Марина Михайловна Манухина
Конспект открытого занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Березовая роща»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами изобразительной деятельности (нетрадиционная техника рисования).
Задачи:
Образовательная: учить видеть красоту созданного изображения, закреплять представление детей о берёзе как символе России.
Развивающая: Развивать аналитическое, эстетическое восприятие, устойчивое внимание, память, речь, воображение.
Воспитательная: воспитывать самостоятельность; учить аккуратно и творчески применять способы изображения в рисовании, используя нетрадиционную технику. Воспитывать нравственные качества: доброты, отзывчивости.
Публикация «Конспект открытого занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры „Березовая роща“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
Методы и приё мы: игровой, словесный (беседа, наглядный, практический, нетрадиционного рисования.
Материалы и оборудование:
- презентация «Русская красавица»
- картина И. Левитана «Берёзовая роща»;
- демонстрационный материал: кукла Сорока
- альбомные листы, гуашь, тонкая кисть, жесткая кисть, акварельные краски, баночки с водой, салфетки.
Образовательная область: «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,
Рекомендации при рисовании методом «тычка» :
- краска должна быть густой (консистенция сметаны).,желательно раскладывать её понемногу (3-4 мм) в маленькие розетки.
- кисть должна быть жёсткой, сухой
- Краски на кисточку необходимо набирать мало, только на её край.
- При нанесении «тычка», кисточка должна находится в вертикальном положении, тогда ворс расплющивается и получается большая «пушистая» точка.
-закреплять приемы рисования кистью, умение правильно держать
кисть, промывать ее в воде, осушать при помощи тряпочки.
Организационный момент.
Дети заходят в группу под музыку (песня «От чего так в России березы шумят», садятся на стульчики.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! День у нас сегодня необычный. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
Воспитатель и дети: Здравствуйте!
Воспитатель: У каждого человека есть Родина, родной город, село. Скажите, как называется наше государство?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, Россия!
Воспитатель: А наш город?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, Уварово!
Воспитатель: Где бы ни был человек, он всегда любит и помнит родной уголок, где он родился и вырос, о своей Родине.
- Мы с вами сегодня будем говорить о самом большом природном богатстве нашей Родины – это русский лес.
Какие деревья растут в лесу? (ответы детей : дуб, сосна, клен, береза).
Воспитатель: А сейчас попробуйте отгадать мою загадку. И вы узнаете, о каком дереве сегодня пойдёт речь.
И красива, и стройна.
Средь подруг стоит она.
Вся в кудряшках и серёжках.
Это белая. (Березка)
Воспитатель: Правильно, конечно, это берёза.
Берёза является символом России. Художники восхищались её красотой. Посмотрите, как они изображали берёзы на своих картинах (обращает внимание детей на картины).Берёзки, словно подружки в нарядных платьицах, стоят, парами наклонившись, друг к другу, будто о чем-то шепчутся. Стволы берёз покрыты берестой. Но не только художники обращали свое внимание на русскую красавицу, но и поэты, композиторы. Весной и летом листва у берёзы зелёная, а осенью березы надевают жёлтый наряд.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим фильм о нашей русской красавице. Внимание на экран.
Мультимедийная презентация «Русская красавица».
(Из-за украшенной листьями ширмы появляется Сорока.)
Сорока: Здравствуйте ребята!
Воспитатель и дети: Здравствуй, Сорока!
Сорока: Я сейчас пролетала над полями, над лесами и увидел, как горит берёзовая роща. Какая беда!
Ведь на этих деревьях были птичьи гнёзда! Пожарные огонь потушили, но несколько берёз сгорело, а вместе с ними и гнёзда птиц! Какое несчастье! Что же делать?
Воспитатель: Успокойся, уважаемая Сорока! Это действительно беда. Ведь огонь очень опасен для всего живого.
Ворон: Да, ну что же теперь делать птицам?
Воспитатель: Я думаю, что наши ребята, смогут помочь всем птицам. Мы нарисуем берёзовую рощу, и все птицы выберут себе место для гнезда.
Воспитатель: Мои юные художники, я приглашаю вас в нашу изостудию. (Воспитатель и дети проходит к своему рабочему место, надевают фартуки и нарукавники)
Воспитатель: Перед тем, как мы приступим к работе, давайте немножко разомнёмся.
Физкультминутка «Березка»
Мы берёзку посадили, (выпрямиться)
Мы водой её полили, (руки согнуть к плечам, ладонями вперед)
И березка подросла, (потянуть руки вверх)
А потом их наклонила (руки вниз, спина прямая)
И ребят благодарила (поклоны головой)
(Дети присаживаются на свои рабочие места)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как мы будем рисовать ствол березы, и крону дерева методом «тычка» жесткой полусухой кистью. Внимание на экран.
Презентация: «Пошаговая инструкция рисование берёзы» (сопровождающая рассказом воспитателя)
Вместе с детьми проговариваем последовательность выполнения работы. Тонкой мягкой кистью рисуем ствол берёзы и толстые ветки, затем черной краской дорисовываем тонкие веточки и штрихи на стволе. Полусухой жёсткой кистью зелёной гуашью методом «тычка» рисуем листочки на берёзе.
Во время работы звучит песня «Вы шумите березы».
В конце работы, дети самостоятельно рисуют солнце,облака, травку.
Воспитатель оформляет выставку рисунков «Берёзовая роща».
Воспитатель: Давайте посмотрим, какие замечательные у нас получились берёзки. Настоящая берёзовая роща, в которой найдётся место для птиц. Ах, как хорошо прогуляться по весеннему лесу, прислониться к прохладному стволу дерева, чтобы набраться от него сил и здоровья.
Вокруг берёзы на Руси всегда водили хороводы, пели песни. Давайте и мы с вами продолжим эту традицию. Приглашаю вас в хоровод.
Хоровод «Во поле березка стояла…»
Сорока: Спасибо, вам ребята, за настоящую берёзовую рощу. Птицы будут очень рады. А Берёзки, за ваши старания, преподнесли подарок – настоящий берёзовый сок, но а мне пора возвращаться в лес.
Воспитатель и дети: Спасибо! До свидания!
Воспитатель: Березовый сок очень полезный для здоровья, его надо пить чтобы вы никогда не болели (воспитатель угощает детей березовым соком).
Воспитатель читает отрывок из стихотворения А. Цепина «Березовый сок»
Бежит прозрачная слеза,
Земли целительной истоки,
Я молодею на глазах,
Вкусив березовые соки.
Воспитатель: Сегодня мы с вами говорили и рисовали, какое дерево? Что мы узнали нового о березе? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, спасибо за работу.