Наталия Фролова
Конспект открытого занятия «Наоборот»
▼ Скачать + Заказать документы
«НАОБОРОТ»
Составлено:
Воспитатель Фролова Н. В.
г. Москва
2014 г.
Директору ГБОУ СОШ № 1256___/Шестакова О. А. /
Содержание работы с детьми
Тема: Наоборот
Цели: Знакомство со словами «наоборот», «противоположно» и усвоение их значений; развитие умения находить к каждому слову (действию) противоположное слово.
Темочки:
Материал. Картинки с изображением взрослых животных и их детенышей, белый и черный кубики, одинаковые по величине, маленькая и большая куклы, длинная и короткая деревянная палочки, большой и маленький камушки одинакового цвета (галька, 2 черных шарика: маленький и большой; 2 белых шарика: маленький и большой.
Методические указания
Воспитатель. Ребята, давайте поиграем в новую игру, она называется «Наоборот». Чтобы вы все поняли, как играть, поднимите руки вверх. Теперь опустите их вниз. А теперь опять поднимите вверх и скажите: «Вверх!», потом опустите и скажите: «Вниз!» (Дети опускают и поднимают руки.) Вверх! Вниз! Вверх! Вниз! Хорошо, молодцы. А теперь ответьте мне, какое слово будет наоборот слову вверх? (Вниз.)
— А если я скажу: «Вниз!», какое слово будет наоборот. (Вверх.)
— Вы поняли, как играть в эту игру? Нужно называть слова наоборот. Давайте играть дальше. Большой. (Маленький.)
— Маленький. (Большой.)
— Вперед. (Назад.)
— Назад. (Вперед.)
— Быстрый. (Медленный.)
После нескольких индивидуальных опросов педагог говорит: «А теперь мы посмотрим на картинку и скажем, как будет наоборот».
Показывает картинки с изображением взрослых животных и их детенышей.
Воспитатель. Посмотрите и ответьте: кто здесь изображен? (Тигр и тигрята.)
— Тигр какой? (Большой, сильный, полосатый.)
— Тигр большой, а тигрята? (Маленькие.)
— Тигр сильный, а тигрята? (Слабые.)
— Тигр может быстро бежать. А тигрята могут так быстро (выделяя слова энергичным произношением) бежать? (Нет.)
— Быстрый! А как будет наоборот? (Медленный.)
Аналогично рассматриваются еще 2—3 картинки: слон и слоненок, птица и птенчики и т. д.
Воспитатель. А если я скажу слово «холодный», какое слово будет наоборот? (Теплый, горячий.)
Далее можно повторить слова, к которым дети уже находили про-тивоположные слова.
Воспитатель. Вы все знаете много сказок. Кто назовет сказки, которые он знает?
Дети называют сказки.
Воспитатель. Как много вы знаете сказок! Молодцы! А вот ребята из младшей группы больше вас знают сказок или меньше? (Меньше.) Сейчас мы поиграем в игру «Наоборот» со сказками. Кто в сказках бывает плохой? (Баба-яга, Кощей Бессмертный.)
— Плохой. А как будет наоборот? (Хороший, добрый.)
— И у слова «добрый» есть слово наоборот. Какое? (Злой.)
— Кто в сказках добрый? (Иванушка, Василиса Прекрасная.)
— А кто злой? (Кощей Бессмертный.)
Игру можно продолжить, а затем перевести ее в беседу о плохом и хорошем поведении.
Пальчиковые игры:
ДВА ЕЖА
Шли по лесу два ежа поочередно шлёпать ладонями по коленям
Шли спокойно, не спеша
На спине иголки резкими движениями растопыривать пальцы и прятать Острые и колкие их в кулак
Чуть шуршали листьями круговые движения ладошкой по ладошке
И травкой зубки чистили указательным пальцем одной руки имитировать
Чистку зубов.
ШАРИК
Надувают шарик быстро пальцы обеих рук собраны в щепотку,
Он становится большой постепенно раздвигать их, не отрывая друг от друга
Вдруг шар лопнул хлопок в ладоши
Воздух вышел подуть на сложенные ладони
Стал он тонкий и худой снова собрать пальцы в щепотку.
Воспитатель: А теперь послушайте внимательно. Такие слова, которые получаются в нашей игре «Наоборот», называются противоположными. Хороший — противоположно слову «плохой». Теплый — противоположно слову «холодный». А к слову «много» что будет противоположно? (Мало.)
Поиграв еще немного и повторив противоположные слова, педагог раздает детям по набору предметов и игрушек (белый и черный кубики одинаковой величины, маленькая и большая куклы, длинная и короткая деревянные палочки (пусть дети пока не называют «длинная» — «короткая», а лишь различают палочки по величине, так как главная задача на этом этапе работы — поиск противоположностей, большой и маленький камушки одного цвета (галька, 2 черных шарика: маленький и большой; 2 белых шарика: маленький и большой).
Воспитатель: А теперь мы поиграем в игру «Найди противоположное». Положите все игрушки на столики. Посмотрите на них внимательно: среди них есть похожие и непохожие. Вы должны взять игрушку и положить слева от себя, а игрушку, которая «наоборот», противоположная, — справа. Понятно всем? Берем деревянную палочку. Какая она? (Кто-то из ребят может взять большую, кто-то маленькую палочку.)
Дети. Большая. Маленькая.
Воспитатель: А какая будет наоборот? Найдите противоположную папочку: маленькой палочке противоположна большая.
Дети раскладывают предметы.
Воспитатель. А теперь давайте проверим, как вы выполнили задание. Маша, покажи нам и расскажи, как и что ты раскладывала.
Педагог поправляет отдельные действия ребенка, следит за тем, как все дети проверяют свою работу (некоторые ребята могут разложить шарики, ориентируясь на противоположные цвета (черный — белый, другие — на противоположные размеры: большой шарик — маленький шарик.
Необходимо спросить у ребенка, почему он положил предметы и игрушки так, а не иначе.
Возможная ошибка: дети могут не удерживать единое основание для сравнения, говоря, например: «Этот шарик черный, а этот — большой». В этом случае надо показать, что объекты отличаются по разным параметрам: один — большой, другой — маленький, один — черный, другой — белый.
Воспитатель. Все хорошо отвечали и справились с заданием. В какую игру мы сегодня играли?
Дети. Наоборот! Найди противоположное!
Воспитатель. Ну-ка, давайте повторим ее. Быстрый. (Медленный.) Вверх. (Вниз.) И так далее.
Физминутка
На горе стоит лесок
круговые движения руками
Он не низок не высок
сесть, встать, руки вверх
Удивительная птица подает нам голосок
глаза и руки вверх, потянуться
По тропинке два туриста
Шли домой из далека
ходьба на месте
Говорят: "Такого свиста, мы не слышали пока"
плечи поднять
Пять веселых домовых
Праздничною ночью
Разгулялись чересчур.
Встал на цыпочки
Один закружился в вальсе
А второй споткнулся и нос расквасил.
Третий прыгал до небес
С неба звезды цапал.
А четвертый топал как Мишка косолапый
Пятый пел до хрипоты
Песенку за песенкой.
Этой ночью домовым очень было весело.
Закрепление материала в течение недели
Игра «Изменения»
Педагог предлагает ребятам «проходить через разные ворота» — высокие или низкие. Дети идут по кругу. Если педагог говорит, что ворота высокие, то можно идти прямо, а если ворота низкие — то надо наклониться. Тот, кто вовремя не наклонился, садится отдыхать.
Игра может быть усложнена. Педагог говорит: «Узкие ворота!» — и дети идут боком: «Широкие ворота!» — и дети идут, широко размахивая руками, делая широкие шаги.
Игра «Тяжелый — легкий»
Каждому ребенку выдается пустой пакет (сумочка, рюкзак или мешок). Педагог объясняет: «Каждый из вас несет сумку. Она может быть тяжелая или легкая. Посмотрите, как можно нести легкую сумку. (Идет, слегка размахивая сумкой, и улыбается.) А теперь посмотрите, как можно нести тяжелую сумку. (Идет, сгибается, охает, вздыхает, останавливается, «вытирает пот».) Давайте сначала попробуем изобразить, как несем сумку, а потом будем играть».
Педагог называет, какая сумка, например: «Легкая!», а дети изображают, как они ее несут.
Игра «Светло — темно»
Педагог читает стихотворение:
В небе солнышко сияет,
Светлый день детей встречает!
Солнце, солнце,
Выгляни в оконце!
Дети прикладывают руку козырьком ко лбу и смотрят вдаль, как бы встречая солнышко, затем «просыпаются», потягиваются — утро наступило.
Педагог произносит:
Ночь стучится к нам в окно,
Все вокруг темным-темно.
Дети закрывают глаза, «готовятся ко сну».
Педагог произносит:
Будем солнышка мы ждать,
А сейчас ложимся спать.
Дети складывают ладошки под щеку и склоняют голову набок — «спят». Далее стихотворение повторяется, ребята «просыпаются». И так далее.
Домашнее задание родителям
Поиграйте с ребенком в игру «Наоборот». Показывайте ему различные противоположности в повседневной жизни: высокий и низкий (дом, человек, дерево, длинный и короткий (нитка, путь домой, дорога в детский сад, прийти — уйти, промокнуть — высохнуть, смеяться — плакать, одеваться — раздеваться, утро — вечер, день — ночь, светло — темно и т. д.
— При просмотре телепередач обращайте внимание ребенка на ситуации, в которых можно выделить противоположности: Хрюша ленивый, а Филя трудолюбивый; Том большой, а Джерри маленький. Можно показать ребенку звучание различных нот и музыкальных инструментов (труба играет громко, а скрипка — тихо и т. д.); послушать с ним грустные и веселые песенки.