Альбина Котова
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ФЭМП "Путешествие в страну "Математика"
Вид занятия : математика.
Тип занятия : интеллектуально-развивающее.
Тема: Игра – путешествие в страну Математика.
Возраст: 6 – 7 лет.
Способ организации: с подгруппой детей.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе „Путешествие в страну Математика“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
а) дидактические игры: «Геометрическое лото», «Весёлый счёт», «Найди соседа», «Путешествие точки».
б) индивидуальная работа: решение простейших задач, работа с таблицей и числовым отрезком, закрепление образования числа в пределах 8.
Цель: Закрепить представления детей об элементарных математических представлениях.
Задачи:
• Развивать организационные умения (осознавать задачу и пытаться решать ее в группе с помощью взрослого); речевые умения (давать полные ответы на простые вопросы, делать умозаключения, интерес к использованию ИКТ в учебной деятельности дошкольников.
• Воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость, умение ориентироваться в мире ценностей (осознавать свое эмоциональное отношение к происходящему вокруг).
• Закрепить: представления детей о составе числа в пределах 8, понятия равенство-неравенство, умение составлять равенства по рисункам, сравнение чи-сел на наглядной основе, умение решать простейшие задачи
Наглядный дидактический материал :
Демонстрационный – кукла-царь, компьютер, схема «кода», магнитная доска, цифры от1 до 10, знаки: «+», «-», «<», «>», «=», числовой отрезок, плоскостной паровозик.
Раздаточный – таблицы, геометрические фигуры, числовые карточки-домики, карточки с цифрами, знаками.
Ход занятия:
(занятие предполагает наличие компьютера)
Введение в игровую ситуацию
Создать мотивацию к занятию.
Добиваться, чтобы дети осознавали задачу и решали её самостоятельно.
- Ребята, вы любите сказки? (ответ детей) Тогда слушайте… В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. (вос-ль показывает куклу-царя) И правил он страной, которая называлась - Математика. И решил он объехать свои города в царстве, и посмотреть всё ли у него ладно, всё ли у него складно. Посмотрел он по сторонам, а помощников-то у него нет. Что же делать? (дети высказывают свои предположения)
- Царь-батюшка, а наши дети тебе могут помочь, они хоть и малы, но очень умны. (царь «соглашается»).
Игра «Восстанови ключ»
- Чтобы не заблудиться, нам нужна карта, а карта под кодовым замком, чтобы его открыть, надо подобрать ключ. Если ключ будет правильным, то карта появиться на экране. У меня есть маленькая подсказка – надо правильно соединить точки и мы получим ключ от кодового замка. (вос-ль раздаёт детям задание, по-сле выполнения, задание проверяется)
- Молодцы, ключ восстановлен правильно!
Основная часть занятия.
Закреплять представления о составе числа в пределах 8.
Развивать умение составлять равенства, сравнивать числа на наглядной основе.
Совершенствовать навыки работы в таблицах.
На экране компьютера открывается карта.
Дети её рассматривают.
- Странная какая-то карта, и один вопросительный знак. Ребята, а царь мне говорит, чтобы начать путешествие и узнать название первого города, надо отгадать загадки. Вот эти загадки:
Два кубика у Маши,
Четыре – у Наташи
Вы кубики все эти
Скорей считайте, дети. (6)
Шесть грибов нашёл Вадим,
А потом ещё один.
Вы ответьте на вопрос:
Сколько он грибов принёс? (7)
Семь малюсеньких котят
Что дают им, всё едят,
А один - добавки просит
Сколько всех котяток? (8)
Ёжик по лесу шёл,
На обед грибы нашёл.
Два – под берёзой, три – под осиной,
Сколько их будет в плетёной корзине? (5)
- Молодцы, вы правильно отгадали все загадки.
И на карте появился город, в который мы отправимся. Этот город называется – Весёлые задачи.
- В городе Весёлые задачи в мире и согласии живут все животные, они очень любят играть, но всё время путаются, если мы правильно выполним все задания, компьютер покажет, куда идти дальше.
- Посмотрите, на поляне играют 5 котят, а вот к ним прибежали 3 щенка (на мониторе появляются три щенка, сколько всего животных стало на поляне? (вос-ль выслушивает ответы детей)
- Как получить число 8 нам покажет Дима.
- Дима, выложи на доске, как мы получили число 8. (выходит ребёнок, выполняет задание)
- Посмотрите, компьютер с нами «согласен» (высвечивается равенство 5+3=8)
- На какие две группы можно разделить этих животных? (ответы детей).
Во время ответов на мониторе высвечивается группа котят и группа щенков, подтверждая ответы детей.
- Скажите, кого больше котят или щенков? (дети отвечают, что котят больше)
- Как это можно записать? (выходит ребёнок и на магнитной доске выкладывает неравенство, затем сравниваем с неравенством, которое высвечивается на мониторе компьютера 5>3).
- Ребята, посмотрите, два котёнка убежали. Сколько теперь стало животных на поляне? Посмотрите внимательно на экран и сравните количество котят и щенков. Что можно об этом сказать? (дети отвечают, что их стало поровну, по три).
- Ангелина, выложи нам это равенство на доске. (выходит ребёнок, выполняет задание и сравнивает с подтверждением, которое высвечивается на мониторе компьютера)
- Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы. И посмотрите на карту. По-явился следующий город, в который мы сейчас отправимся. Называется этот го-род Геометрические фигуры.
-Чтобы дойти до этого города, нам надо пройти по подземному ходу.
(проводится физ. минутка)
- Этот ход очень узкий, идти надо друг за другом, а теперь появилась лестница (дети имитируют ходьбу по лестнице, а ступеньки на ней всё выше и выше (поднимают высоко колени, а потолок всё ниже и ниже (идут пригибаясь всё ни-же и ниже, а тут уже надо ползти
(выполняют движения ползком).
- Вот мы и добрались до города, в котором живут геометрические фигуры. (дети садятся на свои места за столами). Настолах для каждого ребёнка лежит таблица и набор геометрических фигур для выполнения задания).
- Здесь у нашего царя полная неразбериха. Все геометрические фигуры перепутались, и никак не могут попасть в свои дома. Давайте им поможем? (ответы детей).
- Живу геометрические фигуры в таблицах. Посмотрите внимательно, какие геометрические фигуры мы будем расселять? (дети отвечают - прямоугольники, квадраты, круги, треугольники)
- Какие фигуры живут в первой строке? (прямоугольники, после ответа детей на экране в таблице высвечивается прямоугольник,обозначающий первую строку.
- Какие геометрические фигуры живут во второй строке? (треугольники, после ответа детей на экране в таблице высвечивается треугольник,обозначающий вторую строку.
- Какие фигуры живут в третьей строке? (круги, отвечают дети, затем высвечивается на экране в таблице круг.
- Какие фигуры живут в четвёртой строке? (квадраты, после ответа детей на экране в таблице высвечивается квадрат.
- Какого цвета фигуры будут в первом столбце? (синего, компьютер подтверждает ответ.
- Какого цвета фигуры будут во втором столбце? (жёлтого, компьютер подтверждает ответ.
- Какого цвета фигуры будут в третьем столбце? (красного, компьютер подтверждает ответ.
- Какого цвета фигуры будут в четвёртом столбце? (зелёного, компьютер подтверждает ответ.
- Даша, какая фигура живёт в первой строке и первом столбце? (синий прямоугольник). Ответ сравнивается с изображением, которое появляется в таблице на экране.
- Ангелина, какая фигура живёт во второй строке и втором столбце? (жёлтый треугольник). Ответ сравнивается с изображением, которое появляется на экране монитора.
- Дима, какая фигура живёт в третьей строке и четвёртом столбце? (зелёный круг). Ответ подтверждается появлением данной фигуры в таблице на мониторе.
- Вова, какая фигура живёт в третьей строке и первом столбце? (синий круг). Ответ подтверждается появлением фигуры на мониторе компьютера.
- Митя, какая фигура живёт в четвёртой строке и третьем столбце? (красный квадрат). Ответ подтверждается компьютером.
- Лера, какая фигура живёт во второй строке и четвёртом столбце? (зелёный треугольник). Ответ подтверждается компьютером.
- Ваня, какая фигура живёт в четвёртой строке и втором столбце? (жёлтый квадрат). Ответ подтверждается высвечиванием фигуры на экране в таблице.
- Соня, какая фигура живёт в первой строке и третьем столбце? (красный прямоугольник). Ответ подтверждается компьютером.
- Молодцы, ребята, теперь в городе Геометрических фигур всё встало на свои места. Геометрические фигуры нашли свои домики, а мы можем отправляться дальше в наше путешествие. Посмотрите на карту, мы видим следующий город, который нам предстоит посетить. Называется этот город Числоград.
- Но находиться он очень далеко. До него нам придётся лететь на самолёте.
(проводиться физ. минутка)
Дети проходят на «посадку» (выходят на середину группы и выполняют движения по ходу стихотворения)
- Руки в стороны – в полёт
Отправляем самолёт. (руки в стороны)
Правое крыло – вперёд, (поворачивают корпус вправо)
Левое крыло – вперёд. (корпус влево)
Раз, два, три, четыре -
Полетел наш самолёт («летят по группе)
Полетать ведь каждый рад.
Прилетели в Числоград(«подлетают» к столу, на котором лежит следующее задание: карточки-домики и карточки-числа)
- Ребята, в городе Числоград необычные дома: на каждом этаже живут соседи-числа, которые в сумме дают число – номер дома. Заселите домики числами.
(дети выполняют задание)
- Митя, какие числа живут в твоём домике? (ответ ребё нка: «Мой домик под номером 7, в нё м живут соседи-числа: 4 и 3, 2 и 5, 6 и 1, 3 и 3)
- Ангелина, какие числа живут в твоём домике? (ответ ребё нка: - «Мой домик под номером 8, в нё м живут соседи-числа: 5 и 3, 1 и 7, 4 и 4, 2 и 6).
И т. д. (опрашиваются дети по количеству домиков, с учётом оставшегося време-ни).
- Задание выполнено! Молодцы!
- Посмотрите, на карте появилась конечная станция нашего путешествия - Резиденция царя. А добраться до неё мы сможем только по железной дороге.
(при выполнении этого задания используется числовой отрезок).
- В Математической стране необычные дороги – числовые отрезки. Чтобы путе-шествовать по этой стране, надо знать «правила дорожного движения». Что происходит с числом при движении по числовому отрезку вправо? (дети отве-чают - число увеличивается).
- Что происходит с числом при движении по числовому отрезку влево? (дети отвечают - число уменьшается).
- Наш паровозик стоит на станции под номером 5, на станции под каким номером он остановится, если ему надо проехать вперёд (вправо) две остановки?
(ребё нок выполняет задание у доски: - Паровозик остановится на станции под номером 7).
- Паровозику надо проехать назад (влево) три остановки, на станции под каким номером он остановится?
(паровозик остановиться на станции под номером 4).
- Паровозик ждут на станции под номером 8. Что ему нужно сделать?
(проехать вперёд четыре остановки).
- Молодцы, ребята, вы выполнили задание, и мы оказались в Резиденции царя. Он очень доволен, что вы помогли ему объехать его владения и навести там порядок.
Итог занятия.
Добиваться полных ответов на простые вопросы.
Продолжать учить делать умозаключения.
- Ребята, где же вы сегодня побывали, в какие города заезжали, путешествуя по волшебной стране, где всё связанно с математикой? (ответы детей)
- Что вам понравилось? Какие задания для вас были лёгкими, а какие - трудны-ми? (ответы детей)
- За службу добрую решил вас царь отблагодарить и даёт вам целый сундук с золотыми монетами. (дети получают «сундук» с шоколадками в виде монеток)