Елена Рыжикова
Конспект открытого занятия по развитию экологических представлений тема: «Заповедная трава»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Дать представление о заповеднике, как о форме природоохранной деятельности человека.
2. Познакомить с объектами Жигулёвского заповедника.
3. Развивать любознательность, наблюдательность.
4. Формировать экологическую культуру и экологическое сознание детей.
5. Воспитывать:
- чувство близости к природе и сопереживание всему живому,
- чувство заботы о природе
Материал.
Демонстрационный:
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию экологических представлений тема: „Заповедная трава“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
1. Макеты «Клумбы» и экосистемы «Лес».
2. Конверт с письмом.
3. Волшебная палочка.
4. Магнитофон.
5. Кассета (диск) с музыкой Чайковского «Вальс цветов».
6. «Красная книга».
7. Фотоальбом для подарка.
Раздаточный:
Шапочки цветов: ландыш, колокольчик, ромашка. Напечатанные «Правила поведения в природе» для Флоры.
Ход занятия.
1. В группу входит царица цветов «Роза» с конвертом в руке.
Воспитатель: Здравствуйте, кто вы?
Роза: Я – царица цветов «Роза», а прислала меня к вам богиня цветов, весны и юности – Флора и просила передать вам письмо.
Роза зачитывает письмо:
«В царстве растений переполох - не могут найти сон-траву. Помогите, ребята, Розе найти этот весенний цветок и установить мир и покой в лесу».
Воспитатель: Ребята, у вас есть предположения, что произошло, куда делась сон-трава?
Дети: Переселилась в другое место. Решила пожить на клумбе и др.
Роза: Я опрашивала все свои садовые цветы, среди них сон-травы нет.
Воспитатель: Прежде, чем её искать, нам надо определить, где она живёт (растёт). Давайте поможем Розе расселить цветы по месту произрастания.
Игра «Рассели цветы»
Детям предлагается макет экосистемы «Лес» и макет клумбы, которые они заполняют соответствующими растениями, например: колокольчик, ландыш, фиалка, гусиный лук, подснежник, анемон; лилия, анютины глазки, бархатцы, георгин, петуния, пион, гладиолус, вербена, гвоздика.
2. Представление лесных цветов.
Воспитатель: Мы выяснили, что сон-трава – жительница леса. Значит, нам нужно попасть в лес.
Роза: У меня есть волшебная палочка, она нам поможет.
Роза взмахивает волшебной палочкой, и дети попадают в лес.
(Включается музыка «Вальс цветов» П. И. Чайковского (отрывок, потом раздаются звуки леса-трели птиц, шум ветра в кроне деревьев и т. д.).
Детям встречаются цветы: ландыш, колокольчик, ромашка, подснежник.
Проводится беседа-игра «Расскажи о себе, чем ты хороша?»
Ландыш: Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется: его задень –
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг
И птицы, и цветы…
Давай послушаем, а вдруг
Услышим – я и ты!
Колокольчик: Динь-дон, динь-дон!
Льётся нежный перезвон,
Так звенит в глуши лесной
Колокольчик луговой.
Ромашка: На лесной опушке
Ромашки расцвели.
Кукует здесь кукушка,
Гудят, жужжат шмели.
Подснежник: Первым вылез из землицы,
На проталинке.
Я мороза не боюсь,
Хоть и маленький».
Воспитатель: Уважаемые цветы, а нет ли среди вас сон-травы?
Или:
Воспитатель: Уважаемые цветы, мы хотим выяснить, что случилось с вашей соседкой сон-травой? О ней хочет знать царица Флора.
Цветы: Мы думаем, что она отправилась на поиски своих подружек-медуницы…
Ведь их тоже в нашем лесу давно не видно. Говорят, что они теперь живут в Жигулёвском заповеднике.
Воспитатель: Как же я сразу не догадалась! Конечно же. Наш цветок отправился туда, где его никто не тронет, в заповедник. Как вы думаете, что такое заповедник?
Дети: Место, где всё охраняется, люди ничего не рвут, не ломают, а могут только ходить по определённым маршрутам и любоваться природой.
Воспитатель: Да, заповедник – специальная территория, природная зона, на которой запрещается строительство дорог, домов, заводов, куда не следует пускать людей для отдыха, сбора грибов. А кто из вас, ребята, знает, как называются ближайший к нам заповедник?
Дети: Жигулёвский.
Воспитатель: А где он находится?
Дети: В Жигулёвских горах.
Воспитатель:
Дети, а какая причина была у цветов, чтобы туда переселиться?
Дети: Так как в заповеднике они останутся целыми и невредимыми.
3. Правила поведения в лесу.
Воспитатель: А вам не жаль, что мы с вами, прогуливаясь в лесу, больше никогда их не увидим?
Дети: Хотелось бы видеть не только сон-траву, но и другие цветы.
Воспитатель: А что же мы с вами для этого можем сделать?
Дети: Беречь природу, не уничтожать, а умножать её.
Воспитатель: Как мы можем это сделать?
Дети: Соблюдая правила поведения в природе, в лесу.
Воспитатель: А вы можете их назвать?
Дети: Нельзя:
1. Ломать ветки, рубить деревья, разводить костры близ деревьев.
2. Разорять птичьи гнёзда, вынимать яйца и птенцов из гнёзд.
3. Убивать ящериц, лягушек, жаб, змей.
4. Повреждать норы животных, муравейники.
5. Находясь в лесу, поднимать шум, включать на полную мощность транзисторы.
6. Оставлять после себя мусор.
7. Рвать в лесу, на лугу и в поле цветы для букетов. Букеты можно составлять только из растений, выращенных человеком.
Можно:
1. Разводить костры в специально отведённых местах.
2. Привлекать птиц в сады, парки, огороды.
3. Взять с собой раненого животного, оказать ему помощь и отпустить в природу.
4. Уносить мусор с собой.
Воспитатель: «Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни».
В. Берестов.
5. Красная книга
Воспитатель: Подумайте! Сколько погибло бы цветущих растений, если бы каждый ребёнок вашего детского сада сорвал 5 штук? А если бы не 5, а 10 штук? Какой вывод из этого можно сделать?
Почему многие растения не оставят потомства, если дети будут ловить бабочек?
Что может произойти с деревьями, если в лесу станет мало птиц?
Ребята, а как же нам запомнить какие цветы нужно особенно беречь, рассказать о них и показать другим?
Дети: Можно нарисовать, сфотографировать и т. д.
Воспитатель: А вот отгадайте мои загадки, они, может быть, и помогут вам в этом вопросе.
Загадки:
1. Не дерево, а с листочками,
Не говорит, а рассказывает.
Ты беседуй чаще с ней,
Будешь вчетверо умней.
Дети: Книга.
Воспитатель:
2. Кто из животных и растений исчезает,
Тот в эту книгу попадает.
Воспитатель: Это не просто книга, а «Красная книга». Красный цвет – цвет тревоги. Поэтому и книгу назвали «Красной». В неё вносят названия тех животных и растений, которым угрожает опасность. Вот и наш цветок сон-трава внесён в «Красную книгу».
Дети рассматривают «Красную книгу России» или «Красную книгу Жигулёвского заповедника».
Воспитатель: «Давайте пройдёмся медленно по лесу (лугу)
И здравствуй, скажем, каждому цветку,
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтобы рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать».
Ну, вот, Роза, нашёлся наш пропавший цветок.
Роза: Мне пора к Флоре.
Воспитатель: Ребята, а что вы хотите сказать на прощание Розе?
Дети: Мы будем стараться охранять цветы, чтобы с ними не происходили такие печальные истории как с сон-травой.
Роза: «Любуйтесь цветами, не рвите,
Для красоты вы их сохраните.
Вьются пчёлы над петуньей синей,
Голубь набирает высоту
Человек становится красивей,
Если рядом видит красоту».
М. Агашина.
Роза: Ребята, я вам за помощь оставляю в подарок вот этот фотоальбом. Вы сможете завести свою «Красную книгу», поместив в него рисунки и фотографии растений и животных, которым нужна помощь человека. Спасибо, до свидания
6. Анализ и самоанализ.
Воспитатель: Как вы считаете, смогли мы помочь царице Флоре?
Дети: Да.
Воспитатель: Почему вы так считаете?
Дети: Мы узнали, где находится сон-трава, узнали правила, которые будем соблюдать, узнали о «Красной книге» и заповеднике. Мы очень старались, дружно работали, и у нас всё получилось.