: воспитание бережного, доброжелательного отношения к окружающей живой природе, на основе использования регионального компонента, как средства познавательного развития детей старшего возраста.
Задачи:
Образовательные:
Обобщить и закрепить знания и представления детей об экосистеме «Река».
Развивающие:
Публикация «Конспект открытого занятия в рамках реализации комплексно-целевой программы „Флорики“» размещена в разделах
Развивать познавательный интерес, навыки поисковой и экспериментальной деятельности, через практическое решение проблемных ситуаций.
Воспитательные:
Воспитывать умение видеть красоту и неповторимость природы. Учить пониманию необходимости бережного отношения к воде как к природному ресурсу, через поисково – исследовательскую деятельность.
Коррекционные: обогащение словарного запаса и коррекция лексико-грамматической стороны речи на основе использования устного народного творчества Донских казаков.
Основная образовательная область:
«Социально-коммуникативное развитие».
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»;
«Речевое развитие»;
«Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа: Реализация проекта: «Подводное Донское царство-богатое государство» рассматривание картинок, презентаций с изображением различных донских рыб, беседы о среде их обитания. Рисование по теме «Подводное царство» и аппликация по теме «Обитатели реки Дон». Дидактические игры “Водоём”, “Поймай рыбу”, “Вопросы – ответы”. Чтение познавательной и художественной литературы по теме, работа с казачьими малыми фольклорными формами. Создание игротеки и картотеки пальчиковых игр для детей старшей группы по лексической теме «Аквариумные и пресноводные рыбы»
Оборудование: компьютер, проектор, ёмкость с водой, стаканчики, воронки, ватные диски. Экспонаты мини-музея «Наш дом - Дон», подборка ауди- и видеоматериала «Шум реки», «Рыбка, рыбка я тебя знаю».
Ход непосредственно-образовательной деятельности.
1 часть. Вводно – подготовительная.
Эмоциональный настрой. Введение в тему. Мотивация деятельности.
Дети играют в группе, воспитатель обращает их внимание на стрелки, указывающие путь.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, я вижу стрелки. Посмотрим, куда они ведут?
Дети идут вдоль стрелок по дороге в музыкальный зал, находят и называют попадающиеся им по пути изображения (вода, песок, камыш). Дети входят в музыкальный зал.
Воспитатель: Вот куда нас стрелки привели, но не только мы, но и многие другие искатели приключений добрались в указанное место.
(Дети здороваются).
Воспитатель: Вы слышите? Что вам этот звук напоминает? (аудио- запись «Шум реки»)
(Река, вода).
Воспитатель: А вы, ребята, знаете какие реки есть в Ростовской области?
Дети отвечают.
Воспитатель: Как называется главная река Донской земли?
(Главная река Донской земли – Дон. )
Воспитатель: Что за народ живёт на берегу Тихого Дона?
(На Дону живут казаки)
Показ слайдов с изображением реки Дон.
Воспитатель: Ребята посмотрите, как красив и велик наш Дон. А какие строки вы, знаете о реке Дон?
(Ты широкий и глубокий,
Величавый Тихий Дон
Край казачий, край раздольный
Низкий наш тебе поклон.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а что это такое?
На экране появляются знаки вопроса над водой.
(Знак вопроса)
Воспитатель: Кто их нам может задавать, мы узнаем, разгадав загадку. «У родителей и деток вся одежда из монеток? Кто это?»
(Рыбы).
Воспитатель: А какие рыбы обитают в реке Дон?
Показ слайдов с изображением рыб.
Воспитатель: Ребята, а рыбы устроили парад, назовите, что это за рыбы?
Дети называют рыб изображенных на слайдах. (Окунь, щука, сазан, судак).
Воспитатель: Расскажите, что общего у всех рыб?
(Рыба живет в воде, форма тела вытянута, тело покрыто чешуей, есть жабры и плавники).
Воспитатель: Молодцы. Смотрите, а что это такое? (Находят часть изображения)
(Карточка, часть изображения)
Воспитатель: Возьмем, может она нам пригодиться.
Воспитатель прикрепляет на магнитную доску часть изображения.
Воспитатель: Посмотрите, появился еще один вопрос. А можем ли мы дышать в воде?
(Нет, в воде мало воздуха.)
Воспитатель: А как же рыбы дышат?
(Рыбы дышат жабрами, воздухом, который есть в воздухе. Им хватает малого количества).
Воспитатель: Как мы можем определить, что в воде есть воздух?
(Взять трубочку, опустить в стакан с водой, подуть).
Опыт № 1 «Воздух в воде»
Дети выдыхают воздух через трубочку, опущенную в емкость с водой. Наблюдают за появлением пузырьков.
Воспитатель: И что же мы видим?
(В воде появляются пузырьки, значит, в воде есть воздух)
Воспитатель: Ребята, а для чего в воде растут водоросли?
Дети отвечают.
Воспитатель: А еще они насыщают воду кислородом.
Воспитатель: Здорово, у вас получилось ответить и на этот вопрос, смотрите, у нас появилась еще одна часть изображения.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему иногда рыбы подплывают к поверхности воды и хватают воздух?
(Значит в воде мало воздуха, вода грязная и мутная).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это за знак?
На экране появляется знак «SOS»
(Это знак тревоги).
Воспитатель показывает слайды с загрязнением воды.
Воспитатель: Что же случилось?
(Берег загрязнен мусором, в воде плавают бутылки)
Воспитатель: Как мы можем определить, достаточно чистая вода в реке для рыб?
(Необходимо воду профильтровать).
Воспитатель: Как это можно сделать?
Опыт № 2 «Фильтрование воды».
(Возьмем воронку, ватные диски, емкость (стакан) с водой. Вставим воронку в емкость для воды, в воронку опустим ватный диск. Льем воду в воронку).
Воспитатель: Что мы видим?
(На ватном диске ничего нет. Вода в реке чистая и подходит для рыб).
Воспитатель: Во всех ли водоемах могут жить рыбы?
(Нет, в водоемах загрязненных бумагой, бутылками рыбы жить не могут)
Воспитатель: Да, в маленькой речке
Под солнышком ясным
Рыбы и раки,
Жуки-плавуны
Просто не могут без чистой воды!
Но самый большой вред воде приносит человек, поэтому мы должны беречь и не загрязнять воду.
Воспитатель: Молодцы, вы справились и с этим заданием и получаете еще одну часть изображения.
Следующий вопрос. Для чего рыбкам нужны плавники?
(С помощью плавников рыбки двигаются в разных направлениях и делают повороты).
Воспитатель: Вы правильно ответили и на этот вопрос, и получаете часть изображения. А теперь, предлагаю на минутку превратиться в рыбок и поплавать – поиграть.
Логоритмическое упражнение.
«Рыбки»
Плавают рыбешки дети бегут по кругу,руки перед
грудью, прижав ладони др к др
В нашей речке чистой
По Дону, по речке
Быстро,быстро, быстро!
Рыбки-рыбешки
Все хороши: шагают по кругу, руки на поясе
Папы и мамы
И малыши!
Рыбки-ребятишки
На больших похожи ходят на носках, делая руками
волнообразные движения
Плавают как папы
Тоже, тоже, тоже!
Рыбки гуляют
В широком Дону покачиваются с ноги на ногу,
стоя на месте
Попробуй поймай
И ты хоть одну!
Воспитатель спрашивает у детей какой рыбкой они были.
Воспитатель: Да, ребята, нам осталось ответить на последний вопрос. Но не просто ответить на вопрос, а отгадать загадки - добавлялки.
Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом — такая злюка!
Конечно, это… (щука)
Сидят рыбаки,
Стерегут поплавки.
Рыбак Корней
Поймал трех. (окуней)
В омуте речном живет,
У него огромный рот,
Вы, слыхали о таком?
Ну конечно, это (сом)
Он предок карпа, очень крупный,
Камыш он любит изумрудный.
Он огромный, как кабан.
Как зовут его?. (Сазан)
На рыбалку я пошёл,
Место классное нашёл.
Да, хороший я рыбак!
Что в моём садке? - …. (Судак)
Воспитатель: Молодцы, последняя часть получена, попробуем собрать изображение.
Дети собирают изображение.
Воспитатель: Кто это?
(Сом).
Воспитатель: Это не просто сом. А мудрый сом – хозяин реки Дон. А, кого называют мудрым?
(Мудрым называют того кто умный, много знает и имеет большой опыт)
Воспитатель: Мудрый сом хочет показать нам «Подводный мир». А для этого нам надо погрузиться под воду. Приготовились к погружению, закройте глаза, сделайте глубокий вдох, выдох, еще раз вдох-выдох. Открываем глазки, и …
Просмотр видео
Итог занятия.
Воспитатель: С какими рыбами мы встретились.
(Окунь, щука, сом, сазан, судак).
Воспитатель: Во всех водоемах рыбам удобно жить?
(Нет, в водоемах загрязненных бумагой, бутылками рыбы жить не могут).
Воспитатель: Так давайте, будем беречь наши реки, чтобы в них было много рыбы. Но, это еще не все, мудрый сом приготовил для вас подарок.
Показывает подарок.