Александра Кивалина
Конспект открытого занятия «Формирование основных понятий по ОБЖ в старшей группе детского сада»
Автор: Кивалина Александра Ивановна
Цель занятия:
Дать понятие об огне как стихии и помощнике человека. Закреплять знания и умения применять правила безопасности в природе, дома, на дороге, учить применять художественное слово, произведения устного народного творчества, продолжать учить делать выводы из своих наблюдений, логически мыслить. Закреплять умения составлять рассказ, создавать хороший психологический климат во время занятия.
Активизация словаря:
Чурочки, печурочка, пышки, хворь, брод.
Публикация «Конспект открытого занятия „Формирование основных понятий по ОБЖ в старшей группе детского сада“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Подготовительная работа:
Чтение художественных произведений, отгадывание загадок, беседы о телепередачах, экскурсия в пожарную часть.
Методическая работа:
Подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок, разучивание игротренинга «Мышки и пышки» и «Солнышко», мелодии «Голоса птиц» и «Солнечный круг». Рисование картинок «Что случилось с солнышком?», «Костёр», схему пути (от стола к двери, от двери к сундучку). Изготовление кузовка, где подобраны загадки солнышка; солнышко из сегментов с цифрами с обратной стороны магнитную доску, сундучок ванночку с краской и тампонами для рисования. Составление ребуса, изготовление короны, глобуса и карты.
Проведение занятия:
1. Входим с детьми в группу, где здороваемся, знакомимся.
2. Спрашиваю детей: «Где мы живём?». Дети отвечают: «На планете Земля». На глобусе и карте находим примерное место проживания. Вопрос: «Что нужно для жизни на Земле?». Ответ: «Тепло, свет, пища, одежда, бережное отношение к окружающему миру» (Заострить на этом внимание).
Далее отгадываем загадку:
Шипит и злится, воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусается
(Огонь)
Объявление темы занятия: Дети садятся на места полукругом перед воспитателем. Чтение русской народной легенды «Два огня»:
Зажглись на одном огне два огня и стали между собой разговаривать:
-Ох, брат, и погуляю я на той неделе. Весь дом пожгу и двор тоже, ничего не оставлю - говорит первый огонь. – Чего это ты надумал своих хозяев обижать?- удивился второй. – Того и подумал, что они меня сами обижают. Плохо мне у них живётся. Они как печь затопят, так обязательно поругаются, вечерние огни зажигают – опять бранятся. А я люблю, чтобы в доме были мир и покой. Да и хозяйка обо мне не заботится: заметает меня грязным веником, никогда спасибо не скажет, в печь не спрячет, до утра не укроет. - Ну гуляй коли задумал. Только вот что: на вашем дворе наше колесо лежит. Так уж ты его не трогай! А то мои-то хозяева хорошие – зажгут меня с любовью, да с молитвой и погасят с добрым словом.
Вот прошла неделя, и случился в деревне пожар. Сгорел один дом, со всем добром. Только в том дворе нашли после пожара соседское колесо. Лежало оно целым – целёхонькое.
Вопрос: «Дети, о чём говорится в этой легенде?» Ответ: «Огонь не любит злых, неаккуратных людей, он может разозлиться. А к добрым он относится по-доброму. А колесо осталось целым потому, что оно принадлежало добрым хозяевам.
Загадка: Всё ест - не наедается, а пьёт – умирает. (Огонь)
Поговорка: Человеку – друг огонь, только ты его не тронь! (помочь объяснить детям)
Вопрос: Дети, а как вы понимаете дружбу с огнём? Да он греет, освещает жилище, готовит еду.
Благодаря ему, ездят машины, летают самолёты, плывут корабли. А какие электроприборы вы знаете? А почему они опасны? А как зажечь огонь? Дети: нужны спички. А что можно сказать о спичках? Все вместе: спички детям не игрушка!
Стих о спичках:
1) Ростом спичка – невеличка
Не смотрите, что мала.
Эта маленькая спичка
Может сделать много зла.
Все вы помните, друзья,
Что с огнём шутить нельзя!
2) Спички – близнецы – сестрички
На хозяина похожи:
Глуп хозяин – спички тоже.
А хозяин – не глупец,
А хозяин – молодец.
То, конечно, молодцы
И сестрички близнецы!
3) Это тесный, тесный дом
Сто сестричек жмутся в нем
И любая из сестер
Может вспыхнуть, как костёр.
Не шути с сестричками
Тоненькими спичками.
Магнитная доска: картинки с изображением полянки, где солнышко улыбается, солнышко рассердилось и загрустило.
Стихотворение Е. Поликушина «Антошка»
Спичкою Антошка чиркнул и пошёл.
Сам Антошка крошка-
А пожар большой.
Рассматриваем картинки и составляем рассказ: «Пришёл Антошка на лесную полянку. Солнышко улыбалось. Кругом была красота. Зажёг он костер, рад, а солнышко сердится. Ушёл Антошка, а солнышку грустно: от костра вся полянка превратилась в черное пятно.
«Кто, о чём поёт?»
О чём поёт огонь, гуляя по полям
О том, что занят он не только отопленьем.
Что булки он печет и варит суп с лапшою,
Что расположено к вам всей пламенной душою.
Без ругани и ссор живёт огонь в квартире,
Лишь просит об одном, чтоб вы с ним жили в мире.
Поёт огонь весь день в своём наряде алом,
А ночью спит в золе под чёрным одеялом.
Он – красный, свой костюм, ложась в постель снимает.
И ветер по трубе всю ночь ему играет.
А утром на заре его разбудят спички
И снова он поёт и жжётся по привычке. Ю. Яковлев
Поём русскую народную песенку «Гори огонь в печурочке»:
Во дворе растёт трава,
Я колю, колю дрова.
Колю дрова на чурочки,
Гори огонь в печурочке.
Гори, гори жарче печь,
Будет Дуня пышки печь
Объяснить слова: чурочки, печурочка, пышки
Игротренинг (пальчиковый) «Мышки и пышки»
Десять очень славных мышек (показать 10 пальчиков)
Десять взять решили пышек.
Печь горячую открыли, - (показ ладонями)
К сковородке подскачили, - (пальцы бегут по ладоням)
Лапки все пообжигали, - (отскакивают пальцы)
К маме в норку побежали. - (не плотно сжатый кулак –туда по-очереди все пальцы)
Стала мама их лечить, - (каждый палец правой руки прижать к левой ладони и наоборот)
Пальцы в маслице мочить, -
Пластырь клеить им на лапки, - (указательный палец правой руки дотрагивается до подушечек левой и наоборот.
А потом давать баранки. - (на обеих руках одновременно делают колечки)
Вопрос: Дети, то вы можете сказать, как бы вы поступили в данной ситуации. Да, не только с огнем нужно быть осторожным, но и с тем, что на нем приготовили.
Показать картинку символ огня. Поговорить с детьми, знают ли они случаи возникновения пожаров. Как бы вы поступили? Показать номер телефона:01
Загадка: Что выше леса, краше света,
Без огня горит, летом греет, зимой холодит? (солнце)
Да это солнце. Планета. Раскаленный жар, где сгорают газы, неся нам тепло и свет. Подойти к столу. Что случилось с солнышком? Оно превратилось в белые кусочки, а лучики все рассыпались. Смотрите – конверт. В нем записка. Я очень боюсь, что кто-то берет спички и говорит об огне. А сегодня вы этим и занимаетесь. От страха от меня ушел огонь. Сами знаете, что может случиться. Станет темно и холодно. Отгадайте загадки, спрятанные в кузовке на лесной полянке под ёлочкой.
Это вернет огонь. Помогу вам только тем, Что дарю свою корону. В ней есть еще волшебная сила.
Дети должны дотронуться до неё.
Игротренинг «Солнышко»
Солнышко, солнышко в небе свети. - (Поднять руки вверх)
Яркие лучики к нам протяни.
Руки мы вложим в ладошки твои, - (кружимся)
Нас покружи, оторвав от земли.
Вместе с тобой мы пойдем на лужок, - (строимся в круг, идем по кругу)
Там все мы встанем в красивый кружок.
С песней поводим мы все хоровод
Солнышко с нами по кругу пойдет.
Захлопают радостно наши ладошки, - (хлопаем)
Быстро затопают резвые ножки. - (топаем)
Солнышко скрылось, не видно его,
Не согревает оно никого. - (присесть, вздохнуть).
Поход на полянку: птицы поют. А вот и кузовок. Давайте разожжем костер. Найдем старое место, где горел костер. А то на новом месте мы погубим много травы, насекомых. Разожгли костер и начали отгадывать загадки солнышка.
Символический знак «Дорога» Дети узнают дорожные знаки. Как вести себя на дороге? Почему нельзя кататься на коньках, велосипеде, на санках, играть в мяч? Дети отвечают. Да мы отгадали загадку. Трогаем корону.
Символические картинки о природе, о воде, о здоровье. Дети рассказывают. Как вести себя на лугу, в лесу, на речке.
Объяснить пословицы и поговорки:
Не зная броду – не суйся в воду.
Чистая вода - для хвори беда.
Когда б ни баня, мы все б пропали.
Молодцы. Все загадки отгадали. Давайте загасим костёр и подумаем, что нам делать дальше.
Нужно загасить всё до уголёчка. «Уголёк в уголок отнеси, в уголке уголёк погаси». Дети, смотрите. Ёж ползет и что-то шепчет: А ёж пыхтит и морщится
Что я вам уборщица?
Лес никак не подмету-
Соблюдайте чистоту!
Проверьте, мы ничего не оставили? Мы весь мусор уберем, а кузовок оставим под ёлочкой. Он не наш! А смотрите-ка - здесь клубочек. Как вы думаете. Может он нам помочь? Потрогайте мою корону. Ну, кто помнит сказки, где помогал людям клубочек?
Дети: «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Финист – Ясный сокол».
Тогда закроем глаза, а я брошу клубочек. Смотрите, он катится к столу. Здесь ребус (Ключик). Видимо, нам надо открыть какой-то замок. Здесь ещё и бумага. На магнитной доске выкладываем схему пути. Чем измеряется расстояние? Линейкой, полоской, шагами. Давайте измерим шагами-линейкой.
Дети идут по стрелкам, отсчитывая шаги. Подходим к сундуку, открываем замок. Там ванночка с краской, тампоны из поролона. Дети трогают мою корону.
Мы догадываемся, что будем раскашивать солнышко. Дети ложатся на ковер вокруг ванночки и закрашивают солнышко. По окончанию работы, согласно цифр, на обратной стороне сегмента, подходят к магнитной доске. Воспитатель выкладывает силуэт солнышка. (Всё время, сначала рисования, звучит мелодия «Солнечный круг»).
Солнышко улыбается (предварительно восковой свечой нарисовала черты лица, а лучики подарим мы нашим гостям. Пусть всех они согревают, всем светят. А мы ко всему окружающему будем относиться с добротой, пониманием, любовью. И тогда всё будет хорошо. (Прощаемся и уходим).