Татьяна Павличенко
Конспект открытого занятия по познавательной деятельности в старшей группе «Наши пернатые друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию «Наши пернатые друзья» в старшей группе.
Цель:
формирование экологической культуры у детей.
Задачи:
Образовательные:
- уточнять и расширять знания детей о птицах;
- формировать умения и навыки в проведении экспериментов.
Развивающие:
- создавать условия для развития логических, мыслительных операций;
- учить анализировать и устанавливать причинно - следственные связи.
Воспитательные:
Публикация «Конспект открытого занятия по познавательной деятельности в старшей группе „Наши пернатые друзья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
- воспитывать у детей чувство жалости и сопереживания к птицам, находящимся в тяжёлых природных условиях;
- формировать гуманное отношение к птицам и развивать стремление заботиться о пернатых друзьях человека.
Предварительная работа.
Чтение художественной литературы о птицах, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением птиц; беседа о повадках птиц. Рисование птиц. Наблюдения за птицами на участке. Беседа о птицах.
Материал и оборудование.
Опорные картинки с изображением птиц. Аудиозапись «голоса птиц». Карточки с правилами поведения при экспериментировании. Фартуки, одноразовые шапочки, перья, камни, ножницы, лупы (по количеству детей). Мешочки с кормом (один на двоих, образцы корма для птиц (крошки хлеба, овес, семечки подсолнуха, сушеные ягоды).
Вводная часть:
Организационный момент.
Воспитатель звенит колокольчиком:
Мой звоночек звенит, заливается,
И ребята вокруг собираются,
Собрались все дети вкруг
Ты мой друг, и я твой друг,
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнёмся.
Скажем, доброе утро!
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их «здравствуйте».
Воспитатель: Сегодня, когда я шла в детский сад нашла перья (показываю). Как вы думаете, чьи они?
Дети: Птичьи.
Воспитатель: Ребята, мы с вами на занятиях уже знакомились с птицами. Знаем, какие из птиц улетают в теплые страны на зиму, а какие остаются зимовать вместе с нами, чем они отличаются и чем похожи.
А вы хотели бы узнать, почему так легко птицам удается подниматься высоко в небо и летать? (ответы детей). Тогда давайте присядем. (дети садятся на стулья перед телевизором)
Основная часть.
Воспитатель: Ребята, прислушайтесь, (звучит фонограмма птичьих голосов)
что вы слышите?
Дети: Это поют птицы
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Отгадай, чей голос?»
(фонограмма птичьих голосов)
1 фонограмма (воробей) (показываю картинку с птицей)
2 фонограмма – (ворона)
3 фонограмма – (синица)
4 фонограмма – (голубь)
Воспитатель: Мир птиц, ребята, очень удивительный и разнообразный. Мы с вами очень много раз наблюдали на прогулке за птицами. Каких птиц вы видели? (ответы)
Воспитатель: Скажите, все ли птицы похожи друг на друга? (Нет)
Конечно, нет, они все разные. Есть птицы большие и маленькие, с разноцветным и красивым оперением.
Воспитатель: Птицы обитают повсюду. А где живут птицы, как вы думаете?
Дети: Они живут в лесах, полях, населяют наши города.
Воспитатель: С наступлением холодов некоторые птицы улетают в теплые края. Давайте вспомним, как их называют одним словом? (Перелетные птицы). Каких перелетных птиц вы знаете? Назовите их. (ответы детей)
Воспитатель: Первыми на юг, улетают какие птицы? (грачи, скворцы, ласточки, Как вы думаете почему? (ответы детей)
А позже всех улетают водоплавающие птицы. Назовите их. (дикие утки, гуси, лебеди.). Скажите почему?
Воспитатель: Да, перелетные улетают, а с нами остаются только те птицы, которые могут переносить холода и морозы. Как их называют? (ответы детей). Каких зимующих птиц вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Зимующие и перелетные птицы»
Правила: двигаясь по кругу, дети, услышав зимующую птицу, присаживаются на корточки, а если перелетную – машут крыльями.
Воспитатель: Молодцы, те, кто ни разу не ошибся.
Воспитатель: Все птицы в основном дикие, живут на воле, но некоторые из них являются домашними. Назовите домашних птиц (ответы детей).Как вы думаете, почему они домашние?
Дети: Они живут рядом с человеком, человек о них заботится и строит для них жилище.
Воспитатель: А, кто знает, как называется жилище для домашних птиц?
Дети: Птичник.
Воспитатель: А какую пользу приносит птица человеку? (ответы детей).
Что ещё получает человек от птицы?
Дети: мясо, яйца, перо, пух.
Воспитатель: Скажите, ребята, а что общего между домашними и дикими птицами?
Дети: У них есть клюв, крылья, перья.
Воспитатель: Правильно. Птицы – единственные, чьё тело покрыто перьями. Перья, как верхняя одежда покрывают все части тела и защищают птицу от дождя, ветра, жары и холода. Именно перья помогают птице подняться высоко в небо и летать. Как вы думаете у всех ли птиц одинаковые перья? (Ответы детей). Чем они отличаются?
Дети: Размером, цветом, формой
Воспитатель: Я предлагаю вам рассмотреть перья, которые я принесла на занятие, в нашей лаборатории.
Но сначала давайте сделаем разминку
Физ. минутка.
Руки подняли и помахали-
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем-
Крылья мы сложим назад.
Воспитатель: Прежде чем приступить к работе мы должны надеть спецодежду лаборантов (надевают фартуки и шапочки). А теперь нужно вспомнить правила поведения в лаборатории (показываю опорные карточки) :
- работать только на своем месте.
- все, что лежит на столе – весь материал, а также руки, пальцы во время работы нельзя брать в рот;
- в работе с ножницами мы должны быть очень осторожны, так как это опасный предмет – нельзя размахивать ножницами,
- во время работы нужно быть внимательными, аккуратными, не кричать и четко выполнять задания.
Воспитатель: Молодцы! Проходите, занимайте места.
Опытно - исследовательская деятельность
(Работа с раздаточным материалом)
ОПЫТ – 1 «Строение пера и его вес»
Воспитатель: Ребята, у каждого из вас на столе лежат перья. Теперь рассмотрим, как устроено перо птицы. Возьмите в руки перо, осторожно потрогайте его. (показываю картинку с пером крупным планом)
У пера посередине есть упругий стержень и по обе стороны от него плоское, довольно упругое перьевое полотно. Оно называется опахалом. Что можно сказать про перо, какое оно?
Дети: Оно большое, легкое, плотное, твердое, упругое.
Воспитатель: Давайте, убедимся в том, что перо легкое: положите перо на ладонь, во вторую руку, возьмите камушек. Взвесим. Что легче?
Дети: Перо легче.
Воспитатель: Какой сделаем вывод?
Вывод: Перо легче маленького камушка.
ОПЫТ – 2 «Почему перо лёгкое?»
Воспитатель: Интересно, почему же перо такое легкое? Давайте посмотрим, что внутри стержня. Возьмите ножницы (будьте очень осторожны) и
срежьте немного стержня с краю, отложите ножницы, теперь возьмите увеличительное стекло и посмотрите, что находится внутри стержня?
Дети: Он пустой.
Воспитатель: Правильно. Значит, вот почему перо легкое? Какой сделаем вывод?
Вывод: Перо легкое, так как внутри пустое.
Воспитатель: Молодцы, теперь сложите все инструменты на поднос и послушайте. Перья не только помогают птицам взлетать и держаться в воздухе, но также спасают их от ушибов и повреждений. Перья, как любая одежда, требуют тщательного ухода, и птицы чистят свое оперение с помощью клюва. Самый важный осмотр перьев проводится, осеню, т. к. зимующие птицы готовятся к зиме, а перелетные к отлету в теплые страны.
С наступлением холодов птицам все сложнее и сложнее добывать себе корм, и наша с вами задача - помочь птицам зимой. Скажите, как мы можем помогать птицам?
Дети: Строить кормушки, подкармливать - насыпать им корм в кормушки.
Воспитатель: Из чего можно сделать кормушку? (ответы детей)
Мы в группе мы проводили акцию «Кормушка для пичужки» и вы, вместе с родителями мастерили кормушки из бросового материала, посмотрите какие замечательные кормушки получились (показываю фотографии кормушек, теперь они висят на территории нашего детского сада.
Воспитатель: А чем можно угостить птиц зимой?
Дети: Хлебными крошками, семечками, зерном, ягодами.
Воспитатель: Ребята, поиграем в игру «Узнай на ощупь». Я приготовила для птиц разного вида корм и разложила в одинаковые мешочки (показываю на подносе корм, лежащий в мешках). На подносе вы видите корм, который может лежать в мешочках, запомните его.
Пояснение: Вам необходимо узнать, что лежит в каждом мешочке на ощупь (проводится игра в парах). Дети на ощупь, посовещавшись, называют корм. Открываем мешочек и смотрим правильный ли ответ.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы можете пообещать, что не будете забывать помогать птицам и подкармливать их.
А Егор, Ира и Вероника приготовили стихотворение о птицах.
О птицах много знаем мы,
И в то же время мало,
И нужно всем: и вам и нам,
Чтоб их побольше стало.
Для этого побережем
Своих друзей пернатых,
Иначе, мы к нулю сведем
Певцов наших крылатых.
Съедят деревья и плоды
Личинки насекомых.
И поредеют все сады
Без наших птиц знакомых.
Воспитатель: Теперь давайте снимем нашу форму.
Заключительная часть занятия.
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Вам понравилось занятие? (ответы детей)
Подведение итога занятия :
Воспитатель: О чем мы сегодня говорили?
Дети: О птицах. Мы рассматривали разных птиц. Мы рассматривали перья птиц, делали опыты. Изучали, как устроены птичьи перья. Играли в игру «Зимующие и перелетные птицы». Узнавали на ощупь в мешочках корм для птиц.
Воспитатель: Молодцы, вы старались, я довольна вами. Ребята, а какое настроение вызвало наше занятие, покажите гостям эмоциями лица, жестами рук. А теперь попросим гостей, тоже оценить нас. На этом наше занятие подошло к концу. Давайте скажем, до свидания, нашим гостям.